Методическая разработка на тему: "Развитие читательской грамотности у младших школьников через сказкотерапию"
#### Введение
Развитие читательской грамотности у младших школьников является важным аспектом начального образования. Сказкотерапия как метод, объединяющий элементы психологии и педагогики, способствует эффективному развитию навыков чтения, а также эмоционального и социального интеллекта. В данной методической разработке рассматриваются основные приемы и методы использования сказкотерапии для развития читательской грамотности у младших школьников.
#### Цели и задачи
##### Цели:
1. Развить навыки осмысленного чтения у младших школьников.
2. Способствовать формированию положительного отношения к чтению через сказкотерапию.
3. Развить эмоциональную и социальную грамотность детей.
##### Задачи:
1. Ввести сказкотерапию в образовательный процесс.
2. Использовать разнообразные сказочные тексты и приемы для развития читательских навыков.
3. Оценивать эффективность сказкотерапии в обучении чтению.
#### План урока
##### Этап 1: Введение в тему (10 минут)
1. **Приветствие и мотивация**:
- Учитель приветствует учеников и объясняет, что на уроке они будут читать и обсуждать сказки.
- Вопросы к детям: "Любите ли вы сказки?", "Какие сказки вам нравятся больше всего?".
2. **Обозначение целей урока**:
- Учитель рассказывает о целях урока и объясняет, что сказки помогут лучше понимать тексты и выражать свои чувства.
##### Этап 2: Чтение и обсуждение сказки (20 минут)
1. **Выбор сказки**:
- Учитель выбирает сказку, соответствующую возрасту и интересам детей. Например, "Три поросенка" или "Колобок".
2. **Чтение вслух**:
- Учитель читает сказку вслух, делая паузы для обсуждения ключевых моментов.
- Вопросы для обсуждения: "Почему герой поступил так?", "Как вы думаете, что будет дальше?".
3. **Анализ и интерпретация**:
- Учитель задает вопросы для анализа текста: "Какие чувства испытывали герои?", "Что мы можем извлечь из этой истории?".
##### Этап 3: Работа с текстом и творческое задание (20 минут)
1. **Работа с текстом**:
- Дети делятся на группы и получают задания для анализа сказки.
- Примеры заданий: "Нарисуйте главных героев и опишите их", "Составьте альтернативное окончание сказки".
2. **Презентация результатов**:
- Каждая группа представляет результаты своей работы.
- Обсуждение: "Почему вы выбрали именно такое окончание?", "Какие еще могли быть варианты?".
##### Этап 4: Заключение и рефлексия (10 минут)
1. **Обсуждение результатов урока**:
- Учитель подводит итоги урока, обсуждая с детьми, что они узнали и чему научились.
- Вопросы для рефлексии: "Что нового вы узнали сегодня?", "Какая часть урока вам понравилась больше всего?".
2. **Домашнее задание**:
- Прочитать другую сказку и подготовить рисунок или рассказ о любимом герое.
#### Методы и приемы
##### Метод сказкотерапии
- **Чтение вслух с обсуждением**:
- Развивает навыки осмысленного чтения и анализа текста.
- Способствует развитию эмпатии и пониманию эмоциональных состояний героев.
- **Творческое задание**:
- Поощряет творческое мышление и умение интерпретировать текст.
- Развивает навыки работы в группе и коммуникативные способности.
##### Метод рефлексии
- Обсуждение результатов работы и личных впечатлений помогает детям осознать свои успехи и трудности.
- Развивает навыки самооценки и умение выражать свои чувства и мысли.
#### Ресурсы и материалы
1. Тексты сказок (печатные или электронные).
2. Листы бумаги и карандаши для рисования и записи идей.
3. Карточки с заданиями для групповой работы.
#### Заключение
Использование сказкотерапии в обучении младших школьников способствует эффективному развитию читательской грамотности, эмоционального и социального интеллекта. Включение сказок в учебный процесс делает обучение более интересным и увлекательным, помогает детям лучше понимать тексты и выражать свои чувства. Применение различных методов и приемов сказкотерапии позволяет учителю создать условия для всестороннего развития младших школьников и формирования у них устойчивого интереса к чтению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.