Беседа: «Будем друг к другу добры»
Делать добро от души, вместе, дружно!
В трудные дни помогать, кому нужно.
Цель: формировать у учащихся доброту, милосердие; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах.
Задачи: формировать представления о мире и дружбе между людьми; оценивать свое поведение по способу этичности;
учить детей использовать в разговорной речи «речевые этикетные формулы»; обсуждать нравственные проблемы; воспитывать чувства доверия к взрослым и сверстникам; помогать распознавать переживания, понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением людей и их эмоциональным состоянием;
Воспитатель: Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек попадает в различные ситуации, и не всегда они такие, как нам хотелось бы, но ведь жизнь длится не один день и это естественно. Но важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Некоторые недостатки порождаем мы сами и тоже этого не замечаем. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. Не уходить в себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно, счастливо.
– Это небольшое вступление к нашему разговору. А говорить мы будем о милосердии. Могу с уверенностью сказать, что именно милосердие всегда спасает мир в самые страшные минуты – войн, разрушений, катастроф – только милосердие спасает мир.
– Ребята, посмотрите, вот на доске слово «милосердие». А теперь представьте, что от него лучиками отходят те слова, которые таит это слово. Назовите их, пожалуйста.
Ученики называют слова: забота, внимание, доброта, тепло, счастье, дружелюбие, приветливость.
Воспитатель: Сколько понятий вы вложили в это слово. Вы все правы. Слово «милосердие» несет в себе очень много. Милосердие можно определить как милое сердцу деликатное, чуткое проявление души человека. Очень многое зависит от человека и его отношений с другими людьми. Что же мешает порой соответствовать милым любому сердцу проявлениям?
Учащиеся: Умение видеть, слышать, понять
Подтверждать свои стремления быть милосердным поступками.
Воспитатель: Совершенно верно. Жизнь, история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви к ближнему. Вот один из них.
Я хочу рассказать вам о супруге великого князя Сергея Александровича Романова, дяди последнего русского императора Николая II, великой княгине Елизавете Федоровне. Сергей Александрович погиб от бомбы террориста в 1905 году. В это время Елизавета Федоровна (ныне причисленная к лику святых великомучеников) находилась в Кремле. Узнав о случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба террориста разорвала великого князя на части. Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца был уже схвачен, у места происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и слез начала собирать останки Сергея Александровича и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на крыше ближайшего здания. Москва была поражена совершенным злодейством. Террориста Каляева посадили в тюрьму. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души.
Во время взрыва пострадал кучер Ефим, которого сразу отправили в больницу. Елизавета Федоровна, спрятав глубоко в сердце свою личную трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Вернувшись после отпевания мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это специально, чтобы слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь спасся. В дальнейшем великая княгиня побеспокоилась и об обеспечении семьи погибшего.
Забота и милосердие проявились у нее и к убийце мужа. Елизавета Федоровна подала прошение царю о том, чтобы террориста оставили в живых. Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: «Он не ведал, что творил». Это ли не доказательство любви к людям и даже к своим врагам? Это ли не пример для подражания?
После смерти мужа вдова, бывшая принцесса, продала все свои драгоценности и на полученные средства устроила Марфо-Мариинскую обитель. Вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования и любви к несчастным и нуждающимся.
Воспитатель: Милосердие, милость, милостыня. Ребята, подумайте, что общего и особенного в этих словах?
Воспитатель: Это слова одного корня и смысл в них – милость к людям.
Милость может означать и прощение, а милостыня – это то, что кто-то отдает, а кто-то получает.
Воспитатель: Милосердие всегда строится на уважении, чувстве сострадания к человеку, при этом человек начинает уважать себя. Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и вам радостнее и светлее. Если вы сделали что-то доброе от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомните его благодарный взгляд.
Воспитатель: А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Воспитатель: : Ребята, мы говорили о милосердии, которое человек может проявлять к другому человеку. А к кому мы еще можем проявить милосердие?
Ученики: Милосердие к природе.
К животным, птицам, рыбам.
Даже к насекомым надо проявлять милосердие.
Воспитатель: Милосердное отношение ко всему, что нас окружает, проявляется в поступках. Научитесь дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно к вам вернется. И еще важно помнить, что ты нужен, без тебя не могут обойтись твои близкие, но не только близкие, а даже незнакомые люди. Тот же нищий, которому ты подашь милостыню и вместе с ней отдашь частичку своего сердца, свое милосердие. А если все мы, люди, будем друг к другу добры, милосердны, наступит эра милосердия, о которой мечтал после Великой Отечественной войны герой Зиновия Гердта (актера-фронтовика, инвалида) из кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Давайте своими делами, поступками приближать ее, эру милосердия.
Воспитатель подводит итог
Что вы понимаете под словом «доброта»?
Что означает быть добрым, хорошим человеком?
Каким человека делает добро?
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Что гласит о доброте народная мудрость?
Что вы сделали хорошего людям?
Чем помогли ребятам в классе?
Всегда ли надо быть добрым?
Что значит «милосердный поступок»?
Каким должно быть милосердие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.