ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка на тему:
«Методы проведения
мастер-класса»
Составила:
преподаватель
Саркисова Г.П
Цель: повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса.
Задачи:
- познакомить педагогов с содержанием понятий «мастер-класс», «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника» и др.;
- раскрыть особенности и структуру мастер-класса как педагогической технологии;
- описать технологию составления и проведения мастер-класса, его варианты и формы;
- выделить требования к личности педагога-мастера и к проведению мастер-класса, критерии качества подготовки и проведения мастер-класса;
- оказать методическую помощь педагогам в выборе вариантов и форм проведения мастер-класса.
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Таким образом, понятие «мастер-класс» целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с понятиями «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника».
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:
- форма передачи практического опыта (практикоориентированность);
- форма интерактивного взаимодействия педагогов;
- форма организации активной самостоятельной работы всех участников.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога; передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта педагога по определенной проблеме и передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
- оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
Итак, обобщая представленные выше определения, мастер-класс может быть охарактеризован как:
- способ передачи педагогического опыта;
- педагогическая находка, уникальный авторский жест, который претендует на универсальность;
- своеобразное научение учению;
- содействие, взаимодействие, сочувствие, событие в пространстве коммуникации между людьми.
Особенности и структура мастер-класса.
Основные особенности мастер-класса определяются уникальным сочетанием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкости во времени.
Важнейшие особенности мастер-класса:
1. Диалогичностъ. Организация учебного процесса предполагает создание условий для включения всех участников в активную деятельность и обмен мнениями; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения профессиональной проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.
2. Практическая ориентированность. Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. В технологии проведения мастер-класса главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Таким образом, сокращается время адаптации учителя к условиям преподавания своего предмета, специфическим в каждом отдельном случае.
3. Методическая новизна. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, т.к. позволяет его участникам увидеть большинство «подводных камней» преподавания той или иной дисциплины.
4. «Профессиональность». Мастер-класс направлен на решение проблемы научно-методической компетентности участников. Предполагается, что все действующие лица должны иметь примерно одинаковый уровень профессиональной компетентности, иначе диалог невозможен. В мастер-классе преподаватель разговаривает «на равных» с такими же преподавателями, как и он сам и, следовательно, внимание должно быть заострено, в первую очередь, не на содержательных моментах, как таковых, а на методологических особенностях преподавания данной дисциплины. Мастер-класс есть мета-уровень педагогического мастерства.
5. Рефлексивность. Мастер-класс позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки преподавания, которые выработаны им в собственном опыте. Стиль преподавания профессионала экстра-класса может также рассматриваться как мастер-класс.
В большей степени, мастер-класс — мероприятие для экспертов в соответствующей области и находится в ряду особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов.
Таким образом, мастер-класс проводится в той ситуации, когда все заинтересованы в нём. Идеальный вариант, это когда есть «мастерство» Мастера и есть группа заинтересованных в уникальном опыте этого Мастера. Отсюда - «удалённый» (в виде текстов, инструкций, рекомендаций) мастер-класс проблематичен.
Преимущества мастер–класса перед другими формами:
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Характерные особенности мастер-класса.
- передача и обмен опытом;
- деятельностный подход (активная деятельность участников);
- глубокое сочетание теории и практики;
- смена деятельности;
- наглядность;
- образность;
- постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
- простота;
- доступность;
- творчество;
- инициативность;
- мозговой штурм;
- креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
- рефлексивная деятельность.
Основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом.
1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.3. Описание достижений в работе.
1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.
2-й шаг. Представление системы занятий.
2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые педагог будет демонстрировать слушателям.
2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса.
3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
Формы проведения:
- имитационная игра (педагог проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);
- лекция с показом приемов;
- практическое занятие;
- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие);
Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и слушателей.
5.2. Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.
Рекомендации по подготовке мастер-класса.
1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, которые введут в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.
8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
10. Когда все готово - дайте команду организаторам, что можно начинать.
Рекомендации по проведению мастер-класса.
1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе не приемлема.
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мероприятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
6. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею мастер-класса.
7. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом мероприятия.
8. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.
9. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
10. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
11. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Например – это знание методического процесса проведения занятия и практическое выполнение (показ). Проблемная ситуация в нашем случае характеризует определённое состояние участника, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, о новых и современных технологиях, способах или условиях выполнения определённых действий. Вопросы должны занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа. Педагог должен корректировать состав группы, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Педагог разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать и произвести их решение и практическое выполнение. Причём, участники свободны в выборе метода, темпа работы, путей поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Результатом проведения мастер-класса являются следующие показатели творческой и индивидуальной деятельности участников:
1.Презентативность: выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи.
2.Эксклюзивность: ярко выраженная индивидуальность. Выбор полнота и оригинальность решения инновационных идей.
3.Прогрессивность: актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандартов и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
4.Мотивированность: наличие приёмов и условий мотивации, включение каждого в активную, творческую деятельность по созданию новых приёмов деятельности на занятии.
5.Оптимальность: достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.
6.Эффективность: результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
7.Технологичность: чёткий алгоритм занятия, наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации, приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.
8.Артистичность: педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
9.Общая культура: эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Главное в технологии проведения мастер-класса не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Памятка для педагога о подготовке и проведении мастер-класса
1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
- интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;
- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
2. Структура объявления о мастер-классе:
- Ф.И.О. автора;
- сведения об авторе;
- тема мастер-класса;
- аннотация мастер-класса;
- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
- дата проведения мероприятия;
- примерная продолжительность.
3. Подготовка помещения:
- посадочные места, а также столы и планшеты;
- ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);
- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.;
- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры.
4. Регистрация участников:
- лист регистрации участников.
5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
- информационная справка о мастер-классе;
- методические рекомендации по применению представляемой технологии;
- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии.
6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План-конспект имеет следующую структуру:
- тема;
- цель и задачи мастер-класса;
- ожидаемые результаты;
- ход мастер-класса;
- методы и приемы;
- дидактические материалы; список литературы.
Особо следует обратить внимание на:
Ä речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
Ä мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
Ä пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
Ä умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
Ä искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
Ä педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
Ä психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
Ä коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
Ä чувство времени.
Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно. Этапы:
1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:
• цель научной идеи
• последовательные действия учителя и ученика
• критерии оценки
• качественно новый результат.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность студнтов, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.