Методическая разработка на тему: "Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики"
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: "Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики"

Оценка 4.6
docx
08.10.2021
Методическая разработка на тему:  "Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики"
ритмика.docx

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОКУЧАЕВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

"Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики" 

 

 

4bhS089k8BY.jpg

 

 

 

Руководитель коллектива современного танца «Карусель»: Чередниченко Марина Леонидовна

 

                                     г.Докучаевск

 

 

 

"Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики" 

   Занятия партерной гимнастикой предназначены для общего физического развития организма ребенка с целью формирования его готовности к дальнейшим профессиональным занятиям хореографией. 

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые способности. 
Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на этапе приёма и формирования группы обнаруживаются различные дефекты: избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, которые начинают заниматься хореографией (6-7 лет), имеют различные физические данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка, у всех детей различные анатомические данные. 

Физические данные подразделяются на два группы: физические качества и физические способности. 

Физические качества - это социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К активной двигательной деятельности допускаться только абсолютно здоровые дети. При поступлении в танцевальные коллективы у детей тщательно проверяют сердце, легкие, зрение, слух, состояние нервной системы, состояние всего костно-мышечно-связочного аппарата. 

Физические способности - это относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Например, такие как выворотность ног, гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок, координация движений. Прыжок – один из элементов хореографии, с помощью которого достигается: лёгкость, воздушность, полётность. Координация движений. Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация: чувство ритма, равновесие, осанка и т.п. Мышечная координация – групповое взаимодействие мышц. Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени. 

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: 

- наследственной программы индивидуального развития организма; 

- социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). 

В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. 

Существуют такие физические способности и качества, так называемой профессиональной пригодности как выворотность, подъём стопы «балетный шаг», гибкость, сила, координация, выносливость. 

Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук, осанка. 

Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные способности. 


Цель — обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.

Задачи:
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной активности

Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них. Рассмотрим подробнее данные понятия природных физических данных и природных качеств. 

📝 ВЫВОРОТНОСТЬ ног – это способность развернуть ноги (бёдра, голень и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребёнка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны, т.е. использовать grand plie. Взяв руками за бёдра чуть выше колен и помогая ребёнку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бёдра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя. 

При определении выворотности ног следует обратить внимание: 

-на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение; 

-на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног; 

-на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией. 

Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи¸ а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для будущего исполнителя. 

На выворотность ног в голени влияет связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями. 

Выворотность ног зависит от двух важных факторов. 

1. Строение тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в ветлужной впадине, жёстче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные. 

Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперёд, а в других больше в стороны. 

Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребёнка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошего поворота бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперёд, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены на них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограниченна. 

2. Строение ног будущего исполнителя. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12-ти годам. К этому времени носки стоп у ребёнка оказываются повёрнутыми либо наружу, либо внутрь – «косолапее». Причем иногда при хорошей выворотности в бёдрах встречается плохая выворотность в голени и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах не может быть хорошей выворотности в бёдрах. Необходимо развивать природную выворотность, дающую впоследствии широкую свободу и красоту движений в различных видах танцев, возможность правильного их исполнения.
 
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. 

Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья. 

Партерная гимнастика. Цель партерной гимнастики — укрепление связочного аппарата ребёнка и создание мышечного корсета. Она дает ему самое главное — такое физическое развитие, которое в дальнейшем поможет ему серьезно заниматься танцами. 

Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная гимнастика. 

Партер по-французски значит «земля». Поскольку в балете принята французская терминология, то используется именно это слово. Во время партерной гимнастики дети занимаются на полу, на ковриках. Это общеукрепляющие упражнения для различных групп мышц, а также упражнения на растяжку. Очень много внимания уделяется работе со стопами — ведь такое понятие, как выворотность, имеет очень большое значение в танце. Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогут устранить многие из перечисленных недостатков. 

Партерная гимнастика -это совокупность физических упражнений, специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма, которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии 

Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики. Упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»;
-упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
-упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;


Например:  «Неваляшка» Развивает координацию движений. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются то на правый, то на левый бок. 
«Фасолинки» Развивает координацию движений в пространстве. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки. 
«Лодка» Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения лодки. 
«Дождик» Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя. 
«Большие и маленькие дома» Дети лежат на спине, подняв руки за голову, тянут руки в одну сторону, руки в другую, имитируя большие дома, затем подтянув к себе согнутые в коленях ноги, имитируют маленькие дома. И т.д.

Танцевальные движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

 

Сюжетно-образные танцы.
Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки — характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения.

Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно — ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

-Мы идем в зоопарк
-Мы гуляем в лесу
-Морское путешествие
-Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками

 

Примерный план организации занятия танцевального кружка.

Вводная часть:

  • построение и приветствие детей
  • проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо

Подготовительная часть занятия:

  • разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
  • танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия:

  • партерная гимнастика
  • разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
  • разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:

  • музыкальная игра
  • построение, поклон

Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.

Материально-техническое обеспечение.

Предметы, используемые для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков по программе «Ритмопластика»

Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал, магнитофон

Мониторинг танцевально-ритмической деятельности. 
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Ритмичный островок» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.

Ожидаемые результаты:

— овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
— овладение выразительностью и красотой движения;
— овладение чувством ритма;
— возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;
— укрепление иммунной системы организма;
— укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;
— развитие правильной осанки;



Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
-Изображение различных животных в движении
-упражнения для плеч, головы корпуса;
-бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
-упражнения с различными предметами
Партерная гимнастика.
-упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
-упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»;
Танцевальные движения.
-повторение пройденных движений
-топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
-танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки, платочки)
-построение в две и в три линии и обратно в одну колонну;
-движение в парах по кругу
-равномерный бег с захлёстом голени быстро и с замедлением;
-легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
-простой танцевальный шаг, приставной шаг;
-работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками
-танец польки по линии, по-одному и в парах;
-танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее
Сюжетно-образные танцы 
-Повторение пройденных танцев
-Изучение танцев «Тетя-весельчак», «Ладошки покажи», «Солнышко лучистое», «Птицы мои птицы», «Кузнечик», «Рыбачок», «Ромашки».
Музыкальные игры
-Ранее изученные игры по желанию,
-Игры «ручеек», «горелки», «лавата», «перевернись ты»
Итоговое занятие.
-Открытый урок в конце первого полугодия;
-Отчетный концерт в конце года.


 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики"

Развитие физических данных у детей на занятиях ритмики"

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: - наследственной программы индивидуального развития организма; - социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям)

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: - наследственной программы индивидуального развития организма; - социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям)

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание; развитие творческого…

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание; развитие творческого…

При недостаточной выворотности ног колени приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя

При недостаточной выворотности ног колени приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя

Если же вертлужные впадины обращены вперёд, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены на них глубоко, то такое анатомическое строение ноги…

Если же вертлужные впадины обращены вперёд, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены на них глубоко, то такое анатомическое строение ноги…

Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогут устранить многие из перечисленных недостатков

Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогут устранить многие из перечисленных недостатков

Сюжетно-образные танцы. Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии…

Сюжетно-образные танцы. Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии…

Заключительная часть: музыкальная игра построение, поклон

Заключительная часть: музыкальная игра построение, поклон

Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика

Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021