Методическая разработка на тему:"Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя».

  • docx
  • 18.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 07.02.24.docx

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого

дождя».

 

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста Задачи: — учить детей связно пересказывать; — развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; связную речь, слуховое внимание, зрительную память; — формировать у детей интерес к художественному слову; — воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Ход НОД: (Дети проходят в группу и встают в круг). 1. Организационный момент. Собрались все дети в круг,

 Я — твой друг, и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

 Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. А вы подумайте и скажите, кто это. Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... (друг). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть настоящий друг. Я предлагаю вам немного поиграть, сейчас мы будем передавать мяч друг — другу, и говорить каким должен быть настоящий друг, например я, говорю — заботливым. (Дети стоят полукругом и передают мяч друг — другу и говорят, каким должен быть друг: добрым, не жадным, смешным, весёлым, радостным, смелым и т.д.).

 Воспитатель: Теперь я вам предлагаю пройти и сесть за столы. Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Валентины Осеевой. Её называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют — «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки и рассказы для детей).

Воспитатель: Правильно, — детский писатель, потому что она написала много сказок и рассказов для самых маленьких читателей — для вас, дети. А ещё она очень хорошо рисовала и для некоторых своих рассказов у неё были свои картинки — иллюстрации. (Показать книги).

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «До первого дождя». Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Воспитатель читает рассказ.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали. — Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня. — Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала: — Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? — У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня. — Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Беседа по содержанию. Воспитатель: — Как называется рассказ? (Рассказ называется «До первого дождя»). — О ком рассказывается в этом рассказе? (В этом рассказе рассказывается о двух девочках). — Как звали девочек? (Девочек звали Маша и Таня) — Какая ситуация произошла с Таней и Машей? (Девочки шли в детский сад, начался дождь, у Маши был плащ, а у Тани нет. Таня предложила Маше снять плащ, и спрятаться под ним, от дождя. Но Таня отказалась, потому что побоялась сама промокнуть). — Как вы думаете, так поступают настоящие друзья? (Так друзья не поступают) — Как бы вы, поступили в этой ситуации? (Нужно было поделиться плащом) — Чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит нас настоящей дружбе) — Чем заканчивается рассказ? (Рассказ заканчивается, тем, что воспитатель немного поругала и пристыдила девочек и сказала, что ваша дружба до первого дождя) — Почему воспитатель сказала, что дружба до первого дождя? (Потому, что дружба проявляется в беде, Таня своим поведением показала, как она умеет дружить) — Как вы понимаете, что означает поговорка «Друг познаётся в беде»? (Смысл пословицы, заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.) Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга — ищи, а нашёл — береги).

Физкультминутка (Танец с ускорением «Мы пойдём налево, мы пойдём направо»).

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю попробовать пересказать этот рассказ, в этом нам поможет вот такая таблица. (Предлагается опорная мнемотаблица).

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ получился у меня. (Образец пересказа по таблице). Несколько человек пробуют пересказать.

Игра «Назови ласково» Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Солнце — солнышко, зонт — зонтик, плащ — плащик, дождь — дождик, лужа — лужица, друг — дружок.

Воспитатель: А сейчас прочту стихотворение о настоящей дружбе. Автор Елена Благинина.

«Подарок».

Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

 И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей,

 Лягушка заводная, весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки — любимая была,

 А всё-таки подружке лягушку отдала.

Воспитатель: Ребята о чём мы больше всего сегодня говорили на занятии? (О друзьях и дружбе). С каким произведением мы познакомились? (С произведением «До первого дождя»).

Сейчас я каждому из вас раздам букву, а вы попробуйте построиться так, чтобы получилось слово. (Слово дружба).