Конспект урока русского языка 8 класс
Тема: Морфемика и словообразование.
Цели:
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация РР, раздаточный материал.
Тип урока: повторительно - обобщающий
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.
II. Актуализация знаний
(Слайд 2)
- А сейчас обратите ваше внимание на доску:
- Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
- Какие части слова входят в основу? Назовите их.
- Какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
- Какая наука изучает морфемы?
- Сформулируйте тему урока
- Какие цели вы ставите перед собой?
1)повторить морфемы
2)вспомнить способы словообразования
3) связь словообразования и орфографии.
- А для чего нам надо это знать?
Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
III. Повторение изученного.
1. Беседа.
- Вспомните, на какие значимые части – морфемы – делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?
- Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)
- Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постсуффиксальный.)
2. Работа с таблицей в тетрадях. Слайд 6
- перенесите в тетради т а б л и ц у, которую вы видите на доске.
Приставочный способ |
Суффиксальный способ |
Приставочно-суффиксальный способ |
Сложение основ |
- А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.
прибрежный, законодатель, манник, зайчишка, самолёт, спортзал, негромкий, подрамник, безрезультатный, международный, корабельный, подпрыгнуть.
│Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам. (приложение 1)
По окончании работы проводится проверка с комментированием.
Слайд 7
- Образуйте от слов: море, суша, осина – новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.
│в это время – проверка работ по карточкам.
- Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, засушливый, сушка, подосиновик, осинник.)
Физминутка
3. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
1) Корни с чередованием гласной.
— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?
— Когда пишется корень -кос-, -кас-?
— Когда пишется корень -гар-, -гор-?
Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.
Гласные в приставках пре- и при-.
— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.
Проверочная работа. (Работа с карточками)
Слайд 10
Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства.
3. Ночь уже л…жилась на горы.
4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.
4.Распределительный диктант.
У доски работает учащийся.
- Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков. Распределите по столбикам слова, выделите графически морфему с орфограммой.
Безударная гласная непроверяемая гласная чередующаяся гласная.
Речной, загорелый, батальон, растение, замирать, забелить, автомобиль, гармония, гимназист, затянуть, зарница, измельчить, прикосновение, отклонение, озарение, терпение, дебют.
проверка работы у доски.
5.Работа со словарем.
- В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?
- Сравните ваши предположения со словарем на стр.239. Прочитайте.
IV. Подведение итогов урока.
- какие способы словообразования вы знаете?
- почему важно уметь выделять части слова?
- какие виды орфограмм вы можете назвать?
Домашнее задание: повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 24, стр.14.Распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.
Приставочный способ |
Суффиксальный способ |
Приставочно-суффиксальный способ |
Сложение основ |
летчик, парашютист, электровоз,приходить, беззаботный, приморский, сбербанк, больной, поддодеяльник, сотрудник, кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход.
Карточка №2
Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова |
е |
и |
пр…образователь |
||
пр…школьный |
||
пр…успевать |
||
пр…лунение |
||
пр…красный |
||
пр…рвать |
||
пр…остановить |
||
пр…одолеть |
||
пр…выкать |
||
пр…поднять |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.