Методическая разработка на тему: « Что за прелесть эти сказки!».
Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам…
Нет Кощея-это знают даже дети,
А сказки живут тут и там….
Лукоморья не на карте, значит в сказку нет пути!
Это присказка-не сказка, сказка будет впереди….
При слове «сказка» у каждого из нас появляются особые чувства: на душе становится тепло, мы вспоминаем приятные минуты детства. Несмотря на то, нашим миром правит технический прогресс высокие технологии, сказка не утратили своего значения- они по-прежнему будят воображение, рассказывают о чем-то неизведанном и украшают нашу жизнь.
Во времена глубокой древности сказки, притчи и мифы целенаправленно использовали в качестве воспитательного средства. Они передавали из поколения в поколение опыт предков, нравственные ценности и правила поведения.
Затрагивая тему влияния сказки на воспитание детей, необходимо отметить основное достоинство, - смысл и мораль сказки не имеют прямых нравоучений. Сказка не учит ребенка «жить правильно», она обладает лишь свойством «мягкого намека», направляет в нужное русло.
В сказочных сюжетах умело «зашифрованы» ситуации, которые переживают в своей жизни любой из нас- вера в добро, борьба со злом, жизненный выбор, любовь, ответственность, помощь.
«Сказочное» воспитание будет не полным, если за прочтение сказки не последует ее обсуждение. Для малышей можно заготовить самые простые вопросы, которые тренируют память и внимание:
Понравилась ли тебе сказка?
Как называется сказка?
Кто из героев тебе запомнился?
Как звали главного героя? … и т. д.
Задача обсуждения сказки с младшими школьниками — научить их думать и творчески мыслить. Вопросы могут быть самые разнообразные:
Как ты думаешь, чему учит сказка?
Что могло случиться с главным героем, если бы он выбрал другой путь?
Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
Могла бы сказка закончится по-другому? Если да — то как? … и т. д.
Любая сказка имеет множество граней и смыслов. Читая сказки в детстве, ребенок бессознательно запоминает наиболее важные из них.
Ребенок подрос — и ту же самую сказку может воспринять совсем иначе. Многие сказки хорошо тем, что в них есть четкое разделение добра и зла. Даже самому маленькому читателю ясно, кто «плохой» и как его победить. Ребенок видит, что герой, который совершает плохие поступки, обязательно получит по заслугам, а справедливость и добро всегда восторжествует.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к изучению в значительной степени способствует сказка.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» — писал известный писатель Джанни Родари: -«она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.» сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Потребность в ней сохраняется на многие годы.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает» , т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций:
Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
Пробуждает фантазию, творческую активность;
Способствует пониманию внутреннего мира людей;
Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потребление товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
Сказки, отражающие труд людей;
Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказки отражающие труд людей:
«Терем-теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки « жадная старуха», «Иван — царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
Народные сказки: « Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.И. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха -цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козел»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле — продаже:
Народные сказки «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые) аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказка в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение , которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.
Вместе стем, до настоящего времени отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольника.
В заключении еще раз следует отметить. Что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.
Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания. Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Роль детских сказок не ограничивается только приятным время провождением. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро. А зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.