Беседа на тему: «Русское народное творчество»
Цель: формировать представление детей о русском народном фольклоре и
народных промыслах.
Задачи:
Материалы и оборудование: иллюстрации изделий народных промыслов -
дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, посуда –
хохлома, гжель, иллюстрация «Ярмарка на Руси», Д/и «Закончи узор».
Воспитатель: Мы живём с тобой в самой большой стране в мире. У нас богатая история, искусство и культура. Скажи, как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: Русский народ богат устным народным творчеством, фольклором– сказками, песнями, играми, пословицами и поговорками. Какие ты знаешь русские народные сказки, назови их («Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.)
Воспитатель: Среди русских-народных песен есть и те, которые ты хорошо
знаешь – «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёза стояла», «Во
саду и во огороде…», «Вечер, вечер матушка». И русских-народных игр
было немало – «Горелки», «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота»,
«Цепи кованые», «Лапта».
Воспитатель: Давай вспомним пословицы и поговорки. Например, «Волков
бояться – в лес не ходить». Как ты думаешь, что она обозначает? (Если
человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится).
Воспитатель: А есть ещё и другие пословицы - «Всякий человек в деле
познаётся», «Конец – делу венец». Как ты их объяснишь? (Человека не
узнаешь пока он что-то не сделает; Дело закончено, если хорошо сделано)
Воспитатель: Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и
заклички, послушай:
1 Радуга – дуга,
Не давай дождя
Давай солнышко –
Из – под облышка.
2 Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь, поливай!
Воспитатель: Русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к
красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних
листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду,
игрушки и много других предметов не только для своей семьи, своих детей,
но и для продажи на ярмарках. Ты знаешь, что такое ярмарка? (Это место,
где продают разные товары).
Так появились народные промыслы.
Воспитатель: Если посмотреть на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия; то
можно увидеть, как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на
каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия
изготавливались для использования в повседневной жизни.
Городецкая роспись
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие
город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих
местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил
посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия
труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).
Взрослый: Рассмотри элементы городецкой росписи. Из каких элементов
состоит узор? (Цветов, листочков, птиц)
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Взрослый: Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки)
Взрослый: Из какого материала они изготовлены? (из глины)
Взрослый: Верно, молодец! Дымковская игрушка — один из самых
старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с
весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково
лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Скажи
мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (Кружочки,
точки, клетка, прямые и волнистые линии).
Хохломская роспись
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Воспитатель: Как ты думаешь, из какого материала изготовлена посуда? (из
дерева)
Воспитатель: Посмотри на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (Из травки, листочков, ягод)
Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой
растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой»,
«листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины
изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое
село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши,
окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая
хохлома!»
Гжель
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Воспитатель: Какой цвет используют мастера при росписи керамической
посуды? (Синий или голубой)
Воспитатель: В городке Гжель изготовлялась из знаменитых гжельских глин
различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью
всегда можно отличить от других изделий.
Физкультминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
В конце беседы уточнить у детей,
какой народный промысел больше
понравился, и предложить закончить
полюбившийся узор!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.