Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лысковский агротехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Тема: «Математический метод обработки статического контента «Метод наименьших квадратов»»
Автор разработки Анучина Марина Дмитриевна, преподаватель спецдисциплин высшей категории Лысковского агротехнического техникума.
Лысково 2024
Практическое занятие № 1
План – конспект практического занятия профессионального модуля 01 «Обработка отраслевой информации», специальность 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» .
Длительность занятия 2 часа
Тема занятия: «Математический метод обработки статического контента «Метод наименьших квадратов».
Тип занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Здоровьесберегающая технология- цветотерапия
Формы учебной работы обучающихся:
Цель занятия:
1) Знать и понимать суть метода наименьших квадратов; иметь представление о возможном использовании результатов обработки статистических данных этим методом; уметь выделять существенные признаки построенной модели функциональной зависимости ряда данных исходя из условий задачи.
2) Формировать целостное восприятие окружающего мира; развивать информационное видение программных средств решения задачи.
3) Формировать познавательный интерес студентов; формировать креативное мышление при описании окружающей действительности различными субъектами информационно - коммуникационной среды.
Оборудование: программное обеспечение Microsoft Excel, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, компьютеры, презентация для цветотерапии.
Ход занятия по этапам.
I. Организационный момент.
В перемену за 2 минуты перед уроком на экране демонстрируется заставка из презентации по цветотерапии для Фиолетовый цвет подготавливает для решения умственных задач и снятия возбуждения.
Таблицы-изображения разработаны по методу известного профессора-офтальмолога О.П. Панкова с использованием определённых цветовых соотношений и контрастов. Основной цвет изображений, в сочетании со специальным образом подобранными оттенками дополнительных цветов, оказывает специфическое воздействие на психоэмоциональное состояние студентов.
1. Проверка готовности группы к уроку.
3. Проверка явки студентов.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.
В течении 1 минуты на экране демонстрируется заставка из презентации по цветотерапии в красных тонах для повышения работоспособности и активизации деятельности.
Пусть изучается некоторое явление или процесс и требуется установить зависимость между двумя величинами. Например, зависимость силы тока I от напряжения U (при заданном сопротивлении); зависимость скорости звука в воде от её температуры. Возможно, что зависимость между величинами выражается формулой, которая выведена теоретически: например, длина пути, пройденного свободно падающим телом в пустоте, период колебания маятника .
Во многих случаях такой формулы нет, зависимость между двумя величинами устанавливается только путём измерений. В результате измерений получаем таблицу.
Дана зависимость между X и y, выраженная в табличной форме.
X |
17.28 |
17.05 |
18.30 |
18.80 |
19.20 |
18.50 |
Y |
537 |
534 |
550 |
555 |
560 |
552 |
Полагая, что между X и Y задана линейная зависимость, найти формулу вида
Y=ax+b
Чтобы получить более ясное представление о законе зависимости, на основании результатов измерений будем стремиться получить формулу, приближённо выражающую эту зависимость. Полученная таким образом формула называется эмпирической формулой.
Идея построения эмпирической формулы (по опытным данным) состоит в следующем: подобрать такую функцию достаточно простого вида, чтобы значения этой функции были близки к значениям полученным из опыта.
Для расчёта коэффициентов составим и заполним таблицу.
X |
Y |
X*Y |
X2 |
17.28 |
537 |
9279.36 |
298.5984 |
17.05 |
534 |
9104.70 |
290.7025 |
18.30 |
550 |
10065.00 |
334.8900 |
18.80 |
555 |
10434.00 |
353.4400 |
19.20 |
560 |
10752.00 |
368.6400 |
18.50 |
552 |
10212.00 |
342.2500 |
|
|
|
|
Запишем и решим систему уравнений:
а=12,48 в=320,8
Для решения системы используем метод Крамера.
Найдем определители:
∆ =20,33 ∆а =253,68 ∆в =6520,2
Рассчитаем коэффициенты:
а = ∆а / ∆ =253,68 / 20,33 =12,48 в= ∆в/∆ =6520,2/20,33 =320,8
Получим функцию Y=12,48X+320,8
2. Реализация задания на компьютере.
На экране демонстрируется заставка из презентации по цветотерапии в желтых тонах. По действию жёлтый цвет увеличивает работоспособность, в мягкой форме способствует усвоению и запоминанию материала. Хорошо снимает чувство усталости.
Все выполняемые действия транслируются на интерактивной доске.
Найдем функцию с помощью программы Excel. Для этого заполним расчетную таблицу, используя простейшие формулы и автозаполнение (Рис.1).
Рисунок 1. Расчетная таблица.
С помощью функции МОПРЕД найдем определители ∆, ∆а, ∆в (Рис.2)
Рисунок 2.Вычисление определителей с помощью функции МОПРЕД.
Рассчитаем коэффициенты функции (Рис.3)
Рисунок 3.Расчет коэффициентов а и в.
Проверим правильность расчетов с помощью линии тренда.
Для этого построим точечную диаграмму по заданным параметрам х и у, в контекстном меню для любой точки диаграммы (Рис.4) выбираем команду «Добавить линию тренда», в параметрах линии тренда выбираем опцию «Линейная» и «Показывать уравнение на диаграмме» (Рис.5-6).
Рисунок 4. Добавление линии тренда
Рисунок 5. Установка параметров линии тренда.
Рисунок 6. Уравнение линии тренда.
IV. Применение умений и навыков.
На экране демонстрируется заставка из презентации по цветотерапии. Оранжевый цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный период времени. Способствует усвоению и запоминанию материала.
Практическая работа.
Полагая, что между X и Y задана линейная зависимость, найти формулу вида
Y=ax+b
Проверить решение с помощью программы Excel
Вариант 1
X |
0.5 |
1.0 |
1.5 |
2.0 |
2.5 |
3.0 |
Y |
0.7 |
1.7 |
1.6 |
3.1 |
3.6 |
4.6 |
Вариант 2
X |
-0.2 |
0.2 |
0.4 |
0.6 |
0.8 |
1.0 |
Y |
3.2 |
2.9 |
1.8 |
1.6 |
1.2 |
0.7 |
Вариант 3
X |
15.02 |
20.31 |
21.05 |
22.87 |
24.61 |
30.00 |
Y |
290 |
370 |
382 |
410 |
430 |
520 |
Вариант 4
X |
3.02 |
4.20 |
4.35 |
5.01 |
5.32 |
6.89 |
Y |
-55 |
-80 |
-82 |
-95 |
-105 |
-138 |
Вариант 5
X |
10.25 |
11.02 |
11.68 |
11.9 |
12.03 |
12.8 |
Y |
86 |
88 |
95.1 |
96 |
96.88 |
103.2 |
Вариант 6
X |
12.3 |
12.45 |
13.01 |
14.5 |
14.9 |
15.21 |
Y |
64.85 |
65.02 |
68.35 |
77.99 |
80.05 |
81.99 |
Вариант 7
X |
5.5 |
6.1 |
7.21 |
7.99 |
8.01 |
8.35 |
Y |
43 |
45.99 |
53.8 |
59.01 |
59.5 |
62.2 |
Вариант 8
X |
6.21 |
6.25 |
6.78 |
7.02 |
7.32 |
8.00 |
Y |
87.5 |
78.8 |
83.02 |
85.00 |
87.9 |
94.00 |
Вариант 9
X |
21.03 |
24.33 |
25.2 |
26.88 |
27.3 |
28.00 |
Y |
533.8 |
620.01 |
633.54 |
678.25 |
685.2 |
707.65 |
Вариант 10
X |
-15.87 |
-12.35 |
-10.01 |
0.25 |
2.65 |
3.02 |
Y |
-32 |
-23.01 |
-17.00 |
9.01 |
14.99 |
16.01 |
V. Домашнее задание.
Для зависимости между X и y, выраженной в табличной форме найти уравнение полиномиальной зависимости у = а0 + а1х + а2х2
X |
17.28 |
17.05 |
18.30 |
18.80 |
19.20 |
18.50 |
Y |
537 |
534 |
550 |
555 |
560 |
552 |
VI. Подведение итогов.
При оценивании результатов практической работы используется метод самооценки. Студент должен сравнить расчетные параметры, полученные при использовании метода наименьших квадратов с результатами компьютерной обработки данных и поставить себе отметку.
VII. Рефлексия
На экране демонстрируется слайд из презентации по цветотерапии для снятия умственного и физического перенапряжения. Зелёный благотворно влияет на зрение, нейтральный, успокаивающий цвет.
Рекомендации для педагога к использованию данной образовательной технологии.
Данная технология используется при изучении профессионального модуля ПМ.01 «Обработка отраслевой информации», специальность «Прикладная информатика (по отраслям)».
С целью овладения видом профессиональной деятельности Обработка отраслевой информации и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: обработки статического информационного контента;
знать: математические методы обработки информации;
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обработка отраслевой информации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
При использовании технологии происходит формирование практического опыта выбора и использования программного обеспечения при решении профессиональных задач, связанных с обработкой отраслевой информации. Важной стороной технологии являются межпредметные связи, метод Крамера изучается в эти же сроки на математике, использование функций для расчета определителей выгодно подчеркивает преимущество программы Excel, закрепляет полученные знания.
Технология вычисления определителей и решения систем линейных уравнений может использоваться при изучении экономики, физики, математики.
Во время занятия используется здоровьесберегающая технология –цветотерапия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.