«Применение игровых технологий
на занятиях дополнительного образования детей»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
педагог дополнительного образования
Воскобойник Татьяна Юрьевна
По своей специфике образовательный процесс в
учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий
характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных
задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них
общих, творческих и специальных способностей.
Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня
знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения
процесса, а средством многогранного развития ребенка и его
способностей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Цель игровой технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (И. Хейзинг)
Игры с правилами — это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Такие игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребёнка при выполнении того или иного задания.
Сюжетно-ролевые экологические игры — это средство для развития экологического сознания ребёнка. Они формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы.
Такие игры помогают:
закрепить правила поведения в природе, в быту, правила экологической безопасности;
ориентироваться в существующих профессиях;
развивать познавательный интерес, наблюдательность;
воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения;
учить сотрудничеству;
помогать осознать свою роль в принятии решений;
находить выход из различных экологических ситуаций;
воспитывать бережное отношение к природе.
Какой тип игры представлен по сущности игровой основы?
Дидактическая игра «Найди слово» — это игра, в которой нужно найти слова, спрятанные по горизонтали и по вертикали.
В упражнениях из этой темы будет указан список слов, которые необходимо отыскать на поле из букв. Выбирая последовательно клетки-буквы, нужно составить каждое слово из списка. Поиск слов — это отличный игровой способ для тренировки и развития памяти, внимания и сообразительности ребёнка, а также полезный помощник для запоминая правописания слов.
«Четвертый лишний». Взрослый называет ряд птиц, животных или растений, но намеренно совершает одну ошибку, которую должен заметить ребёнок.
«Бывает, не бывает». Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит какое-то утверждение, а ребёнок должен ответить, бывает это или нет.
«Закончи предложение». Эта игра учит понимать причинно-следственные связи. Ведущий произносит начало предложения, называя факт, а ребёнок должен его закончить, назвав причину.
«Хорошо-плохо». Взрослый показывает картинку, на которой изображена какая-то ситуация, а ребёнок как можно больше рассказывает о том, что там происходит, и говорит, хорошо это или нет.
«Цепочка». Взрослый озвучивает объект живой или неживой природы, а дети по очереди называют его особенности.
Вот несколько примеров экологических игр, какие дидактические цели можно решить с их помощью?:
Достоинства игровых технологий
игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.