ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Методическая разработка на тему:
"Развитие физических данных у детей на
занятиях ритмики"
Руководитель коллектива современного танца «Карусель»: Чередниченко Марина Леонидовна
г.Докучаевск
"Развитие
физических данных у детей на занятиях ритмики"
Занятия партерной гимнастикой предназначены для
общего физического развития организма ребенка с целью формирования его
готовности к дальнейшим профессиональным занятиям хореографией.
Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво.
Для овладения искусством танца необходимы определённые способности.
Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на этапе приёма и
формирования группы обнаруживаются различные дефекты: избыточный вес,
сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, которые начинают заниматься
хореографией (6-7 лет), имеют различные физические данные: некоторые имеют
развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг,
но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка, у всех детей различные
анатомические данные.
Физические данные подразделяются на два группы: физические качества и
физические способности.
Физические качества - это социально обусловленные совокупности биологических и
психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять
активную двигательную деятельность. К активной двигательной деятельности
допускаться только абсолютно здоровые дети. При поступлении в танцевальные
коллективы у детей тщательно проверяют сердце, легкие, зрение, слух, состояние
нервной системы, состояние всего костно-мышечно-связочного аппарата.
Физические способности - это относительно устойчивые, врожденные и
приобретенные функциональные возможности органов и структур организма,
взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.
Например, такие как выворотность ног, гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость
тела, прыжок, координация движений. Прыжок – один из элементов хореографии, с
помощью которого достигается: лёгкость, воздушность, полётность. Координация
движений. Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация:
чувство ритма, равновесие, осанка и т.п. Мышечная координация – групповое
взаимодействие мышц. Двигательная координация – это процесс согласования
движений звеньев тела в пространстве и во времени.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных
факторов:
- наследственной программы индивидуального развития организма;
- социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним
воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство
наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных
возможностей органов и структур организма.
Существуют такие физические способности и качества, так называемой профессиональной
пригодности как выворотность, подъём стопы «балетный шаг», гибкость, сила,
координация, выносливость.
Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, форма ног, гибкая,
красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук,
осанка.
Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство
координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность,
творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные
способности.
Цель — обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.
Задачи:
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в
движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость,
собранность, работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной
активности
Музыкальная
разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды
ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением
вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем
как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».
Ритмическая
гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с
различными предметами и без них. Рассмотрим
подробнее данные понятия природных физических данных и природных качеств.
ВЫВОРОТНОСТЬ
ног – это способность развернуть ноги (бёдра, голень и стопы) в положение en
dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы
повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног
ребёнка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище
в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно
пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны, т.е. использовать
grand plie. Взяв руками за бёдра чуть выше колен и помогая ребёнку раскрыться,
можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной
выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а
тазобедренная часть и бёдра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной
выворотности ног колени приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд, и
никакими усилиями их раскрыть нельзя.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:
-на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на
способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;
-на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и
пассивной выворотности ног;
-на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные
ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного
аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног
большой вертел бедренной кости находится не снаружи¸ а сзади
тазобедренного сустава, таким образом, устраняется костное препятствие для
выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей
выворотности ног – безусловная необходимость для будущего исполнителя.
На выворотность ног в голени влияет связки коленного сустава, поэтому
обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних
связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
1. Строение тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина
уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости
входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в ветлужной
впадине, жёстче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей
выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В
одних случаях они обращены вперёд, а в других больше в стороны.
Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во
впадину головкой бедра у такого ребёнка можно ожидать среднюю выворотность ног,
а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошего поворота бедра.
Если же вертлужные впадины обращены вперёд, близки друг к другу и при этом
головки бедренных костей посажены на них глубоко, то такое анатомическое
строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий
хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограниченна.
2. Строение ног будущего исполнителя. Формирование голени и стопы у детей
обычно заканчивается к 12-ти годам. К этому времени носки стоп у ребёнка
оказываются повёрнутыми либо наружу, либо внутрь – «косолапее». Причем иногда
при хорошей выворотности в бёдрах встречается плохая выворотность в голени и
стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах не может быть
хорошей выворотности в бёдрах. Необходимо развивать природную выворотность,
дающую впоследствии широкую свободу и красоту движений в различных видах
танцев, возможность правильного их исполнения.
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и
именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это
средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать
благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное
соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций,
которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным
и красивым.
Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают
правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию
движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость,
искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим
манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает
фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья.
Партерная
гимнастика. Цель партерной гимнастики — укрепление
связочного аппарата ребёнка и создание мышечного корсета. Она дает ему самое
главное — такое физическое развитие, которое в дальнейшем поможет ему серьезно
заниматься танцами.
Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная
гимнастика.
Партер по-французски значит «земля». Поскольку в балете принята французская
терминология, то используется именно это слово. Во время партерной гимнастики
дети занимаются на полу, на ковриках. Это общеукрепляющие упражнения для
различных групп мышц, а также упражнения на растяжку. Очень много внимания
уделяется работе со стопами — ведь такое понятие, как выворотность, имеет очень
большое значение в танце. Партерная гимнастика, её специфические упражнения
помогут устранить многие из перечисленных недостатков.
Партерная гимнастика -это совокупность физических упражнений, специально
подобранных и ориентированных на общее развитие организма, которые позволяют
подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии
Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые
выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим
телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют
свои названия и выполняются с использованием логоритмики. Упражнения
для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»;
-упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с
использованием стихов (логоритмики)
-упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;
Например: «Неваляшка» Развивает координацию движений. Дети
лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются то на правый, то на левый
бок.
«Фасолинки» Развивает координацию движений в
пространстве. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один
бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки.
«Лодка» Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув ноги и
разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро,
имитируя движения лодки.
«Дождик» Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу потихоньку начиная стучать
кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий
шум дождя.
«Большие и маленькие дома» Дети лежат на спине, подняв руки за голову, тянут
руки в одну сторону, руки в другую, имитируя большие дома, затем подтянув к
себе согнутые в коленях ноги, имитируют маленькие дома. И т.д.
Танцевальные
движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у
детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению
двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят
танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки,
построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.
Сюжетно-образные
танцы.
Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма
и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и
особенностями музыки — характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы
направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности,
развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен.
Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию
умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и
понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация
движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются
как правило изученные танцевальные движения.
Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно — ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.
-Мы
идем в зоопарк
-Мы гуляем в лесу
-Морское путешествие
-Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками,
султанчиками
Примерный план организации занятия танцевального кружка.
Вводная часть:
Подготовительная часть занятия:
Основная часть занятия:
Заключительная часть:
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.
Материально-техническое обеспечение.
Предметы,
используемые для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы:
платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские
кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи,
колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов используются
также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления
приобретенных навыков по программе «Ритмопластика»
Технические
средства
Музыкальный центр, аудио материал, магнитофон
Мониторинг
танцевально-ритмической деятельности.
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической
деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Ритмичный
островок» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно
развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть
результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Ожидаемые результаты:
—
овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;
— овладение выразительностью и красотой движения;
— овладение чувством ритма;
— возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической
деятельностью;
— укрепление иммунной системы организма;
— укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного
аппарата;
— развитие правильной осанки;
Танцевальная
разминка, ритмическая гимнастика.
-Изображение различных животных в движении
-упражнения для плеч, головы корпуса;
-бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
-упражнения с различными предметами
Партерная гимнастика.
-упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с
использованием стихов (логоритмики)
-упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка»,
«колечко», «мостик», «березка», «улитка»;
Танцевальные движения.
-повторение пройденных движений
-топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
-танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на
кольцах, плоские кольца, флажки, платочки)
-построение в две и в три линии и обратно в одну колонну;
-движение в парах по кругу
-равномерный бег с захлёстом голени быстро и с замедлением;
-легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
-простой танцевальный шаг, приставной шаг;
-работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками
-танец польки по линии, по-одному и в парах;
-танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее
Сюжетно-образные танцы
-Повторение пройденных танцев
-Изучение танцев «Тетя-весельчак», «Ладошки покажи», «Солнышко
лучистое», «Птицы мои птицы», «Кузнечик», «Рыбачок», «Ромашки».
Музыкальные игры
-Ранее изученные игры по желанию,
-Игры «ручеек», «горелки», «лавата», «перевернись ты»
Итоговое занятие.
-Открытый урок в конце первого полугодия;
-Отчетный концерт в конце года.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.