Методическая разработка «Морфемика и словообразование»
Оценка 5

Методическая разработка «Морфемика и словообразование»

Оценка 5
docx
24.04.2024
Методическая разработка «Морфемика и словообразование»
Методическая разработка «Морфемика и словообразование».docx

Конспект урока русского языка 8 класс

Тема: Морфемика и словообразование.

Цели:

  1. Активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики;
  2. Совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация РР, раздаточный материал.

Тип урока: повторительно - обобщающий

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 - Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.

II. Актуализация знаний

(Слайд 2)

- А сейчас обратите ваше внимание на доску:

- Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

- Какие части слова входят в основу? Назовите их.

- Какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

- Какая наука изучает морфемы?

- Сформулируйте тему урока

- Какие цели вы ставите перед собой?

1)повторить морфемы

2)вспомнить способы словообразования

3) связь словообразования и орфографии.

- А для чего нам надо это знать?

Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

        III. Повторение изученного.

1.      Беседа.

 - Вспомните, на какие значимые части – морфемы – делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?

 - Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

- Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постсуффиксальный.)

2. Работа с таблицей в тетрадях. Слайд 6

 - перенесите в тетради т а б л и ц у, которую вы видите на доске.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение основ

  - А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

прибрежный, законодатель, манник, зайчишка, самолёт, спортзал, негромкий, подрамник, безрезультатный, международный, корабельный, подпрыгнуть.

│Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам. (приложение 1)

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

Слайд 7

 - Образуйте от слов: море, суша, осина – новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.

│в это время – проверка работ по карточкам.

 - Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, засушливый, сушка, подосиновик, осинник.)

Физминутка

3. Словообразование и орфография.

    Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной.

— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

— Когда пишется корень -кос-, -кас-?

— Когда пишется корень -гар-, -гор-?

   Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки. 

Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Проверочная работа. (Работа с карточками)

Слайд 10

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

    1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

    2. Он знал эту отр…сль производства.

    3. Ночь уже л…жилась на горы.

    4. Все двери зап…рались на замок.

    5. Река протекала в густых зар…слях.

    6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

4.Распределительный диктант.

У доски работает учащийся.

 - Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков. Распределите по столбикам слова, выделите графически морфему с орфограммой.

Безударная гласная        непроверяемая гласная        чередующаяся гласная.

Речной, загорелый, батальон, растение, замирать, забелить, автомобиль, гармония, гимназист, затянуть, зарница, измельчить, прикосновение, отклонение, озарение, терпение, дебют.

проверка работы у доски.

5.Работа со словарем.

 - В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

 - Сравните ваши предположения со словарем на стр.239. Прочитайте.

IV. Подведение итогов урока.

 - какие способы словообразования вы знаете?

 - почему важно уметь выделять части слова?

 - какие виды орфограмм вы можете назвать?

Домашнее задание: повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 24, стр.14.Распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение основ

летчик, парашютист, электровоз,приходить, беззаботный, приморский, сбербанк, больной, поддодеяльник, сотрудник, кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход.

Карточка №2

Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь

пр…школьный

пр…успевать

пр…лунение

пр…красный

пр…рвать

пр…остановить

пр…одолеть

пр…выкать

пр…поднять

 


 

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка 8 класс

Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем

Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем

Он знал эту отр…сль производства

Он знал эту отр…сль производства

пр…выкать пр…поднять

пр…выкать пр…поднять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2024