Час творчества «Мастерская игрушек» (лепка)
Цель: формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
Задачи: Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию продолжать знакомство с дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства закреплять умение лепить животного по типу дымковских игрушек(туловище и ноги - из целого куска), передавая их характерные особенности развивать умения украшать узорами предметы декоративного искусства, развивать умение сглаживать неровности слепленного изображения воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров
Ход часа: Под русскую народную музыку входит Коробейник с лотком, на котором стоят дымковские игрушки.
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое «Дымково» назвали!
Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право, Говорят о ней повсюду, удивительное чудо!
Воспитатель: ярмарке в русском селе Дымково. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою. Вон сколько у меня их. И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие. А из чего лепили игрушки, знаете? (Дети отвечают. )
- Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись. Воспитатель: Мы знаем, что название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок. Какие узоры использовали мастера для их росписи? Давайте расскажем по очереди, используя план. -какая это игрушка? -какого она цвета? - какой узор изображен на ней? -каким цветом нарисованы круги, полоски? -какое настроение подарила тебе игрушка?
Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру. У дядюшки Трифона было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга смотрели. Разом делали, как я! После этих слов водящий делает какое – нибудь движение, а все дети повторяют это движение. Водящий выбирает того, кто по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.
Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку? Дети: Да! Воспитатель: Давайте тогда примемся за работу. Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – птичка. Как можно его слепить, какие приемы для этого будим использовать? Дети отвечают. Подбираем цвет пластилина для узора. Ребята, как нужно работать с пластилином, что бы рабочее место и одежда были в порядке? Что нужно сделать после работы с пластилином? Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас сделаем разминку перед работой. А этот пальчик
Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. Дети встают вокруг стола. Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров? А какая игрушка получилась самая яркая? Какая игрушка больше всего нравится? А где узор получился интересный? Дети высказывают своё мнение.
Чем
знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, а есть любовь
людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от
радости, Гремящей, как басы. (В. Фофанов) «Каков мастер, такова и работа»
- так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились
они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Хоть сейчас их все на ярмарку.
Возьму я их с собой покажу их другим детям, а вы получайте сладкие конфетки.
Спасибо, вам за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.