ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Методическая разработка на тему:
«ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ ДВИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ТАНЦЕ»
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства,
танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
Формирование у дошкольников творчества в танце
предусмотрено Программой музыкального воспитания в детском саду (по разделу
«Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки
детей к творчеству призвано выступать обучение.
Наблюдения
выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря
на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не
менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению
творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить
их, но не показывают творчества. В таких случаях детские танцевальные
импровизации бедны и однообразны, движения, которые к них используются,
стереотипны и не оригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто
боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных
вариантов движений.
Вероятно,
причина подобных явлений заключается прежде всего в том, что в процессе
обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им
не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной
«опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения
танцев и созданию творческих композиций.
Предполагается,
что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце
является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности,
овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение
предполагает прежде всего понимание семантики, значений этих движений, умение с
их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого
персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые»
построения, включая их в контекст танца. Однако самостоятельно дошкольники не
могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно,
требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети
должны познакомиться не только с семантикой отдельных движений, но и с
принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции
танца.
Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними
необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое
количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к
танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже
не самых ранних этапах обучения танцу.
Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность,
индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание
новых(т.е. не известных детям по обучению) музыкально-пластических,
танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и
оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями
творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению
музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний,
комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и
импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком
особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке,
определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с
действиями партнера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.