Постановка и автоматизация звука "р" является одной из наиболее сложных задач в логопедической практике. Дети часто испытывают трудности с произношением этого звука due to особенностей артикуляции и фонематического восприятия. Разработка данной программы направлена на создание системного подхода к работе с детьми, подразумевающего индивидуальные занятия с использованием игрофикации и современных методик.
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста (4-9 лет) с нарушениями звуковой стороны речи, особенно с проблемами в произведении звука "р".
Программа является коррекционной и относится к области логопедии. Она ориентирована на индивидуальные занятия, включающие в себя артикуляционную гимнастику, игровые методы, а также специальные упражнения для автоматизации звука "р".
● Дети с нарушениями звукопроизношения (включая звук "р")
● Логопеды
● Родители и законные представители обучающихся
Занятия проводятся:
● В логопедическом кабинете, оборудованном необходимым инвентарем
● В домашних условиях с использованием материалов, подготовленных логопедом
● В небольших группах при наличии возможности
Оптимальная численность группы: составляет от 6 до 12 человек.
Длительность реализации Программы: 4 занятия в форме тренинга.
Продолжительность занятия: 1,5-2 академический часа.
Частота проведения: один раз в неделю.
Главные принципы комплектования группы:
● осуществление предварительного психодиагностического тестирования
● с целью подбора участников;
● добровольность участников;
● информированность участников о целях и средствах реализации
● программы.
Многие дети имеют трудности с звуком "р", что может быть связано как с анатомическими, так и с функциональными причинами. Невозможность правильно произносить звук "р" может стать причиной проблем в социализации, общения и обучении, а также бить по самооценке ребенка.
Цель программы: Обеспечение успешной постановки и автоматизации звука "р" у детей.
Указанная цель реализуется посредством решения следующих задач:
● Провести диагностику речевого развития детей, выявляя индивидуальные особенности каждого.
● Разработать индивидуальный план работы для каждого ребенка.
● Использовать дифференцированные методы и приемы для анализа и корректировки произношения звука "р".
● Внедрять игровые методы для повышения мотивации.
● Оценивать и закреплять результаты, достигнутые на занятиях, в повседневной практике.
Основой программы служат современные достижения в области логопедии и дефектологии, работы по постановке и автоматизации звуков, а также принципы дифференцированного и индивидуального подхода. Используемые техники основываются на психологических и педагогических аспектах обучения.
Программа соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушениями речи, а также рекомендациям Министерства образования по реализации коррекционных программ.
● Правильное произношение звука "р" в словах и фразах.
● Устойчивое применение звука "р" в речи.
● Улучшение фонематического восприятия.
● Повышение общей уверенности ребенка в своих речевых способностях.
● Индивидуальные особенности ребенка (возраст, степень речевого нарушения).
● Уровень мотивации и заинтересованности.
● Поддержка родителей и соблюдение рекомендаций.
● Квалификация и опыт логопеда.
● К окончанию программы ожидается, что дети смогут:
● Правильно произносить звук "р" в различных позициях в словах.
● Использовать звук "р" в контексте самостоятельной речи.
● Устойчиво применять полученные навыки в привычной речевой практике.
● Артикуляционные таблицы и карточки.
● Игровые материалы (игры, кубики, карточки с изображениями).
● Аудиовизуальные средства для демонстрации правильного произношения.
● Логопедические пособия и литература.
● Тестирование фонематического восприятия.
● Использование артикуляционных таблиц для диагностики и контроля.
● Игровые методики диагностики и оценки произношения.
Этап реализации программы |
Мероприятие |
Диагностика |
Первичная диагностика речевого развития детей с акцентом на звук "р" |
Постановка звука |
Индивидуальные занятия по специальным упражнениям для постановки звука "р" |
Автоматизация звука |
Упражнения в игровых и речевых контекстах для автоматизации звука "р" |
Закрепление результатов |
Выполнение домашних заданий и использование навыков в повседневной жизни |
● Введение в основы логопедической работы.
● Артикуляционная гимнастика для звука "р".
● Практические упражнения для автоматизации звука "р" (в словах, словосочетаниях, предложениях).
● Использование игровых методик в процессе занятий.
● Введение домашних заданий для закрепления навыков.
Каждый участник программы имеет право на индивидуальный подход, сохранение конфиденциальности информации, а также возможность давать обратную связь о процессе обучения.
Дети: Активное участие в занятиях, выполнение домашних заданий.
Родители: Поддержка в обучении, выполнение рекомендаций логопеда.
Логопеды: Проведение занятий, разработка индивидуальных планов, оценка результатов и своевременная обратная связь.
Все использованные материалы и ресурсы указаны в списке литературы, с соблюдением авторских прав.
Пример занятия на тему «Артикуляционная гимнастика для звука "р"» с использованием игровых элементов.
Тесты для оценки фонематического восприятия звука "р".
Образец тетради с заданиями, речевыми упражнениями и местом для самоконтроля.
Рекомендации по эффективному распределению времени на занятия и выполнение домашних заданий для достижения наилучших результатов.
Эта методическая разработка может быть доработана и адаптирована в зависимости от потребностей конкретной группы детей и условий их обучения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.