Обобщающий урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».
Предметная область: математика (алгебра).
Класс: 9 (общеобразовательный).
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Геометрическая прогрессия»;
- рассмотреть решение задач с применением формул геометрической прогрессии;
- подготовить учащихся к контрольной работе;
- повысить положительную мотивацию к учению.
Задачи урока:
1) образовательные:
- отработать и закрепить практические навыки решения задач на применение формул геометрической прогрессии;
- показать широту применения геометрической прогрессии в реальной жизни;
2) развивающие:
- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности при решении задач;
- продолжить формирование аналитического и логического мышления;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе;
3) воспитательные:
- воспитывать коммуникативные компетенции;
- учить рассуждать и добиваться результата;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков с использованием знаний по смежным дисциплинам (биология, экономика).
Длительность урока: 45 минут.
Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.
Оборудование:
- компьютер:
- проектор:
- экран.
Дидактический материал: компьютерная презентация.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Алгебра 9 класс; учеб. Для общеобразовательных учреждений – 17-е изд.- М.: Просвещение, 2014г – 271с.;
2. В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс;
3. Демоверсия ГИА по математике – 2012,2013,2014,2015;
4. http: matheqe.ru – открытый банк заданий по математике.
План урока:
1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока (1 мин).
2. Актуализация знаний учащихся (4 мин).
3. Теоретическая разминка – повторение основных понятий, формул и правил по теме: «Геометрическая прогрессия».
4. Самостоятельная работа учащихся по уровням (15 мин) (см Приложение 1).
5. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин).
6. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).
7. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).
8. Подведение итогов урока (1мин).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (1 мин)
Задачи с применением формул геометрической прогрессии включены в экзаменационные варианты ОГЭ в 9- м классе и в 11- ом классе; в профильном варианте для 11 класса используются задачи на применение геометрической прогрессии в реальной жизни. Рассмотрим межпредметные связи данной темы.
2. Теоретическая разминка (4 мин)
Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, «развитие умений говорить и слушать».
(вопрос - ответ)
(ученик – ученик)
Слайд 1
Контрольные вопросы:
1. Определение геометрической прогрессии?
2. Что означает q и как находится?
3. Формула n-го члена геометрической прогрессии?
4. Формула суммы n членов геометрической прогрессии?
5. Какая прогрессия называется бесконечно убывающей?
6. Формула суммы бесконечной геометрической прогрессии?
Слайд 2 (определения и формулы к теме: « Геометрическая прогрессия»).
3. Самостоятельная работа учащихся (по уровням) (15мин) (Приложение № 1)
Цель: умение самостоятельно выбрать уровень с контрольного листа, который соответствует его знаниям, умениям учащегося.
1,2, 3 уровень нужно выбрать самим учащимся с контрольного листа
1 – уровень (на оценку «3»)
1. bn – геометрическая прогрессия, b1= 81, q = 1/3, b4 =?
2. b1= -9, q= 2, S6= ?
3. 36, -18,9… бесконечная геометрическая прогрессия, S6=?
Ответы: 1. (3); 2. (-576); 3. (24).
2 – уровень (на оценку «4»)
1. 2,6,18 геометрическая прогрессия,486 число этой прогрессии. Найти номер этого числа?
2. q = 1/2, S6 = 252? B1=?
3. Доказать, что bn= 3/5nбесконечно убывающая прогрессия?
Ответы: 1. (6); 2. (128); 3. (q = 1/5 ≤1).
3 – уровень (на оценку «5»)
1. 5,15,…1215-геометрическая прогрессия. Найти Sn= 5+15+45+…+1215, Sn= ?
2. bn- геометрическая прогрессия, b6 =96, b8= 384. Найти формулу nго члена?
3.Записать в виде обыкновенной дроби 0,(15) бесконечную периодическую дробь 0,15 =0,151515…
Ответы: 1. (1820); 2. (bn=3 * 2n-1 или -3 *(-2)n-1); 3. 0,(15)= 5/33.
4. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин)
Лист самоконтроля
1 – уровень (на оценку «3»)
1. b4=? b4=b12 *q3 |
Ответ: 3.
|
2. S6=? S6=b1*(q6-1)
= -9*(26-1) = -9*63 = -567 |
Ответ: -567.
|
3. S=? S= b1 |
Ответ: 24. |
2 – уровень (на оценку «4»)
1. b1 = 2, b2 = 6. q = b2 = 6 = 3 bn = b1 * qn-1 |
Ответ: 6.
|
2. Sn = b1
* (qn -1) |
Ответ: 128.
|
3. bn=3/5n |
Ответ: является |
3-й уровень (на оценку «5»)
1. Sn = b1( qn – 1) : (q – 1) q = b2: b1 = 15/5 =3 Sn = 5 *(3n -1): 2 |
Ответ: Sn = 5( 3n – 1)/ 2
|
2. bn = b1 * qn-1 q2 = b8 :b6, q2 = 384 : 96, q= 2 или q = - 2. q = 2, 96= b1*25, 96 = b1*32, b1= 3, bn =3* 2n-1 или q = -2, 96= b1* (-2)5, b1 = - 3,bn = -- 3 * (- 2)n—1
|
Ответ: bn= 3 * 2n—1 илиbn = -- 3 * ( -2)n—1 |
3. 0,15= 0, 0015 + 0,000015 + … q = 0,000015 :0,0015= 0,01 Sn= b1 : (1- q) , q≤1 Sn = 0, 15: (1 – 0,01) = 0,15 : 0,99 = 5/ 33 |
Ответ: 5/33. |
5. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20мин)
Цель: показать связь геометрической прогрессии с межпредметными дисциплинами.
По желанию 4 более подготовленных учащиеся вызываются к доске для работы по карточкам(1-4). Остальные учащиеся делятся на 4 группы и текст задач на карточках читают на слайде №3. Каждая группа решает свою задачу, а затем делают проверку решений задач у учащихся вызванных к доске и оценивают.
Слайд №3.
Карточка №1
Одноклеточное животное инфузория – туфелька размножается делением на две части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?
Карточка №2
Вкладчик 1 января 2013 года внес в банк 30000 рублей. Какой станет сумма его вклада на 1 января 2016 года, если банк начисляет ежегодно 5% от суммы вклада?
Карточка №3
Пять лет назад банк выпускал акции на 100 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год банк может выпустить акций на 300 у.е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону? (n =? если bn≤300).
Карточка №4
31 декабря 2015 г. Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какова должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
6. Домашнее задание (1мин) п. 27-28, 1- уровень №701(а), 704(а,в). 2- уровень № 706, 710(а).
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок (1мин).
Молодцы! Сегодня вы все активно работали на уроке, решили много задач,но для получения глубоких и прочных знаний по предмету и успешной сдачи ОГЭ по математике каждому из вас необходима систематическая ежедневная работа. Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.