МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»
Методическая разработка:
Конспект занятия на тему
«Изготовление мороженого из бумаги»
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
РАЗРАБОТАЛА: ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЛИСЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
г. ГАТЧИНА
2024 г.
Пояснительная записка
1. Актуальность.
10 июня во всём мире взрослые и дети празднуют день самого вкусного лакомства – день мороженого. Для обучающихся будет познавательно и полезно узнать историю появления популярного десерта – мороженого, его состава и видах.
2. Адресность.
Данная разработка предназначена для обучающихся 7- 8 лет, адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям, организатором внеурочной деятельности.
3.Содержание.
Продолжительность занятия: 2 учебных часа.
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: учебное занятие
Форма организации работы: групповая
Степень сложности: средняя
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично- – поисковые.
Применяемые технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, игровые.
Оборудование, материалы и инструменты:
- картинки с изображением разных видов мороженого
- картинки с ингредиентами для приготовления мороженого
- замороженные кусочки фруктового льда
- белая бумага (заготовка - шаблон)
- деревянная палочка для мороженого
- клей – карандаш
- фломастеры
- ножницы
- музыкальная подборка на тему «День рождение»
Тема занятия: Изготовление мороженого из бумаги.
Цель: изготовление бумажного мороженого.
Задачи:
Обучающие:
- изготовить мороженое – эскимо из бумаги;
- выявить и расширить знания обучающихся об истории возникновения мороженого;
- закрепить умения детей при работе с ножницами, клеем.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, воображение, творческие способности обучающихся;
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.
Воспитательные:
- создать творческую атмосферу и позитивное настроение;
- воспитывать любовь к молочным продуктам.
Планируемые результаты:
Личностные:
-создание творческой атмосферы и позитивного настроения;
- воспитание любви к молочным продуктам.
Предметные:
- изготовление мороженого – эскимо из бумаги;
- выявление и расширение знаний обучающихся об истории возникновения мороженого
- закрепление умений детей при работе с ножницами, клеем.
Метапредметные:
- развитие творческого мышления, воображения, творческих способностей обучающихся;
- развитие познавательного интереса у обучающихся;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся;
- развитие мелкой моторики рук.
Ход занятия.
1. Организационная часть (5 мин).
1.1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас.
1.2. Проверка готовности к занятию.
2. Основная часть (75 мин).
2.1. Введение нового образовательного материала.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить на очень интересную и «вкусную» тему. Для этого отгадайте загадку:
Я
в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
Дети: отвечают (мороженное).
Мороженое - это любимое лакомство практически всех детей и многих взрослых. Мороженое такое разное и говорить о нём можно долго. Но мы ограничимся лишь самыми интересными фактами о нём.
10 июня – всемирный день мороженого. В этот день проводятся фестивали мороженого, дегустации, конкурсы на поедание лакомства, компании-производители вручают призы и сладкие подарки.
- Давайте назовем какое же мороженое вы знаете? (фруктовое, шоколадное, сливочное, плодово-ягодное, эскимо, крем-брюле, пломбир).
В чем подают мороженое в магазине? (в вафельных стаканчиках, в вафельных рожках, просто в обертках, в пластиковых формочках).
- А в чем подают мороженое в кафе? (в стеклянной, в металлической, в хрустальной, в пластиковой вазочке, которую называют «креманка», от слова «крем»).
Ребята, а какое у вас любимое мороженое? (ответы детей, показ картинок мороженого)
Знаете ли вы, что самое первое мороженое готовили в Древнем Китае еще 5 тысяч лет тому назад, а известный итальянский ученый и путешественник Марко-Поло (показ фото) украл тщательно охраняемый китайцами секрет приготовления мороженого и привез его в Европу, в Италию. Так вот китайцы, а затем и европейцы готовили мороженое из смеси льда, снега и фруктов (а в последствии из молока). И это было 5 тысяч лет тому назад!
- В Европе об этом даже не подозревали. Но известно, что великому полководцу Александру Македонскому (показ фото) на десерт подавали смешанные со льдом и снегом фруктовые соки. Я сейчас вам дам кусочки замороженного фруктового сока. Ну-ка, подставляйте ладошки. (Раздает замороженные кубики фруктового льда)
- Правда, вкусно? (ответы детей)
- А древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что это еще и полезно! И современные врачи с этим согласны, ведь витамины и минералы в нём укрепляют волосы и костную ткань, усиливают мозговую деятельность, мороженое закаляет горло.
- Во время Наполеона Третьего во Франции было создано первое сливочное мороженое (из сливок). Его рецепт был изобретён Ле Беем в городе Плобьер. Именно поэтому данный сорт мороженого получил название “пломбир”.
- А на Руси по праздникам рядом с блинами на стол ставили блюдо с замороженным и мелко наструганным подслащенным молоком. Молоко разливали в блюдца и замораживали. Хранили такие лепёшки в погребах (ледниках).
В старину в некоторых странах рецепты холодного лакомства хранились в страшной тайне! За их разглашение придворным поварам грозила смертная казнь!
Придворный мороженщик получал очень большую зарплату и был особо почитаемым человеком.
- Вы спросите, а где же люди брали снег и лед летом?
Например, Александру Македонскому лед с высоких Гималайских гор доставляли в особых емкостях эстафеты рабов. Позднее льдом стали торговать, да еще как! К берегам жарких стран спешили корабли с прозрачными глыбами льда в трюмах. И так продолжалось до тех пор, пока не появились «ледоделательные машины» - холодильники.
Именно поэтому сегодня мороженое продается везде, и в любое время года, и даже в самую жару, и даже в самых жарких странах. И оно доступно всем.
Промышленное же производство мороженого началось в России лишь в 20 веке. Первые цехи по производству сливочного мороженого и пломбира были открыты в Москве в 1932 году. В том же году было начато строительство первой в СССР фабрики мороженого. Основные составляющие мороженого – молоко, сливки, сахар, яйцо, соки, ягоды. Всё вкусное и полезное!
- А когда же и как появились наши любимые сорта - мороженое в вафельном стаканчике? (показ картинки) В 1904 году на одной ярмарке торговали вафлями. А на соседнем прилавке отпускали мороженое в порционные тарелочки. Но в какой-то момент тарелочки закончились. Тогда и придумали сворачивать вафли в форме конуса, а внутрь накладывали мороженое.
Есть ещё несколько интересных фактов:
Самые большие фанаты мороженого – американцы. Американец съедает за год до 23 кг мороженого. Сегодня США производит и потребляет больше мороженого, чем любая другая страна в мире.
Летом каждые три секунды во всём мире продаётся порция мороженого.
Самый большой торт из мороженого сделали в Пекине: торт был в ширину всего-навсего 3 метра, зато его вес составлял 8 тонн. Самый большой снеговик из мороженого был сооружён в Москве. Его рост составлял около 2 метров, а вес-около 300 килограммов.
Самое дорогое мороженое в мире продаётся в нью-йоркском ресторане, которое носит символичное название «Золотое». Оно продаётся в США, стоит ровно 1000$ за 1 порцию и украшено настоящим съедобным золотом, редкими ягодами и карамелью. Говорят, что оно очень вкусное.
Мы привыкли, что мороженое — сладкий десерт, на самом деле мороженое многолико. Если путешествовать по миру, то можно попробовать следующие виды:
Рыбное мороженое и мороженое с древесным углем пришло из Японии
Кулфи – индийское лакомство. Мороженое с фисташками, кардамоном (травянистое растение) и шафраном.(специя оранжевого цвета)
Перчёное из Сан-Франциско.
Чесночное из Калифорнии.
Акутак – национальное блюдо Аляски. Мороженое, состоящее из сахара, ягод, жира и мяса.
Существует мороженое подкопчённое и даже жареное.
Физкультминутка
Наклонилась сперва
Книзу наша голова
(наклон вперёд)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой.
(наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте.
(имитация бега)
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
2.2. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы с вами превратимся в кондитеров - мороженщиков. С помощью бумаги мы изготовим мороженое и украсим его с помощью своей фантазии.
А смастерим мы сегодня …
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это….?(эскимо.)
- А что вы знаете об эскимо? (ответы детей)
- Кто и когда «изобрел» эскимо, кто придумал вставить в него палочку, откуда пошло его название… Версий вокруг данных исторических событий существует огромное количество. По одной из самых распространенных, автором данного вида мороженого является некий кулинар-кондитер Христиан Нельсон, который и придумал покрыть шоколадной глазурью брикет сливочного мороженого. И назвал его «EskimoPie» (пирожок эскимоса). Нельсон возил свою продукцию по городам и продавал, одновременно показывая фильм об эскимосах.
Это произошло в 1919 году, а еще через три года он получил патент (охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.) на это своё «изобретение».
- А теперь я предлагаю вам превратиться в кондитеров и приготовить своё собственное мороженное!
2.3. Практическая работа. Изготовление мороженого из бумаги.
2.3.1.Повторение правил безопасности работы с ножницами.
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами, клеем (обучающиеся называют правила).
2.3.2. Изготовление мороженого.
1. Бумажную заготовку вырезаем и складываем пополам.
2. Самостоятельно оформить эскимо с помощью фломастеров.
- Вы превращаетесь в мороженщиков, раскрашиваете своё мороженое в соответствии с выбранными ингредиентами (ягодами, фруктами и тд), украшаете своё эскимо. Выполнить задание нужно так «аппетитно», чтобы его захотелось купить.
Физкультминутка
3. Готовую заготовку приклеиваем к деревянной палочке.
3. Заключительная часть (10 мин).
3.1. Выставка и защита детских работ.
- Ребята, давайте выйдем и представим своё мороженое. Вам нужно рассказать о своём десерте: что в составе, особенности (Ребята по малым группам выходят и рассказывают о своей работе).
- Вам понравились быть мороженщиком?
(Лучшие работы награждаются аплодисментами ребят).
3.2. Закрепление знаний.
- Ребята, когда во всём мире отмечается день мороженого?
- Кто является автором мороженого эскимо и почему оно так называется?
- Где готовили самое первое мороженое?
- Что стало первым мороженым на Руси?
- Полезно ли есть мороженое? Почему?
3.3. Рефлексия.
- Ребята, поднимите руку, кто с интересом делал свою работу, кто приложил все усилия в своей работе?
- Кто узнал сегодня новое?
3.4. Уборка рабочих мест.
3.5. Прощание.
- Большое спасибо всем за работу, наше занятие окончено. До свидания!
4. Методические рекомендации.
Данное занятие требует предварительной подготовки:
· Подготовить картинки с изображением различных видов мороженого.
· Вместо деревянной палочки можно использовать простую бумагу, сложенную в несколько приёмов.
· Подготовить дополнительный интересный материал (желательно с фотографиями или картинками).
· Подготовить фруктовый лёд.
· Для настроения подготовить музыкальное сопровождение по праздничной тематике и оформление кабинета.
· Данное занятие удобно давай в конце учебного года, приближенно к дате празднования дня мороженого.
5. Литература и источники для педагогов и обучающихся.
Интернет – ресурсы:
https://vk.com/wall-216539559_1874
https://infourok.ru/konspekt-vsemirnyj-den-morozhenogo-5220596.html
Приложение
Марко Поло
Виды мороженого
Александр Македонский
Фото с проведенного занятия (2024 г.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.