Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной
Оценка 4.6

Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной

Оценка 4.6
doc
02.12.2019
Методическая разработка литературной композиции  по творчеству Беллы Ахмадулиной
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной.doc

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 
Звучит скрипка (Соната Ф.Генделя) 
Во время выступления детей идет показ слайдов презентации 
«Белла Ахмадулина и ее друзья» 
1 ведущий: 
Да будем мы к своим друзьям пристрастны! 
Да будем думать, что они прекрасны! 
Терять их страшно, бог не приведи! 
2 ведущий:
Эти строки принадлежат писательнице и переводчику, крупнейшему лирику двадцатого века Белле Ахатовне Ахмадулиной. 
1 ведущий: Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга. 

Родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина 10 апреля 1937 года в Москве. Семья Беллы принадлежала к советской элите. Ее отец Ахат Валеевич был крупным таможенным начальником, а мать Надежда Макаровна - майором КГБ и переводчиком.

 

2 ведущий: Ахмадулина начала писать стихи рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», - как вспоминала сама. «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках».

1 ведущий: По окончании школы поступила в Литературный институт имени А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки поэта Ильи Сельвинского, который сказал: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства»… Во время учёбы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки и даже снималась в кино. 

1 ведущий: Именно в Литературном институте она познакомилась со своим первым мужем – поэтом Евгением Евтушенко, он тоже был студентом. Вот так звучали эти два голоса, обращенные друг к другу, в 1957 году. Евгений Евтушенко:

2 ведущий:

Ты далеко, но разве это

так важно?

Девчата смотрят – улыбнусь

им  бегло.

Стою – и всё-таки иду

под плеск  вальса.

С тобой иду! И каждый вальс

Твой, Белла!

С тобой я мало танцевал

и получалось-то у нас

так,  слабо.

Но лишь тебя на этот вальс

я  выбрал.

Как горько танцевать с тобой!

Как  сладко!..

1 ведущий: А вот она ему отвечает, как бы чувствуя, что их ожидает впереди:

2 ведущий:

Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам

по следу следа моего.

Я знаю – снова не получится

из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости – из горести

так прямо голову держу.

1 ведущий: Белле Ахмадулиной посвящено одно из самых известных стихотворений Евтушенко «Со мною вот что происходит». История их любви окончилась грустно: разводом. 

Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли.

Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода… были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая  Белла Ахмадулина

У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.

2 ведущий: Смелость и мужество были присущи Белле Ахатовне всю жизнь  Её хрупкая рука подписала десятки, а может, и сотни писем в защиту диссидентов, правозащитников, тех, кто подвергался преследованиям.

 Стихи Б. Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку. Песни на слова Беллы Ахмадулиной звучали в популярных кинофильмах и становились любимыми и наиболее часто исполняемыми на концертах, по радио, с телевизионных экранов.

Камерность любовной лирики Ахмадулины, в которой так часто упрекали поэтессу современники, на самом деле невероятно глубока. Она сама создает мир своих любимых, который узок, но при этом удивительно глубок и полон.

1 ведущий : Казалось бы неразделенная любовь- традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней , сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю - снова не получится
из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости - из горести
так прямо голову держу.
 

2 ведущий: Не меньшую известность принесли Ахмадулиной и ее переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с грузинского, армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского языков).

Белла Ахмадулина была награждена орденами Дружбы народов (1984), "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени (2007 и 1997). Ее творчество отмечено Государственной премией СССР (1989), премией Президента РФ (1998), премией "Триумф" (1994), Пушкинской премией фонда А.Тенфера ( Германия1994), международными поэтическими премиями "Носсиде" (Италия, 1992), "Брианца" (Италия, 1998), Государственной премией РФ (2004)

1ведущий: «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь»,—признавалась Белла Ахатовна. 
2ведущий: Борис Мессерер, народный художник России, рисовал, любил и боготворил ее. Они прожили вместе счастливых 36 лет.  И вырастили двух дочерей, Елизавету и Анну.Последние годы жизни, когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, крепко взявшись за руки — высокий, статный красавец Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, время не властно над этой парой.
29 ноября 2010 Белла Ахмадулина  умерла на своей даче в Переделкино,  не выпуская руки любимого мужа… 

1ведущий: Однако, поэт не был бы поэтом, если бы не писал и не чувствовал окружающих его людей и вещи так же чутко, как и себя самого. В любовной лирике Беллы Ахмадулиной много проникновенного, глубоко чувства, много нежности к тем, кто вокруг. Нежность – это одна из главных ипостасей ее творчества.

2ведущий: Она была не только поэтом, но и дивой, райской птицей той эпохи.   Тонкая, хрупкая, словно неземная, она обладала твёрдым характером, никогда не предавала близких, родных. У многих вызывало восхищение, что женщина может быть такой. Ей было, что сказать миру, поэтому она писала, читала, завораживала. Глубина и сила чувства – вот тот бесценный дар, который подарила читателям в своем творчестве поэтесса Белла Ахмадулина.

 1ведущий: закончить наш сегодняшний вечер мы хотим словами Беллы Ахмадулиной:

Бог точно знал, кому какая честь.

Мне лишь одна – не много и не мало:

Пребуду только тем, что есть,

Пока не стану тем, чего не стало.

 

Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции  по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции  по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции  по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции по творчеству Беллы Ахмадулиной

Методическая разработка литературной композиции  по творчеству Беллы Ахмадулиной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019