Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы исследовательской деятельности учащихся» Для детей 9-13 лет
Оценка 4.9

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы исследовательской деятельности учащихся» Для детей 9-13 лет

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
преподавание
4 кл—6 кл
04.02.2024
Образовательная программа  дополнительного образования детей «Основы исследовательской деятельности учащихся» Для детей 9-13 лет
В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Поэтому, актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Вот как раз к таким методам и приемам относятся проектно-исследовательские технологии. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Участие детей в экспериментах и исследованиях позволит им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это поможет решить познавательно-развивающие, обучающие, воспитательные и социально-адаптационные задачи: сформировать умения и навыки исследовательской деятельности на примере своего исследования; научить работать с различными источниками информации; формировать информационную компетенцию учащихся. Исследовательская деятельность школьников является технологией дополнительного образования. В рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему обучения школьника исследованию. Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
программа исследовательской работы.doc

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Основы исследовательской деятельности учащихся»

Для детей 9-13 лет

 

 

 

 

 

Программа разработана

 учителем начальных классов

Фёдоровой ВИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

с. Мухоршибирь

Информационная карта

1.Творческое объединение: «Исследователь»

2.Ф.И.О. педагога: Фёдорова Вера Ильинична

3.Вид программы: экспериментальная

4.Целевая установка: профориентированная

5.Специфика содержания: расширение и углубление знаний

6.Уровень усвоения: исследовательский

7. Направление: социально-педагогическое

8.Функциональное назначение: практико-ориентированное

9.Форма реализации: массовая

10.Способ реализации: эвристический

11.Масштаб реализации: групповой, индивидуальный

12.Возрастной диапазон: учащиеся младших и средних классов

13.Продолжительность реализации:  2 года

 

Концепция.

         В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Поэтому, актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Вот как раз к таким методам и приемам  относятся проектно-исследовательские технологии. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Участие детей в экспериментах и исследованиях позволит им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это поможет решить познавательно-развивающие, обучающие, воспитательные и социально-адаптационные задачи: сформировать умения и навыки исследовательской деятельности на примере своего исследования; научить работать с различными источниками информации; формировать информационную компетенцию учащихся. Исследовательская деятельность школьников является технологией дополнительного образования.  В рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени,  учитель не в состоянии решить проблему обучения школьника исследованию.  Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

v  гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного воспитанника;

v  наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

 

          В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований ребенка происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

 

                                           

Пояснительная записка

 

         Данная программа  является модифицированной.  Она создана на основе типовых образовательных программ и программ, разработанных педагогами, работающими в данном направлении  А.В.Масленниковой, (г.Зеленоград), Г.И. Бастрыгиной (Хабаровский край), Т.В. Авгусмановой и др., рекомендаций по организации и ведению исследовательской деятельности школьников,  а также  личного опыта педагога.

             Содержание программы «Основы исследовательской деятельности учащихся» направлено на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области научно-исследовательской деятельности.

        Целью данного курса является создание условий для  творческого развития начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

          Задачи программы:

1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:

ü  освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой;

ü  умению добывать новые знания;

ü  умению объяснить приобретенные знания и описать их;

ü  умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

3.Познакомить с элементарными методами исследования.

4.Научить вести школьное исследование.

5.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.

 

            Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

 

Ø  Информационном – получение школьниками новых знаний;

Ø  Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

Ø  Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.

 

Возрастная категория школьников  9-13 лет.

          Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающих выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования с учетом их возрастных и психологических особенностей.

                 Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие детей в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

          Презентация результатов проектирования или исследования проводится на заседаниях научного общества учащихся, или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям всероссийского, регионального и районного уровней (ярмарки идей, конкурсы и конференции).

               Программа  предусматривает  использование  фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся.  Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место, т.к. исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер, а индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.

Коллективные: лекции, экскурсии, практикумы, полевые практики, семинары, конференции, психологические тренинги.

Индивидуальные: наблюдения в природе, эксперимент, проектирование, лабораторный практикум, работа в архиве, работа в библиотеке, работа в Интернете, реферирование научной литературы, индивидуальные консультации, анкетирование. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место.

Содержание программы рассчитано на 2 года, для учащихся, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.

          При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе  “Основы исследовательской деятельности” кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.

          Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

           Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются:

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  • умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
  • навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
  • навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
  • навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
  • умения оформлять исследовательскую работу.

 

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки

 

Результат

Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

 

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

 

 

 

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске

Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

 

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности

Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности

 

Контроль

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

·         вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

·         текущий, проводимый в ходе в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;

·         итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

      Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

 

Содержание курса         

Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.

 Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

• выбор темы;

• составление плана исследовательской деятельности;

• изучение литературы по избранной теме;

• работа с понятийным аппаратом;

• опытно-экспериментальная деятельность.

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

Программа  предполагает как теоретические, так и практические занятия.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

п\п

темы

Всего

часов

в том числе

Теория

Практика

Форма занятий

1

 

Теоретические основы исследовательской работы

 

66

22

44

Групповая

индивидуальная

2

Основная часть исследования

96

32

64

групповая

индивидуальная

3

Подготовка к защите

48

16

32

Групповая

индивидуальная

4

Представление исследовательских работ

6

2

4

Групповая

индивидуальная

 

Итого:

216

72

144

 

Программное содержание курса первого года обучения

 

Тема

Содержание темы

Теоретические основы исследовательской работы.  (66 ч.)

 

Введение. Термины и понятия. Этапы  научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования. Цели и задачи  исследовательской работы. Актуальность, новизна, практическая значимость. Предмет и объект исследования. Методы исследования. Результаты, выводы.

Основная часть исследования. (96ч.)

Составление индивидуального плана исследования. Поиск источников и литературы. Поиск информации в Интернете. Социологический опрос. Наблюдение. Проведение эксперимента. Требования к оформлению результатов исследования. Написание и оформление исследовательской работы.

Подготовка к защите. (48ч.)

Составление тезисов к работе. Оформление слайдовой презентации. Подготовка к публичному выступлению.

Представление исследовательской работы. (6ч.)

Проведение конференций.

                    

Программа второго года обучения предполагает расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных  в первый год обучения.

 

Учебно-тематический план второго года обучении

п\п

Тема

Всего

часов

в том числе

Теория

Практика

Форма занятий

1

 

Исследовательское мышление.

12

4

8

Групповая

индивидуальная

2

Методология научных исследований.

24

8

16

групповая

индивидуальная

3

Направление исследовательской деятельности

18

6

12

Групповая

индивидуальная

4

Критерии оценки содержания исследовательских работ

12

4

8

Групповая

индивидуальная

5

Практическая разработка исследовательских работ

78

26

52

Групповая

индивидуальная

6

Теоретическая разработка исследовательской работы

78

26

52

Групповая

индивидуальная

7

Электронная разработка исследовательской работы

78

26

52

Групповая

индивидуальная

8

Создание презентации исследовательской работы

78

26

52

Групповая

индивидуальная

9

Критерии оценки публичной презентации

36

12

24

Групповая

индивидуальная

10

Представление исследовательской работы

18

6

12

Групповая

индивидуальная

 

Итого:

432

144

288

 

 

Программное содержание курса второго года обучения

 

Тема

Содержание темы

Исследовательское мышление (12ч.)

Основные навыки необходимые учащимся в 21 веке

Анализ различных моделей мышления.

Методология научных исследований (24ч.)

Этапы, структура исследования. Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна, практическая значимость исследования

Направления исследовательской деятельности (18ч.)

Выбор направления, темы исследования

Средства предъявления доказательства выдвинутой гипотезы исследования. Характеристика исследуемых явлений.

Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ (12ч.)

Актуальность, новизна, метод исследования, результаты, выводы исследовательского проекта

Час полезных вопросов.

Практическая разработка исследовательской работы (78ч.)

Сбор исследовательского материала. Эксперимент. Практикум.

Теоретическая разработка исследовательской работы (78ч.)

Обор литературных данных. Представление данных исследования. Анализ результатов, выводы. Набор текста работы.

Электронная разработка исследовательской работы (78ч.)

Интернет и авторское право. Информационные материалы к исследовательской работе

Час полезных вопросов.

Создание презентации исследовательской работы (78ч.)

Создание мультимедийной презентации исследовательской работы.

 

Критерии оценки публичной презентации научно-исследовательской работы (36ч.)

Основы ораторского искусства.

Публичный доклад. Обратная связь в аудиторией.

Час полезных вопросов.

Представление исследовательской работы (18ч.)

Рассмотреть различные формы представления исследовательских работ. Рефлексия результатов

 

Материально-техническое обеспечение работы кружка

 

Ø  Учебная аудитория для проведений лекций

Ø  Аудитория для практических занятий

Ø  Библиотека

Ø  Компьютер с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows,

Ø  Наличие выхода в Internet. 

 

 

Рекомендуемая литература  и ресурсы Интернета

  1. Управление исследовательской деятельностью в современной школе. И.Д. Чечель, библиотека журнала «Директор школы», №7, 1998год.
  2. Содержание и организация исследовательскуого обучения школьников. А.И. Савенков. библиотека журнала «Директор школы», №8, 2003 год.
  3. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей.
  4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – М.: Изд-во «ИОО», 2000.
  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
  6. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. - М., 2002 .
  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996 .
  8. Тамбер Ю. Г.  Развитие творческого мышления детей: Книги для родителей 2004, 208
  9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, 2001.
  10. Intel «Обучение для будущего» - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.

 

www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих..

www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

Методические материалы к программе

«Основы исследовательской деятельности  учащихся»

Виды творческих работ школьников

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

 

Формы представления исследовательских работ

 

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв. м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.

При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

• Цели и задачи работы.

• Описание сделанного в процессе исследования.

• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

• Основные результаты и выводы.

• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат. гесепsio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

• ссылки на цитируемую литературу.

* Текст подготовлен в соответствии с требованиями к оформлению стендового доклада на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского. — Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. — С. 265

 

Научный отчет

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой:

• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

1.      Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной

деятельности учащихся не  носит массовый характер — не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации.

Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста.

За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

4. Структура реферата

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

• введение;

• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

• заключение;

• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

• приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Iпtегпет, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать

следующие компоненты работы:

• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

• представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

 

 

Проект

Проект (от лат.  ргоjесtus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы

Аспект (лат. аsресtus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. арргоbаtio) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент (лат. аrgumentum) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hуроtеsis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. dеduсtiо — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений,а окончанием — следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio — наведение) — вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. сопtехtus — соединение, связь) — относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (лат. сопсерtiо — понимание, система) — система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор — документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. рrinсiрum — начало, основание) —основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. ргоblema— задача, задание)— теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus — сокровище) — словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (греч. theoriа — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) —событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

                                           

 

 

 

 

Последовательность хода  научного исследования

1. Обоснование актуальности выбранной темы:

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение его объекта и предмета;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.           

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

 

Cодержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

 

На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования — явление, эпоху, процесс и т.п.

Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить  к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И, наконец, на заключительном этапе ученик подводит итоги — формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

 

Рекомендации к ведению исследовательских работ

Любое исследование делится на шесть этапов:

  1. подготовительный;
  2. собственно исследование;
  3. внедрение результатов в практику;
  4. работа над сочинением;
  5. оформление работы;
  6. подготовка к докладу.

Исследование начинается с подготовки к нему. Эта подготовка включает, во-первых, изучение методики организации научного труда. Во-вторых, определение проблемы (темы), цели и задач исследования. Вы должны уметь объяснить актуальность темы с точки зрения как практической необходимости, так и теоретической значимости.  Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования. Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено ваше исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования. Второй этап – собственно исследование. На этом этапе вам предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести собственный эксперимент, проверить рабочую гипотезу. Параллельно со вторым этапом, по мере получения промежуточных результатов исследования, вам необходимо апробировать проведенное исследование (это публикация печатных работ, выступление с докладами по проблеме исследования на различных конференциях). Четвертый этап любого научного исследования – работа над литературным сочинением и затем оформление работы. Работа должна быть выполнена самостоятельно. При подготовке работ допускается участие научных руководителей в качестве консультантов. В работе необходимо четко обозначить достижения автора и области применения результатов. Проблема, затронутая в работе, должна быть, по возможности, оригинальной. Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным являются творчество, интеллектуальная продуктивность открытия и генерация новых идей, может быть даже необычных, но обоснованных.

Рекомендации по написанию исследовательской работы.

 

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА - отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах, способах и приемах исследования.

                                   

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

теоретические

социологические      анализ

 

эксперимент  моделирование

 

эмпирические

синтез

 

классификация

 

философские

 

индукция

 

типизация

 

общенаучные

 

дедукция

 

дифференциация

 

специальные

 

абстрагирование

 

функциометрика

 

качественные

 

идеализация

 

математизация

 

количественные

 

формализация

 

гипотетика

 

диалектические

 

аналогия

 

прогностика

 

статистические

 

измерение

 

эвристика

 

исторические

 

наблюдение

 

"мозговой штурм"   

 

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. в эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

Работа с литературными источниками.

Этапы работы

Содержание этапов

1         

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2         

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста       

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4         

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)     

6

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

7

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

                                   

 

 

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

ü  Умение работать с рекомендованной литературой. Умение работать с литературными источниками - основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, досконально изучить все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

ü  Умение правильно выработать методологию исследования.

ü  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо, научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. определяя верность или ложность того или иного понятия.

ü  Необходимо научить детей ставить себе следующие вопросы.

  1.  Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
  2.  Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
  3. Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

ü  Умение четко и ясно излагать свои мысли.

ü  Каждое положение исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление исследовательской работы

 Экземпляр работы предоставляется в отдельной папке. Работа состоит из пяти частей. Все части выполняются отдельно на страницах белой бумаги формата А4. Текст печатается ярким шрифтом через два интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь рукописный, машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаем. Напечатанный доклад в сопровождении иллюстраций (чертежей, графиков, таблиц, фотографий) представляет собой описание исследовательской работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые располагаются после ссылок в основном тексте. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций – римскими цифрами. Напечатанный доклад и иллюстрации скрепляют вместе с титульным листом.

Титульный лист содержит:

  • название конференции, секции;
  • название доклада;
  • название города, села;
  • сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс);
  • сведения о научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы);
  • Ф.И.О. учителя.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа оказывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в  котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение.

Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Объект исследования — это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет — часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей). Объем введения – не более 1,5 страниц машинописного текста. Помните, что умение кратко и по существу излагать мысли – это одно из достоинств научного работника. Никаких иллюстраций в разделе "Введение" помещать не нужно.

 Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса. В этом разделе раскрывается суть работы, ее главная идея. Основное содержание состоит из двух частей – теоретической и практической. Проблема сначала рассматривается с теоретической точки зрения (анализ литературных источников, ссылки на работы известных исследователей, изучение истории вопроса и т.п.), затем следует описание собственного практического опыта исследования. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

* Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. — М.: Издательство АПКиПРО, 2000.

 

В заключение  исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы (заключение) – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного–трех пунктов. Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

Работа завершается списком литературы. Имеются в виду те литературные источники, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Пример списка источников:

1.Иванов Н.В. Памятник старины. М.: Ар 1985, 80 с.

2.Васильев А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 1999, 125 с. 3.Геоцентрическая система мира./Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 100 с.

4.Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001 г.

 

Тезисы – это основное содержание вашей работы, изложенное по пунктам. Объем тезисов  1–2 машинописные страницы. Текст тезисов должен содержать следующие требования:

  • название работы;
  • сведения об авторе;
  • актуальность;
  • новизну;
  • практическую значимость;
  • краткое содержание.

 

Общие правила оформления текста исследовательской работы

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

• размер шрифта 12-14, Times New Roman,  обычный;

• интервал между строк — 1,5-2;

• размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации к защите

Структура выступления на конференции:

ü   обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

ü   характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

ü  краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

ü   собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

ü   регламент выступления до 7 минут.

·        Для доклада на конференции предоставляется время не более 7 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы.

·        Не переживайте, что вы не успели "сказать всё". После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, вы, в сущности, дополняете свой доклад.

·        Отрепетируйте его дома, когда вам никто не мешает. Убедитесь, что вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что около 80% времени они тратят на введение, а оставшееся время – изложение скороговоркой сути работы.

·        Защита должна быть простой и четкой.

·        Не рекомендуется устный доклад сводить к выводу на доске формул и доказательств. Аргументы должны быть изложены последовательно.

Несколько советов докладчику:

v Успокойтесь. Соберитесь с мыслями. Помните – вас никто не обидит.

v Назовите тему вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: "Цель работы заключается в …", "Цель работы заключается в том, что (чтобы) …", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

v Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены, одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.

v Сформулируйте наиболее важный, с вашей стороны, результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

v Закончите выступление приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание".

v Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.

2. Стендовый доклад

Во время доклада участники демонстрируют свою работу. Для демонстрации участнику предоставляется стол и место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

  • цель работы;
  • основные методы и способы, используемые в работе;
  • полученные результаты и выводы;
  • работа может демонстрироваться на плакатах, моделях с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, раздаточных материалов.

Материалы и демонстрации к стендовому докладу могут быть оформлены следующим образом:

1) Проспект работы (раздаточный материал), содержащий основные моменты работы, сведения об авторе, об учебном заведении, а также фотографии, рисунки, графики, таблицы, формулы и другие данные, используемые или полученные в работе.

2) Фотоальбом, иллюстрирующий проведение исследований с пояснениями.

3) Текст работы в папке со всеми приложениями, рисунками, графиками, таблицами.

4) Видеофильм, рассказывающий о ходе исследований и работе над проектом, о научных руководителях, об интересах авторов работы, их семье и учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

v Рекомендации по написанию исследовательской работы

v Работа с литературными источниками.

v Структура выступления на конференции

v Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания

v научно-исследовательской работы

v Примеры написания глав «введение» и «Заключение» (из работ участников конференции):

§  Секция "Английский язык"

§  Секция "Информатика"

§  Секция "Русский язык"

§  Секция "Математика"

Любопытство - любознательность - познавательная потребность.Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу "лесенка", ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в отечественной педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируется в любознательность или умственную (интеллектуальную) активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование - познавательную потребность. Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Методическая сторона исследования учащихся может быть поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:

ü  выбор темы исследования;

ü  сбор материала;

ü  обобщение;

ü  подготовка к защите, оформление реферата;

ü  стимулирование деятельности преподавателей и учащихся, включенных в творческо-поисковую деятельность;

ü  выступление с докладом на конференции (защита проекта).

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы исследований можно объединить в две группы:

ü  теоретические, которые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

ü  эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются. Для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.

Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий. Известный специалист Д. Треффингейр рекомендует педагогам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила.

ü  Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

ü  На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

ü  Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

ü  Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации

ü  Подходите ко всему творчески.

 

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

ü  место обитания;

ü  зоогеография;

ü  классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид);

ü  этология животного (поведение);

ü  экологическая ниша;

ü  влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

ü  общая характеристика личности выдающегося человека;

ü  где и когда родился;

ü  обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение);

ü  первые серьезные работы;

ü  основные достижения и результаты деятельности;

ü  основные работы о нем;

ü  отношение современников;

ü  значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная исследовательская работа

1. Подготовительный этап:

Этапы работы

Примечания

1

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования.

Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.

Отражает суть выполненной работы

2

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.

Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.

3

Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.

Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

4

Формулирование рабочей гипотезы. Определение  конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

2. Основной этап:

Этапы работы                                          

Примечания

1

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

2

Формирование главы: «Обзор литературы»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

3

Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

4

Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных  результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

5

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

  1. введение с целью работы;
  2. гл.: «обзор литературы»;
  3. гл.: «материалы и методы»;
  4. гл.: «результаты и их обсуждение»
  5. выводы;*
  6. список использованной литературы

6

Подготовка работы к презентации

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

 

*Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные  результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

 

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.

Компонент

Описание компонента

 

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...       

 

 

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.           

 

 

Цель  

Запланированный результат ваших исследований          Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета...     

 

 

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.          Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы:

- изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая

- материалы проектов других авторов

- интернет

-архив

-музеи...        

 

 

Методы

Как решать задачи, проводить исследование       Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...  

 

 

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

 

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование               

 

 

Объект

Что исследуется

 

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект

 

Обрати внимание и на формулировку темы исследования.

 

ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования.

 

Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме.

 

Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач.

 

В заключение работы Вы должны провести рефлексию относительно ЦЕЛЕЙ и ответить на вопрос:  КАКОВ УРОВЕНЬ достижения цели, ЧТО НОВОГО я узнал, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ, КАКИЕ ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования?

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА»

 

Рекомендации по подготовке компьютерных презентаций для представления проектных и исследовательских работ

1.     Презентация создается в программе PowerPoint.

2.     Презентация предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7 минут.

3.     Презентация записывается на дискету, СD-диск или USB-диск.

4.     Презентация состоит из 8-10 слайдов.

5.     Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее 24.

6.     Примерный состав слайдов презентации

А) название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования).

Б) Цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования или проектирования).

В) Блок-схема выполнения работы (Возможные варианты построения: гипотеза – методика – эксперимент - массив данных – обработка  анализ – выводы; или: замысел – исследование – планирование – обеспечение – описание результата – оценка его эффективности).

Г) Демонстрация хода работы. Фото автора или коллектива, выполняющих работу.

Д) Демонстрация объектов исследований (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью.

Е) Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме)

Ж) Выводы (текст – 3-5 пунктов).

З) Благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).

8. Слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях.

 

Критерии оценки стендовых сообщений.

1.      Качество стендового изложения (четкость его структуры);

2.      Обоснование цели  и задач  работы, соответствие их заявленной теме и условиям конкурса;

3.      Полнота изложения методики и обоснованность её применения, достаточность собранного материала для получения результатов и выводов;

4.      Качество, четкость и наглядность представленных результатов;

5.      Формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;

6.      Степень владения материалом, ответы на вопросы;

7.      Заинтересованность докладчика в своей работе, выраженность его авторской позиции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ

оценки исследовательской работы, представляемой для участия в научно-практической конференции

ФИО ученика_______________________________________________________________

ФИО членов жюри_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

N

л\п

Критерии оценки

Показатели выполнения

Максимальное кол-во баллов

Оц.

1

Соответствие темы работы её содержанию

 

5

 

2

Актуальность, практическая и теоретическая значимость

Обоснование необходимости изучения выбранной проблемы на основе сложившихся противоречий

10

 

3

Содержание работы

Владение специальной терминологией, глубина раскрытия

темы и эрудиция автора

10

 

4.

Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме

Причинно-следственные связи между представленными фактами и авторскими умозаключениями

10

 

5

Последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы

Соблюдение логики изложения материала, ясность языка, доступность для восприятия

10

 

6

Оформление научной работы

• Титульный лист

 • Оглавлении

  • Введение (оценка современного состояния решаемой проблемы или задачи, обоснование необходимости проведения работы)

• Основная  часть

• Выводы по результатам работы

• Список литературы

• Приложения

10

 

7

Культура выступления участника конференции

 

Умение привлечь внимание к проблеме, организовать взаимопонимание со слушателями с помощью речевого и интонационного оформления выступления, использование невербальных средств общения (мимика, жесты, поза)

25

 

8

Умение вести дискуссию

 

20

 

ИТОГО

100

 

 

 

 

 

Критерии

 

Критерий

Максим.

Оценка

Примечание

,п/п

 

оценка

работы

 

1

Полнота раскрытия темы

10

 

 

2

Источники исследования

5

 

 

3

Методика и методы

5

 

 

 

исследования

 

 

 

4

Собственный поисково-

5

 

-

 

исследовательский опыт

 

 

 

5

Логичность изложения

5

 

 

6

Представление материала

5

 

 

7

Научно-познавательная

5

 

 

 

ценность

 

 

 

8

Оригинальность темы, методов,

5

 

 

 

подходов

 

 

 

9

Практическая значимость

5

 

 

 

работы

 

 

 

10

Владение материалом

5

 

 

 

(по доп. вопросам)

 

 

 

 

Итоговый результат:

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы исследовательской деятельности учащихся»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы исследовательской деятельности учащихся»

Уровень усвоения: исследовательский 7

Уровень усвоения: исследовательский 7

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся

Результат Критерии

Результат Критерии

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы

Тема Всего часов в том числе

Тема Всего часов в том числе

Создание презентации исследовательской работы (78ч

Создание презентации исследовательской работы (78ч

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты

Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени

Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам: • введение; • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по…

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам: • введение; • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по…

Проект (от лат. рго j ес tus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа

Проект (от лат. рго j ес tus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы

Последовательность хода научного исследования 1

Последовательность хода научного исследования 1

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение

Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

Оформление исследовательской работы

Оформление исследовательской работы

Объект исследования — это процесс, явление и т

Объект исследования — это процесс, явление и т

В ходе данного исследования был проведен анализ

В ходе данного исследования был проведен анализ

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится

Рекомендации к защите Структура выступления на конференции: ü обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора; ü характеристика задач, которые должны быть…

Рекомендации к защите Структура выступления на конференции: ü обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора; ü характеристика задач, которые должны быть…

Материалы и демонстрации к стендовому докладу могут быть оформлены следующим образом: 1)

Материалы и демонстрации к стендовому докладу могут быть оформлены следующим образом: 1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого…

Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого…

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией

Индивидуальная исследовательская работа 1

Индивидуальная исследовательская работа 1

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Рекомендации по подготовке компьютерных презентаций для представления проектных и исследовательских работ 1

Рекомендации по подготовке компьютерных презентаций для представления проектных и исследовательских работ 1

КРИТЕРИИ оценки исследовательской работы, представляемой для участия в научно-практической конференции

КРИТЕРИИ оценки исследовательской работы, представляемой для участия в научно-практической конференции

Критерии № Критерий

Критерии № Критерий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024