методическая разработка: «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ»

  • docx
  • 02.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра «Математический Брейн-ринг», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 3 классов. Основная цель этой игры: повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; повышение мотивации к изучению предмета; изменение отношения к учебному предмету, снятие эмоционального напряжения.
Иконка файла материала Методическая разработка.docx

 

 

 

 

 

 

Тема методической разработки:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ»

 

 

 

 

 

 

Агабекова Эльмира     

Абдурахмановна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 7 города    

 Дагестанские Огни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

Методическая разработка

«Математический Брейн-ринг»

Классный руководитель: Агабекова Э.А.

Аннотация

Игра «Математический Брейн-ринг», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 3 классов. Эту игру можно провести как в ходе предметной недели естественно-математических наук, на последнем уроке учебной четверти или при прохождении второго трека при реализации Всероссийского проекта Орлята России «Орлёнок-Эрудит».

Основная цель этой игры: повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; повышение мотивации к изучению предмета; изменение отношения к учебному предмету, снятие эмоционального напряжения.


 

Пояснительная записка

Для того чтобы повысить интерес учащихся к учебному предмету учителя часто проводят различные виды игр на которых предлагают учащимся занимательные задачи. Именно такой урок представлен в данной разработке. Его можно провести в рамках предметной недели наук естественно-математического цикла, на последнем уроке учебной четверти, в конце учебного года или при прохождении второго трека при реализации Всероссийского проекта Орлята России «Орлёнок-Эрудит».

В игре могут принимать как учащиеся одного класса, так и несколько команд из одной параллели. Учащиеся класса заранее разделяются на команды по пять-шесть человек, придумывают название команды, девиз, эмблему, приветствие командам- соперникам и членам жюри.

К игре учитель готовит задания, направленные на развитие математического мышления, эрудицию, логику, смекалку. Это могут быть задачи на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание, переливание и взвешивание без гирь, головоломки со спичками, на внимание и проверку вычислительных навыков, на комбинаторику и т.п. Все команды одновременно выполняют одинаковое задание. В игре побеждает команда первой набравшая наибольшее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты «За активное участие в игре». Также члены жюри награждают отдельных учащихся по следующим номинациям: «Самый быстрый Ум» – самой быстрой команде, «Самый активный игрок», «Лучший математик», «Самый внимательный», и т.д.

За ходом игры следит жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов(в нашем случае наставники), учителя математики, родители учащихся класса. В их обязанности входит следить за временем, отпущенным на обсуждение вопроса, решение задачи, за очередностью подготовки ответов каждой командой, а самое главное за правильностью ответов на поставленный вопрос. Продолжительность игры один урок – 40 минут.

Цели и задачи мероприятия:развитие познавательных и творческих способностей учащихся, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.

Образовательная:

● Расширять кругозор учащихся по математике.

● Учить учащихся доказывать, объяснять, отстаивать своё мнение.

● Способствовать развитию познавательного интереса к данному предмету.

Воспитательная:

● Воспитывать умение и навыки работы в команде.

● Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.

● Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества, ответственности и сопереживания.

● Воспитывать инициативность и активность.

● Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

● В игровой форме развивать у учащихся интерес к данному предмету.

● Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Развивать логическое мышление, смекалку, наблюдательность, память, внимание; расширять кругозор, сообразительность.

● Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:научатся работать самостоятельно, обобщать знания, полученные на уроках математики, выполнять самопроверку, рефлексию деятельности.

Метапредметные:овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:понимают смысл выполнения самоконтроля и оценки результатов своей учебной деятельности.

Форма:внеклассное мероприятие(интеллектуальные состязания).

Методы: частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа.

Оборудование:карточки с заданиями, конверты, правила игры, ребусы, сигнальные карточки.

Оформление:плакаты «Математика – царица наук», «Математику учить – ум точить», геометрические фигуры (для оформления).

Сценарий учебного занятия:

1.                 Организационный момент, приветствие, проверка присутствующих участников команд 1мин.

2.                 Объявление плана мероприятия, объяснение условий игры 2мин.

3.                 Проведение игры35мин.

4.                 Подведение итогов игры, награждение победителей среди учащихся и команды набравшей наибольшее число баллов 2мин.


 

Ход игры

I.Организационный момент.

Звучит фоновая музыка «Дважды два четыре»

- Итак, сегодня в нашем классе состоится «Математический Брейн-ринг», приуроченный к треку «Орлёнок-Эрудит» (программа Орлята России) – игра удачи для самых сообразительных, находчивых, удачливых, для тех, кто хорошо знает и любит математику. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.

Класс делится на 5 команд (участвует весь класс)

- Для проведения игры нам нужны помощники: хранитель времени и члены жюри.

- Прошу вас занять свои места.

- Сегодня вам пригодятся все ваши знания и умения. Пусть победа и удача сопутствуют вам! Команды, занимайте свои места.

II. Знакомство с правилами игры.

1.                 Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и девиз.

2.                 Капитан решает, кто из игроков будет отвечать на вопрос.

3.                  Всем командам отводится одинаковое время для обсуждения. Команда получает за правильный ответ 1 балл.

4.                 В случае подсказки текущий вопрос снимается, а подсказывающий исключается из команды.

5.                 Право первой ответить предоставляется той команде, которая раньше другой поднимет карточку.

6.                 5. Сигнальную карточку поднимает только капитан, он же и назначает того, кто будет отвечать.

7.                 6. За ходом игры следит жюри. Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного или не совсем точного ответа, оглашает счет.

8.                 Победителем «Математического брейн-ринга» будет считаться та команда, которая наберет больше очков.

- На выполнение задания дается одна минута. Ваши ответы должны быть полными и содержательными. Выкрикивать нельзя, кто будет выкрикивать ответы, очки защитываться не будут.

III. Проведение «Математического Брейн-ринга».

-Великий математик Пифагор сказал: «Мир построен на силе чисел». В жизни мы ежедневно встречаемся с математикой. Что бы мы не делали, всегда приходится что-то рассчитать, осмыслить, быстро смекнуть, сообразить. И можно заметить, что чем больше человек тренирует свой мозг, тем ум становится острее, а человек находчивей.

-Итак, мы начинаем нашу игру. Я желаю вам работать дружно, слажено, активно. - Оценивать наши успехи, правильность ответов будет жюри.

- Ну что, готовы? Тогда начинаем.

- Мы начинаем наш «Математический Брейн-ринг» с 1 раунда «Приветствие команд».

-Спасибо командам, жюри оценит ваше выступление.

-А мы продолжаем, сейчас команды должны показать свою смекалку, остроумие и чувство юмора. Следующий наш 2 раунд «Разминка для ума» каждой команде будет задано по 3 вопроса. Вопросы будут задаваться поочерёдно.

 

2 раунд

«Разминка для ума»

1. За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)

2. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100 сто.)

3. Сколько яиц можно съесть на голодный желудок? (Одно.)

4. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)

5. Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (7)

6. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)

7. Сколько ушей у 5 мышей? (10)

8. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)

9. Мой приятель шёл, пятак нашёл. Двое пойдём сколько найдём? (Столько же.)

10. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (Ни одного: ведь дно упало.)

11. Сколько ножек у 2 сороконожек? (80)

12. Что будет делать ворона, прожив 3 года? (Будет жить четвёртый.)

13.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – позади. Сколько ног у животного? (2)

14.Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

15. Сколько концов у двух с половиной палок? (6)

 

2 раунд

«Занимательные палочки»

-Переложите палочки(спички) так, чтобы равенства стали верными. По готовности поднимаем сигнальную карточку, члены жюри подойдут и оценят правильность выполнения.

VI + IV = XII

XI – X = III

 

3 раунд

«Размышляй-ка»

- Нужно вместо звёздочек поставить знаки «+» и «» так, чтобы получилось верное равенство.

1 * 2 *3 * 4 * 5 *6 * 7 = 8

-Команды, справившиеся с заданием, отдают свои ответы жюри. Жюри оценивает правильность выполнения.

 

4 раунд

«Лучший математик»

-Вы должны посчитать количество треугольников, трапеций на рисунке. Записать правильный ответ и сдать жюри.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/25/s_5c225523357d3/1036691_7.jpeg

Трапеций– ___

Треугольников– ___

 

5 раунд

«Математические пословицы и фразеологизмы»

-Вам нужно вместо пропусков в предложения вставить числа и записать сумму всех этих чисел.

Наврал с __________ короба.

У него __________ пятниц на неделе.

__________раз отмерь, __________ раз отрежь.

Обещанного __________ года ждут.

__________сапога – пара.

Скупой платит __________. (Сумма чисел: ___)

Заполняют и сдают жюри.

 

6 раунд

«Конкурс капитанов»

Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным!

- Ну-ка, наши капитаны, выходите-ка на ринг.

- Мы посмотрим, кто из вас сможет выиграть вмиг!

Капитаны должны:

1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой – прямоугольник.

2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами квадрат, справа треугольник.

Жюри оценивает выполнение задания капитанами.

 

7 раунд

«Веселый бой»

-Перед вами таблицы с числами. Ваша задача соединить по порядку числа. Итак, кто быстрее?!Как только команда выполнит задание,поднимает сигнальную карточку.

10               15               3

14               1                 11

2                 6                 13

5                 7                 12

8                 4                 9

Жюри оценивает.

 

7 раунд

«Подумай»

-Это заключительный тур. Послушайте внимательно, посоветуйтесь в команде,свои ответы записывайте на листочек. По готовности поднимаем сигнальные карточки, жюри установит очерёдность ответов.После поднятия карточки ответ изменить нельзя.

Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им:

- Перед вами три колпака: один черный и два белых. Вам наденут по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нем колпак.

После этого мудрецов увели в темную комнату и там надели на их головы по белому колпаку. Затем привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец, один их них воскликнул: «На мне белый колпак!». Как рассуждал мудрец.

(Если был бы на мне черный колпак, то другой мудрец догадался первым, т.к. было 2 белых и 1 черный колпак. Но он молчал. Значит на мне белый.)

 

IV. Подведение итогов и награждение победителей.

-Ну что же, ребята, вот и подошел к концу наш брейн-ринг. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными, сообразительными и быстрыми. А результаты нашего «Математического Брейн-ринга» объявит жюри.

 

V.Церемония награждения команд и лучших игроков.

 

VI. Песня «Дорогою добра»


 

Литература

1. Т.К. Жикалкина«Игровые и занимательные задания по математике», Москва, «Просвещение», 1989

2. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, «Просвещение”, 1990.

3. Н. В. Русанов«Математические олимпиады младших школьников», Москва, «Просвещение», 1990.

4. Л. Ф. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младшие школьники)», Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2000.