Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Методическая разработка
школьного внеурочного мероприятия
мини-спектакля «Щелкунчик»
Составитель - Коноштарова Е.Е.
2020
Пояснительная записка
Дополнительные занятия с пятиклассниками в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают культуру общения, коммуникативные способности личности каждого участника, его культуру, способствуют формированию его систему ценностей в общечеловеческом общении.
Все дети с удовольствием играют в «актеров» дома, на улице, в коллективе сверстников. Потребность ребенка к игровой деятельности, умение «погружаться» в нее осмысленно, способствуют развитию мыслительной деятельности.. Умение играть, исполнять отведенную роль – это показатель культуры личности. Работая в коллективе, школьник воспитывает в себе чувство ответственности за выполнении поручений, обязанностей. Повышает уровень своей самооценки, значимости в общем деле, свою индивидуальность выбранной им роли.
занятия в театральным искусством формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности. развивают память, формируют художественный вкус ребенка., Даже незначительная роль , сыгранная хорошо, обогащает его жизнь новыми яркими ощущениями.
Выучить текст, сыграть свою роль так, чтоб понравилась зрителям – это труд над собой, своими комплексами, страхами. Работа над ролью развивает у детей умение трудиться и дисциплину.
Задача учителя в данном направлении работы – это умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом, возможность самореализации.
Совместная работа над спектаклем в школьном спектакле непременно сплачивает детей, учителя и родителей общей идеей. Поддержка семьи в таком творческом деле неоспорима: совместные разучивания роли, обсуждение манеры ее подачи зрителю, конструирование и пошив театрального костюма, воспитание культуры умения слушать и слышать других. Театральные простановки помогают учителю лучше видеть традиции семейного воспитания.
Цель: приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (инсценировки, мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции). Направленность данной цели в следующем:
· формирование умений и навыков сценического движения, речи, работы над художественным образом, литературного исполнения;
· воспитание сплоченного , творческого коллектива, направленного на реализацию одной цели.
· ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, выделяется ряд педагогических задач:
· формирование сплоченности в классе и возможность увидеть творческие способности и индивидуальные качества каждого в отдельности.
· формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей и
· развивать, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;
· воспитывать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
· воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Место проведения –актовый зал МОУСОШ №36
Участники спектакля Учащиеся 5 «А» класса.
Планируемые результаты- занимаясь над постановкой мини-спектакля, учащиеся должны научиться следующему:
· ориентироваться в пространстве сцены;
· уметь запоминать ролевые слова;
· находить нужные позы и действия;
· уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
· уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
· уметь строить диалог с партнёром; взаимодействовать между собой и с учителем;
· уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Работа над постановкой мини-спектакля позволит детям получить общее представление о профессии актера, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, актёра, научиться выражать свои впечатления.
В данной работе использовались следующие формы проведения занятий:
· беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра беседа;
· посещение спектакля
· экскурсии в театр, где дети знакомятся с процессом подготовки спектакля, возможностью посещения гримерной, костюмерной, просмотр репетиции спектакля
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· работа в малых группах
· выступление
· важной формой занятий являются совместные с родителями выходы в театр.
. Ожидаемый результат: обучающие должны уметь анализировать и сопоставить полученный результат с заданным условием, самостоятельно оценить свой творческий артистизм.
Реквизиты: натянутый трос на торлепах (12 м), занавес из черного плотного укрывного материала дачников (агрил 3х12м), украшенный вырезанными из бумаги: снежинками, фонарями, большими окнами, балериной, углом дома. Наряженная елка, кресло –качалка, плед, настенные часы, вешало, камин, подсвечник, муляжи свеч, кукла Щелкунчик, подарочная коробка для крестного, игрушки для детей (коробка солдатиков, пожарная машина, кукла, муляж коробки шоколадных конфет, ширмы для выхода гусар и для выхода мышиного войска с нарисованными героями.
Небходимый атрибут для костюма актеров:
Мария- красивое платье, колготки телесные, туфли
Миша, костюм принца с укороченными штанишками
Дети-гости –одеты нарядно по новогоднему
Крестный-свитер, накидка –плащ, шапка туфли, брюки.
Снежинки-белые купальники, телесные колготки, белые чешки , пачки из мелкой сетки, украшенные самоклеющимися стразами, на куках снимающиеся манщетки со стразами, на голове украшения из белой органзы с подсветками, ленты на палочках ( 2 м).
Щелкунчик- парик, костюм гусара, сверху шелковый жакет с золотыми обрамлениями, жабо, корона принца, брюки с лампасами, шпага, кивер, картонный костюм в виде жакета
Паж- костюм пажа, берет, разнос, дополнительные туфли с бантом для принца.
Цирюльник- костюм придворного, , расческа.
Портной- костюм придворного , парик, муляж ножниц.
Нянюшка- длинное платье, шаль, чепец.
Мышиный король- мантия, парчевая желетка, туфли, корона с тремя головами, посох, перчатки.
Войско мышиное- черные водолазки, лосины, чешки, одинаковые серые накидки с пришитыми накрест лентами шапочки с ушками
Гусары-костюмы гусаров, кивера, шпаги, начищенные туфли,
Куклы – красивые платья, на головах огромные банты из органзы , приклеенные на ободок
Ведущие- красивые платья, прически по желанию, мишура в виде галстука
Звукорежиссер, светооператор- красивые платья.
Технические средства: ноутбук, видеопроектор, выносной экран, музыкальный центр, фонограмма музыки к мероприятию, два беспроводных микрофона, 6 батареек (запасных). светомузыкальные шары. Вся музыка взята оригиналом из спектакля «Щелкунчик» (часть обрезана по времени и сюжету)
Результативность- всей работы является участие в самом мини-спектакле для родителей, учащихся младших классов, в доме Ветеранов, приобретение опыта выступать в роли актёра звукорежиссера, светооператора. Учиться быть зрителем. Все это направлено на развитие театральной культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
В результате проведенных 4 мини-спектаклей поставленные цели были практически достигнуты. Участники приобрели дополнительный актерский опыт, организаторские способности: украсили зал, расставили реквизит, подготовили свои костюмы сделали пометки на одинаковых (гусарских, снежинок, мышей). Принесли скамеечки из спортивного зала для зрителей.
Были и недочеты. После первого выступления многие дети не повесили аккуратно костюмы, оставили в раздевалках, где переодевались. свой личный реквизит. Это показало пробелы в семейном воспитании по части бережного отношения к своим вещам, труду родителей над костюмом. Но после беседы с учащимися после чаепития все собрали и развесили, родители помогали своим детям.
Ответственность со стороны классного руководителя: найти интересный вариант сокращенной сказки Щелкунчик или самой свести до нужного времени. Обговорить идею с детьми и получить положительный
ответ на начало подготовки, распределить роли, обговорить с родителями идею спектакля и необходимостью шить или брать у друзей костюмы, проведение репетиций по группам, по ролям. Постановка танцевальных номеров, подбор музыки из классической постановки.
Ответственные со стороны школы: предоставление актового зала для репетиций во внеурочное время, разрешение на натяжение троса, контроль за порядком и экономией света, помощь со стороны оформителя школы, технического персонала
Ответственные со стороны родителей: контроль за разучиванием слов текста, пошив или приобретение костюма, помощь в украшении зала и оформлении занавеса. Папы помогли растянуть трос через весь актовый зал.
Действующие лица и исполнители- учащиеся 5 А» класса
Ведущие 2 чел - Гришанина Юля, Силантьева Даша
Мария Тарахович Настя
Миша Савинковский Саша
Гости: 2 мальчика №1 Шкаров Степан, №2 Лапшин Максим
2 девочки - № 1 Белых Елизавета №2 Бурлуцкая Кира
Принц/ Щелкунчик Егоров Денис
Нянюшка Сырнева Нелли
Паж Курига Марк
Парикмахер Любимкин Тимур
Портной Пчелинцев Влад
Снежинки (4 ) Ерохина Елизавета,
Баранова Лиза,
Тихопой Юля,
Губанова Софья
Куклы (4 девочки), Белых Лиза
Доценко Дарина
Прокудина Вероника
Шипова Вероника
Мышиный король Близнюк Димитрий
Мыши -4чел Дайлид Кирилл
Курига Марк
Юдин Денис
Грачева Настя
Солдатики -4 Савинковский Саша
Страшных Савва
Любимкин Тимур
Занин Максим
Курига Марк
Крестный Монастырный Егор
Звукорежиссер Ягниченко Ксения
Светооператор- Шипова Вероника
Разработка мини-спектакля «Щелкунчик»
В зале приглушен свет. На переднем плане – нарядная елка , камин Справа от нее, на полу стоят большие часы. (сделанные из картонной коробки, )в центре кресло-качалка Звукорежиссер Муз.1 фрагмент песни «Ах ,этот вечер» |
|
|
Входит Ведущая 1 вносит подсвечник |
Осыпает
Новый год |
|
Ведущая 2 вносит свечи и читает .. |
Вот и
сказка у ворот |
|
Ведущие вставляют Свечи в подсвечник остаются у стола |
|
|
Звукорежиссер |
Музыка № 2 “Еловый Лес |
|
Ведущая 1 двигается к зрителям и говорит на фоне музыки |
В веселый
новогодний вечер, |
|
Ведущая 2 двигается к зрителям и говорит на фоне музыки Ведущие садятся за стол |
Походкой
быстрой, чуть вприпрыжку |
|
Звукорежиссер Светооператор |
Музыка № 3 «Вальс снежинок» Выключает свет и включает светомузыку за занавесом |
|
Танец снежинок |
Девочки-Снежинки начинают танец в полумраке при световом шоу |
|
Звукорежиссер Муз. № «Выход крестного» |
|
|
Крестный проходит через зал за танцующими снежинками ,приподнимая выше воротник и прижимая к себе коробку с подарками, проходит перед ними и стоит смотрит на танец и не уходит Снежинки закончив свой танец, уходят за кулисы, затем переходят в зрительный зал |
|
|
Звукорежиссер Светооператор |
Звучит музыка №5 “Начало волшебства”. В зале гори приглушенный свет, |
|
Ведущая 1 говорит на фоне музыки. И обращается к крестному…. |
Зима,
сложив снежинок веер, |
|
Крестный Слушает и уходит за кулисы |
(торопится к своим крестникам) |
|
Выход Марии с Мишей . Миша с сестрой играют игрушками |
Девочка устраивается в кресле-качалке, брат садится на пол у ее ног. |
|
Ведущая 2 Показывает на детей |
Миша с
Марией действительно ждали, |
|
Появляется крестный напевает, подходит к часам, ремонтирует часы |
|
|
Ведущая 1 указывает на него)
|
Тихо песню
напевая, |
|
Мария. |
Миша,
послушай, за стенкой |
|
Миша
|
Ты, Мари,
уже забыла? – |
|
Мария.
|
Любит
крестный мастерить, И подарки нам
дарить. |
|
Ведущая 1 |
Недолго оставались Брат с сестрой одни….. Дети в гости К ним пришли |
|
Звукорежиссер Музыка 6 “Украшение ёлки”. Заходят гости: Приносят игрушки для елки, дарят Марии и Мише (Снеговика, мишуру 2 нитки, шары, любую игрушку) |
|
|
Миша, Мари и дети-гости подходят к елке. Украшают, рассматривают, любуются елочкой. Говорят у елки на фоне музыки. |
|
|
Мария. показывает |
Шар большой – на ветке нижней |
|
1-я ДЕВОЧКА. показывает |
Снеговик – на ветке ближней. |
|
2 –я ДЕВОЧКА вешает |
Здесь повесим нитку мишуры |
|
1-й МАЛЬЧИК вешает |
А сюда еще шары |
|
1-йМАЛЬЧИК. кладет вату |
Лапу здесь снежком укроем |
|
2-я ДЕВОЧКА задумывается |
Тут бы сказочных героев |
|
Мари |
Раньше было много их Романтичных, как живых! |
|
Миша Пугает девочек |
В ночь герои оживали Детям сказку создавали. |
|
2 МАЛЬЧИК обращается к Мише |
Ты и так у
нас герой! |
|
Звукорежиссер Светооператор |
Музыка № 7“ Детский танец» полька Направляет дополнительный свет на пары |
|
Мария, Миша и дети взявшись за руки, танцуют перед елкой «. Польку» 6 человек |
|
|
Звукорежиссер |
Муз. №8 «Прибытие Крестного» |
|
На заднем плане Появляется крестный |
С большой коробкой в руках Наблюдает за танцующими детьми раскладывает свои подарки |
|
Крестный подходит к елке, любуется ею, говорит на фоне музыки детям (обращается к зрителям) |
Здравствуйте
дети! Вот молодцы! Не
елка – загляденье! Принес
вам угощенья |
|
Крестный открывает свою коробку и кладет под елку подарки (коробку конфет, куклу, коробку с солдатиками, Щелкунчика). Уходит. |
|
|
Звукорежиссер |
Музыка №9 “Подарки у Рождественской ёлки”. |
|
1 МАЛЬЧИК.. |
Смотрите, под елкой подарки! Чудесно! Какие яркие! |
|
Все дети |
Идут к елке и разбирают подарки. Выходят на середину сцены с ними |
|
1 МАЛЬЧИК |
Мне досталась пожарная машина |
|
2 МАЛЬЧИК |
А у меня – солдатики! Поиграем, Дима? |
|
1 ДЕВОЧКА. |
А у меня – коробка шоколада , И я подарку очень рада! |
|
2 ДЕВОЧКА. танцует с ней, а под музыку выходят куклы….. |
Мне досталась куколка – красавица, Она мне очень нравится |
|
Звукорежиссер |
Звучит музыка № 10 “Танец кукол |
|
Куклы |
танец исполняют «Куклы» и уходят |
|
К елке выходят крестный и Мария. Крестный дарит Марии игрушку Щелкунчика. Мария рассматривает игрушку. |
С другой стороны от елки выбегает Миша и направляется к маше |
|
Миша обращается Марии: |
«Что у
тебя? Дай посмотреть!» Это
бы мне не хотелось иметь. кривится |
|
Крестный рассказывает об игрушке «Щелкунчик» |
Человечек
не красив, |
|
Мария спрашивает у крестного Светооператор |
Что случилось с ним, скажи? И о нем все расскажи? Свет переходит на ширму с изображением Щелкунчика» |
|
Ведущая 1 |
Друзья, сейчас вы увидите весьма поучительную историю о нашем герое -Щелкунчике…. |
|
Крестный |
В одном королевстве жил-был принц, в раннем детстве он остался без родителей, поэтому прислуга жалели и баловали его….. |
|
Звукорежиссер |
Муз.11 . « Вредный принц» |
|
Появляются: Принц, Маленький паж - Парикмахер- Портной Добрая нянюшка - |
Свита выходит на аванс сцену Паж поправляем мантию принцу, поправляет локоны поправляет жабо гладит принца по голове, а он нервно отталкивает ее руку |
|
Крестный продолжает
|
И он вырос грубым и капризным. И главное, (шепотом к зрителям) не научился никого любить. Поговаривали даже, что у него деревянное сердце |
|
Парикмахер, маленький паж и добрая нянюшка очень старались угодить своему любимцу, а он только издевался над ними |
|
|
Нянюшка |
гладит ласково принца, |
|
Принц |
а он опять отталкивает ее руку |
|
Нянюшка- |
Качает головой: АЙ, ЯЙ, ЯЙ, |
|
Принц: |
Не нужна мне ваша забота |
|
Портной: |
дорогой принц, пора собираться на новогодний бал (поправляет его жакет,) |
|
Принц: |
Не хочу собираться! Хочу играть и веселиться! |
|
Паж: |
Дорогой принц, я начистил ваши ботинки! и подает туфли с бантами |
|
Принц: |
Не хочу эти! Хочу другие! Кидает туфли |
|
Крестный: Зрителям .
Обращается к Принцу: |
.Чужие слезы только веселили принца. И тогда Я решил вмешаться…. Мой мальчик, ваше поведение не достойно принца, ваши подданные заслуживают лучшего отношения к ним. |
|
Нянюшка: заступается за принца |
Он ведь еще ребенок, он исправится…( и гладит его, а он отталкивает ее) |
|
Принц- обращается к крестному и зрителям. Скоро новогодний бал, а эти недотепы, ни одеть, ни причесать меня не могут! |
|
|
Крестный: |
Хватит капризничать! Мне стыдно за вас! |
|
Принц: |
Ну, дядя, посмотрите какой я на самом деле нарядный, красивый и умный! |
|
Крестный: |
Да, принц, вы умны, красивы, вас все любят, но вы не любите ни-ко-го! Наверное, у вас действительно деревянное сердце! |
|
Принц: показывает как бьется сердце |
Почему деревянное? Вот, вот- оно бьется! |
|
Крестный:
|
К зрителям … Поведение принца очень огорчало меня, я понял, что перевоспитать мальчика можно только с помощью волшебства… |
|
Ведущая 2 |
Бедный принц, если бы он знал, что ждет его в скором будущем |
|
Крестный: |
Так стань таким деревянным как твое сердце, и оставайся до тех пор, пока тебя, деревянного, не смогут полюбить !!!. Набрасывает его черной вуалью, он замирает , |
|
Светооператор |
Свет переходит на брата и сестру у елки Принц вся свита уходит за кулису |
|
СМЕНА ГЕРОЕВ |
|
|
Звукорежиссер Звучит музыка №12 Мари танцует с игрушкой –Щелкунчиком |
|
|
Миша просит деревянную куклу у сестры |
Дай мне этого Щелкунчика |
|
Мари не дает игрушку брату |
Нет. Не дам |
|
Миша обижается на сестру |
Тогда, ты мне не сестра |
|
Мари уступает ему игрушку |
На, подержи. |
|
Миша танцует, кривляется, бросает игрушку -Щелкунчика на пол и убегает |
Ужас, какой уродец! Какой огромный рот |
|
Звукорежиссер |
Музыка12 становится тише. |
|
Мари плачет, берет Щелкунчика на руки, жалеет, гладит его, прижимает к груди |
|
|
Входит крестный Говорит на фоне музыки. |
Скажи, что
случилось? |
|
Мария. |
Жалко
очень. Больно крошке. |
|
Крестный провожает ее до кресла-качалки, усаживает ее и накрывает пледом |
Плакать не
надо, слезы утри – |
|
Мария.
|
Ночь пришла
и снег искрится, |
|
Звукорежиссер |
Звучит музыка №13“ Крестный укладывает спать Мари”. |
|
Выходит Крестный и ведет Щелкунчика. останавливаются возле елки. обращается к сонной Мари
|
Пусть тебе волшебный
сон приснится, |
|
Щелкунчик подходит к Мари, опускается рядом на одно колено и охраняет ее сон (щелкунчик кладет у ног Мари свою саблю |
Если вдруг с тобой беда
случится Вспомни, сколько у тебя друзей – |
|
Ведущая 1.
|
Полночь
быстро приближалась, |
|
Звукорежиссер |
Звучит музыка№14 “Чай: китайский танец” |
|
Появляются король и его войско |
Исполняется выход Мышей под музыку |
|
Ведущая-1 |
А в подземелье дворца жил Мышиный король. |
|
Ведущая-2 |
Правда, никаким королем он не был, но очень хотел им стать |
|
Звукорежиссер |
Смена музыки –Мыши |
|
Мышиный король- |
Эй, вы, мои подданные. Велю Обращаться ко мне ВАШЕ МЫШИНСТВО!!! |
|
Мышиное войско- |
Так точно, Ваше Мышинство! |
|
Ведущая 1
|
Он жутко завидовал принцу и посылал своих слуг подглядывать и доносить ему обо всем, что происходит во дворце. Слуги в точности выполняли приказ. А Мышиный Король учился у Принца настоящим, «мышиным манерам». |
|
Ведущая 2 |
Принц всегда изводил своих придворных капризами придирками, что очень нравилось мышиному королю. |
|
Мышиный король- Идите туда! Нет! Идиде сюда! топает ногой. |
Гоняет мышей из угла в угол, Мыши строем идут в сторону руки короля. Мыши спиной вперед возвращаются к нему |
|
Мышиный король машет на войско рукой , потому что видит елку |
Ах, елочка!
Свечи! Какой чудесный вечер! |
|
Мыши собираются возле короля. Ходят на цыпочках вокруг него |
|
|
Мышка –Девочка Мышки-мальчики хлопают в ладоши |
Скоро, скоро 12 пробьет и настанет новый год! Начинают водить хоровод |
|
Мышиный король тем временем замечает Марию, и они начинают наступать на нее. |
А вот и девочка, Мария, Что сможет принца полюбить, Ее мне нужно усыпить, Что б королем придворным быть! ударяет посохом о пол |
|
Мария Щелкунчик. |
просыпается и пугается ….. поднимается с колена и встает впереди Марии, шпага остается лежать на полу |
|
Щелкунчик |
Ну, нет, (обращается к М/Королю) хоть смог
ты На праздник этот попасть, |
|
Звукорежиссер |
Муз. № 15 Битва Гусаров и мышей |
|
Начинается танец-битва солдат и мышей |
Безоружный Щелкунчик отступает, доходит спиной до Мари. Мари отдает ему меч и закрывает от страха глаза руками. Щелкунчик ранит Короля, оттесняет его за елку. Снимает свой деревянный наряд . Остальных мышей гусары постепенно загоняют в их нору (Афиша с изображением короля мышей) |
|
Гусары уходят под знаменитый марш за афишу с изображением Щелкунчика |
|
|
Финал |
|
|
Принц выходит из-за елки с мышкой в руках, подходит к Мари, опускается на колено, и бросает мышку на пол Мария Открывает глаза и видит живого принца |
Глаза
открой, дорогая Мари |
|
Принц берет Марию за руку и ведет на середину сцены |
Развеялись
чары злой маски, |
|
Звукорежиссер |
Звучит музыка №16 “ Вальс. танцуют Принц и Мари. |
|
Принц
|
Прочь прогнали страшный
сон, |
|
Ведущая-2 |
ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЕРИТ В ЧУДЕСА, СКАЗКА НИКОГДА НЕ ПРОЩАЕТСЯ |
|
Звукорежиссер |
Муз. №17 Звучит песня “Финал” |
|
Светооператор включает весь свет |
Все артисты парами, поочереди выходят, обходят елку и выстраиваются для песни |
|
Все артисты спектакля. |
Припев финальной песни поют все актеры Новый, новый год! Новый, новый год! Свечи на столе, Мишура и маски…. Все, что не сбылось Вдруг произойдет В Новый, новый год- продолженье сказки Поклон! Аплодисменты |
|
Кл .руководитель |
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!. Сегодня состоялся наш совместный дебют, мой как режиссера, детей- как актеров и ваш- как прекрасных кутюрье и зрителей. Без вашей поддержки, пошитых своими руками шикарных костюмов, помощи в изготовлении этого волшебного занавеса спектакль бы не состоялся. В этот предновогодний вечер сказка произошла!. Все 30 школьников нашего класса нашли роль по своему (желанию, некоторые даже две). Спасибо всем за вашу поддержку, советы, помощь. Когда родители оставили все свои важные дела и пришли на спектакль – это очень важно для ребенка. Они знают, что вы их всегда подержите.! Всех с наступающим новым годом! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.