Методическая разработка на тему: «Методы проведения мастер-класса»
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: «Методы проведения мастер-класса»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
другое
12.02.2022
Методическая разработка на тему: «Методы проведения  мастер-класса»
Методическая разработка на тему: «Методы проведения Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер класс.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

«Методы проведения

мастер-класса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

преподаватель

Саркисова Г.П

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса.

Задачи:

- познакомить педагогов с содержанием понятий «мастер-класс», «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника» и др.;

- раскрыть особенности и структуру мастер-класса как педагогической технологии;

- описать технологию составления и проведения мастер-класса, его варианты и формы;

- выделить требования к личности педагога-мастера и к проведению мастер-класса, критерии качества подготовки и проведения мастер-класса;

- оказать методическую помощь педагогам в выборе вариантов и форм проведения мастер-класса.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Таким образом, понятие «мастер-класс» целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с понятиями «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника».

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

 

Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:

- форма передачи практического опыта (практикоориентированность);

- форма интерактивного взаимодействия педагогов;

- форма организации активной самостоятельной работы всех участников.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога; передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Задачи мастер-класса:

- обобщение опыта педагога по определенной проблеме и передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;

- оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;

Итак, обобщая представленные выше определения, мастер-класс может быть охарактеризован как:

- способ передачи педагогического опыта;

- педагогическая находка, уникальный авторский жест, который претендует на универсальность;

- своеобразное научение учению;

- содействие, взаимодействие, сочувствие, событие в пространстве коммуникации между людьми.

Особенности и структура мастер-класса.

Основные особенности мастер-класса определяются уникальным сочетанием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкости во времени.

Важнейшие особенности мастер-класса:

1. Диалогичностъ. Организация учебного процесса предполагает создание условий для включения всех участников в активную деятельность и обмен мнениями; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения профессиональной проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.

2. Практическая ориентированность. Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. В технологии проведения мастер-класса главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Таким образом, сокращается время адаптации учителя к условиям преподавания своего предмета, специфическим в каждом отдельном случае.

3. Методическая новизна. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, т.к. позволяет его участникам увидеть большинство «подводных камней» преподавания той или иной дисциплины.

4. «Профессиональность». Мастер-класс направлен на решение проблемы научно-методической компетентности участников. Предполагается, что все действующие лица должны иметь примерно одинаковый уровень профессиональной компетентности, иначе диалог невозможен. В мастер-классе преподаватель разговаривает «на равных» с такими же преподавателями, как и он сам и, следовательно, внимание должно быть заострено, в первую очередь, не на содержательных моментах, как таковых, а на методологических особенностях преподавания данной дисциплины. Мастер-класс есть мета-уровень педагогического мастерства.

5. Рефлексивность. Мастер-класс позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки преподавания, которые выработаны им в собственном опыте. Стиль преподавания профессионала экстра-класса может также рассматриваться как мастер-класс.

В большей степени, мастер-класс — мероприятие для экспертов в соответствующей области и находится в ряду особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов.

Таким образом, мастер-класс проводится в той ситуации, когда все заинтересованы в нём. Идеальный вариант, это когда есть «мастерство» Мастера и есть группа заинтересованных в уникальном опыте этого Мастера. Отсюда - «удалённый» (в виде текстов, инструкций, рекомендаций) мастер-класс проблематичен.

 

Преимущества мастер–класса перед другими формами:

-      высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

-      приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

-      развитие гибкости мышления;

-      возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

 

Характерные особенности мастер-класса.

-      передача и обмен опытом;

-      деятельностный подход (активная деятельность участников);

-      глубокое сочетание теории и практики;

-      смена деятельности;

-      наглядность;

-      образность;

-      постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);

-      простота;

-      доступность;

-      творчество;

-      инициативность;

-      мозговой штурм;

-      креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;

-      рефлексивная деятельность.

 

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом.

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений в работе.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий.

2.1.     Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2.     Определение основных приемов работы, которые педагог будет демонстрировать слушателям.

2.3.     Ответы на вопросы участников мастер-класса.

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.

Формы проведения:

имитационная игра (педагог проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);

- лекция с показом приемов;

- практическое занятие;

- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие);

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование.

4.1.     Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2.     Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия.

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и слушателей.

5.2. Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.

 

Рекомендации по подготовке мастер-класса.

1.   Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

2.   Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.

3.   Придумайте проблему, вопрос, парадокс, которые введут в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».

4.   Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5.   Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

6.   Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

7.   Составьте подробный план занятия.

8.   Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.

9.   Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

10.        Когда все готово - дайте команду организаторам, что можно начинать.

 

Рекомендации по проведению мастер-класса.

1.   Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

2.   Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

3.   Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

4.   Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе не приемлема.

5.   Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мероприятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).

6.   Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею мастер-класса.

7.   Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом мероприятия.

8.   Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

9.   Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

10.   Не бойтесь задавать трудные вопросы.

11.   Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».

Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Например – это знание методического процесса проведения занятия и практическое выполнение (показ). Проблемная ситуация в нашем случае характеризует определённое состояние участника, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, о новых и современных технологиях, способах или условиях выполнения определённых действий. Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа. Педагог должен корректировать состав группы, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Педагог разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать и произвести их решение и практическое выполнение. Причём, участники свободны в выборе метода, темпа работы, путей поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

Результатом проведения мастер-класса являются следующие показатели творческой и индивидуальной деятельности участников:

1.Презентативность: выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи.

2.Эксклюзивность: ярко выраженная индивидуальность. Выбор полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3.Прогрессивность: актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандартов и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4.Мотивированность: наличие приёмов и условий мотивации, включение каждого в активную, творческую деятельность по созданию новых приёмов деятельности на занятии.

5.Оптимальность: достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.

6.Эффективность: результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7.Технологичность: чёткий алгоритм занятия, наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации, приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.

8.Артистичность: педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.Общая культура: эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Главное в технологии проведения мастер-класса не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

 

Памятка для педагога о подготовке и проведении мастер-класса

 

1.   Приглашение на мастер-класс в различных формах:

-      интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;

-      текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;

-      личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.

2.   Структура объявления о мастер-классе:

-      Ф.И.О. автора;

-      сведения об авторе;

-      тема мастер-класса;

-      аннотация мастер-класса;

-      кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;

-      дата проведения мероприятия;

-      примерная продолжительность.

3.   Подготовка помещения:

-      посадочные места, а также столы и планшеты;

-      ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);

-      технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);

-      оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.;

-      канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры.

4.   Регистрация участников:

-      лист регистрации участников.

5.   Раздаточный материал для участников мастер-класса:

-      информационная справка о мастер-классе;

-      методические рекомендации по применению представляемой технологии;

-      дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии.

6.   План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План-конспект имеет следующую структуру:

-      тема;

-      цель и задачи мастер-класса;

-      ожидаемые результаты;

-      ход мастер-класса;

-      методы и приемы;

-      дидактические материалы; список литературы.

Особо следует обратить внимание на:

 Ä речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)

Ä мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

Ä пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

Ä умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

 Ä искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

Ä педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

Ä психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

Ä коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

Ä чувство времени.

 

Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно. Этапы:

 

1) выбор объекта и определение цели;

2) составление плана;

3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);

4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);

5) обработка и оформление результатов наблюдения;

6) анализ результатов;

7) выводы наблюдения.

 

Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:

 • цель научной идеи

• последовательные действия учителя и ученика

• критерии оценки

• качественно новый результат.

Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

 Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность студнтов, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Цель : повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса

Цель : повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса

Задачи мастер-класса: - обобщение опыта педагога по определенной проблеме и передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм…

Задачи мастер-класса: - обобщение опыта педагога по определенной проблеме и передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм…

Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, т

Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, т

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса

Рекомендации по подготовке мастер-класса

Рекомендации по подготовке мастер-класса

Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов

Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов

Памятка для педагога о подготовке и проведении мастер-класса 1

Памятка для педагога о подготовке и проведении мастер-класса 1

Особо следует обратить внимание на: Ä речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи) Ä мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на…

Особо следует обратить внимание на: Ä речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи) Ä мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022