Методическая разработка на тему: «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».
Оценка 5

Методическая разработка на тему: «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».

Оценка 5
docx
16.05.2024
Методическая разработка на тему: «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».
user_file_5a115ef8368f6.docx

 

Обобщающий урок математики в 9 классе  по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».

 

Предметная область: математика (алгебра).

Класс: 9 (общеобразовательный).

Цели урока:

- обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Геометрическая прогрессия»;

- рассмотреть решение задач с применением формул геометрической прогрессии;

- подготовить учащихся к контрольной работе;

- повысить положительную мотивацию к учению.

Задачи урока:

1) образовательные:

- отработать и закрепить практические навыки решения задач на применение формул геометрической прогрессии;

- показать широту применения геометрической прогрессии в реальной жизни;

 2) развивающие:

- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности при решении задач;

- продолжить формирование аналитического и логического мышления;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе;

 3) воспитательные:

 - воспитывать коммуникативные компетенции;

- учить рассуждать и добиваться результата;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков с использованием знаний по смежным дисциплинам (биология, экономика).

Длительность урока: 45 минут.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Оборудование:

- компьютер:

- проектор:

- экран.

Дидактический материал: компьютерная презентация.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Алгебра 9 класс; учеб. Для общеобразовательных учреждений – 17-е изд.- М.: Просвещение, 2014г – 271с.;

2. В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс;

3. Демоверсия ГИА по математике – 2012,2013,2014,2015;

4. http: matheqe.ru – открытый банк заданий по математике.

План урока:

1.       Вводное слово учителя. Постановка цели урока (1 мин).

2.       Актуализация знаний учащихся (4 мин).

3.       Теоретическая разминка – повторение основных понятий, формул и правил по теме: «Геометрическая прогрессия».

4.       Самостоятельная работа учащихся по уровням (15 мин) (см Приложение 1).

5.       Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин).

6.       Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

7.       Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

8.       Подведение итогов урока (1мин).

 

Ход урока

1.       Вступительное слово учителя (1 мин)

Задачи с применением формул геометрической прогрессии включены в экзаменационные варианты ОГЭ в 9- м классе и в 11- ом классе; в профильном варианте для 11 класса используются задачи на применение геометрической прогрессии в реальной жизни.   Рассмотрим межпредметные связи данной темы.

2.       Теоретическая разминка (4 мин)

Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, «развитие умений говорить и слушать».

(вопрос - ответ)

(ученик – ученик)

Слайд 1

Контрольные вопросы:

1.       Определение геометрической прогрессии?

2.       Что означает q и как находится?

3.       Формула n-го члена геометрической прогрессии?

4.       Формула суммы n членов геометрической прогрессии?

5.       Какая прогрессия называется бесконечно убывающей?

6.       Формула суммы бесконечной геометрической прогрессии?

Слайд 2 (определения и формулы к теме: « Геометрическая прогрессия»).

3.       Самостоятельная работа учащихся (по уровням) (15мин) (Приложение № 1)

Цель: умение самостоятельно выбрать уровень с контрольного листа, который соответствует его знаниям, умениям учащегося.

1,2, 3 уровень нужно выбрать самим учащимся с контрольного листа

 

1 – уровень (на оценку «3»)

1. bn – геометрическая прогрессия, b1= 81, q = 1/3, b4 =?

2. b1= -9, q= 2, S6= ?

3. 36, -18,9… бесконечная геометрическая прогрессия, S6=?

Ответы: 1. (3); 2. (-576); 3. (24).

 

2 – уровень (на оценку «4»)

1. 2,6,18 геометрическая прогрессия,486 число этой прогрессии. Найти номер этого числа?

2. q = 1/2, S6 = 252? B1=?

3. Доказать, что bn= 3/5nбесконечно убывающая прогрессия?

Ответы: 1. (6); 2. (128); 3. (q = 1/5 ≤1).

 

3 – уровень (на оценку «5»)

 

1. 5,15,…1215-геометрическая прогрессия. Найти Sn= 5+15+45+…+1215, Sn= ?

2. bn- геометрическая прогрессия, b6 =96, b8= 384. Найти формулу nго члена?

3.Записать в виде обыкновенной дроби 0,(15) бесконечную периодическую дробь 0,15 =0,151515…

Ответы: 1. (1820); 2. (bn=3 * 2n-1 или -3 *(-2)n-1); 3. 0,(15)= 5/33.

 

4.       Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин)

 

Лист самоконтроля

1 – уровень (на оценку «3»)

1. b4=?

b4=b12 *q3
b4=81 * (1)3 =81*1   = 3
               3            27

 

 

Ответ: 3.

 

2. S6=?

S6=b1*(q6-1) = -9*(26-1) = -9*63 = -567
             q-1           2-1             1

 

Ответ: -567.

 

 

3. S=?  S=  b1
             1 – q
q =  b2 = -18  = -1 = -0,5
        b1       36       2
S =    36  =   36    =   36   =24
      1-(-0,5)   1+0,5       1,5

 

 

 

Ответ: 24.

 

2 – уровень (на оценку «4»)

 

1. b1 = 2, b2 = 6. q = b2 = 6 = 3
                           
b1      2

bn = b1 * qn-1
486 = 2 * 3
n-1
243 = 3n-1
35 = 3
n-1
5 = n-1
n = 6

 

 

 

 

 

Ответ: 6.

 

2. Sn = b1 * (qn -1)
q-1

252= b1* ((1/2)6-1)
1/2-1
252= b1*(1/64 – 1)
             -1/2
252= b1*(-63/64)*(-2)
252= b1*63/64
b1=252*32=128
         63

 

 

 

 

 

 

Ответ: 128.

 

3. bn=3/5n
n=1, b1=3/5
n=2, b2=3/25
q=b: b1=3/25;    3/5=3/25*5/3=1/5 < 1

 

 

Ответ: является

 

3-й уровень (на оценку «5»)

 

1. Sn = b1( qn – 1) : (q – 1)

q = b2: b1 = 15/5 =3

Sn = 5 *(3n -1): 2

 

 

Ответ: Sn =  5( 3n – 1)/ 2

 

2. bn = b1 * qn-1

q2 = b8 :b6,  q2 = 384 : 96, q= 2 или q = - 2.

q = 2, 96= b1*25, 96 =  b1*32, b1= 3, bn =3* 2n-1 или

q = -2, 96= b1* (-2)5, b1 = - 3,bn = -- 3 * (- 2)n—1

 

 

 

 

Ответ: bn= 3 * 2n—1 илиbn = -- 3 * ( -2)n—1

3. 0,15= 0, 0015 + 0,000015 + …

q = 0,000015 :0,0015= 0,01

Sn= b1 : (1- q) , q≤1

Sn = 0, 15: (1 – 0,01) = 0,15 : 0,99 = 5/ 33

 

 

 

Ответ: 5/33.

 

5.                  Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20мин)

Цель: показать связь геометрической прогрессии с межпредметными дисциплинами.

По желанию 4 более подготовленных учащиеся вызываются к доске для работы по карточкам(1-4). Остальные учащиеся делятся на 4 группы и текст задач на карточках читают на слайде №3. Каждая группа решает свою задачу, а  затем делают проверку решений задач у учащихся вызванных к доске и оценивают.

Слайд №3.

Карточка №1

Одноклеточное животное инфузория – туфелька размножается делением на две части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?

Карточка №2

Вкладчик 1 января 2013 года внес в банк 30000 рублей. Какой станет сумма его вклада на 1 января 2016 года, если банк начисляет ежегодно 5% от суммы вклада?

Карточка №3

Пять лет назад банк выпускал акции на 100 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год банк может выпустить акций на 300 у.е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону? (n =? если bn≤300).

Карточка №4

31 декабря 2015 г. Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какова должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?

 

6.       Домашнее задание (1мин) п. 27-28, 1- уровень №701(а), 704(а,в). 2- уровень № 706, 710(а).

7.       Подведение итогов урока. Выставление оценок (1мин).

Молодцы! Сегодня вы все активно работали на уроке, решили много задач,но для получения глубоких и прочных знаний по предмету  и успешной сдачи ОГЭ по математике каждому из вас необходима систематическая ежедневная работа. Спасибо за урок!


 

Обобщающий урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни»

Обобщающий урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни»

В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра

В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра

Слайд 2 (определения и формулы к теме: «

Слайд 2 (определения и формулы к теме: «

S = 36 = 36 = 36 =24 1-(-0,5) 1+0,5 1,5

S = 36 = 36 = 36 =24 1-(-0,5) 1+0,5 1,5

S n = b 1 : (1- q ) , q ≤1

S n = b 1 : (1- q ) , q ≤1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024