«Применение игровых технологий
на занятиях дополнительного образования детей»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
педагог дополнительного образования
Воскобойник Татьяна Юрьевна
По своей специфике образовательный процесс в
учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий
характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных
задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них
общих, творческих и специальных способностей.
Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня
знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения
процесса, а средством многогранного развития ребенка и его
способностей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Цель игровой технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (И. Хейзинг)
Игры с правилами — это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Такие игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребёнка при выполнении того или иного задания.
Сюжетно-ролевые экологические игры — это средство для развития экологического сознания ребёнка. Они формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы.
Такие игры помогают:
закрепить правила поведения в природе, в быту, правила экологической безопасности;
ориентироваться в существующих профессиях;
развивать познавательный интерес, наблюдательность;
воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения;
учить сотрудничеству;
помогать осознать свою роль в принятии решений;
находить выход из различных экологических ситуаций;
воспитывать бережное отношение к природе.
Какой тип игры представлен по сущности игровой основы?
Дидактическая игра «Найди слово» — это игра, в которой нужно найти слова, спрятанные по горизонтали и по вертикали.
«Четвертый лишний». Взрослый называет ряд птиц, животных или растений, но намеренно совершает одну ошибку, которую должен заметить ребёнок.
«Бывает, не бывает». Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит какое-то утверждение, а ребёнок должен ответить, бывает это или нет.
«Закончи предложение». Эта игра учит понимать причинно-следственные связи. Ведущий произносит начало предложения, называя факт, а ребёнок должен его закончить, назвав причину.
«Хорошо-плохо». Взрослый показывает картинку, на которой изображена какая-то ситуация, а ребёнок как можно больше рассказывает о том, что там происходит, и говорит, хорошо это или нет.
«Цепочка». Взрослый озвучивает объект живой или неживой природы, а дети по очереди называют его особенности.
Вот несколько примеров экологических игр, какие дидактические цели можно решить с их помощью?:
Достоинства игровых технологий
игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.