НАРОДНАЯ
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Народная глиняная игрушка
Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.
Древние глиняные поделки
Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам. Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы (рис.1).
Мифологическое и фольклорное значение
Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских. Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл: баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие; птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость; конь издревле считается главным оберегом; медведь символизирует могущество и силу; олень - оберег, который приносит изобилие; козел - символ доброй силы. Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда для изгнания злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.
Различие игрушек по областям России
Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий. Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств. Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.
Дымковская глиняная игрушка
Народный промысел дымковской лепки посуды и игрушек зародился в XV столетии в слободе Дымково недалеко от города Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом. Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков, и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче. В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.
В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков. Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками. По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует: синие волнистые полосы — вода; перекрещенные полосы — колодец; круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д. Дымковская вятская игрушка уже много лет считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление (рис.2).
Материалы и технология изготовления
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко-красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком. Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.
Срок просушивания у игрушек разный (от 2 дней до полутора месяцев) - в зависимости от размера и композиционной сложности изделия. Далее, фигурки обжигают в печи при температуре около 850оС. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя, тремя слоями темперных белил.
В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.
Цветовая гамма и орнаменты росписей
Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Характерные цвета для дымковской росписи:
• красный
• алый
• оранжевый
• желтый
• синий
• зеленый
• золотой
В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.
В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.
Тематика дымковских игрушек
Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился. Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:
• Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие (рис.3).
• Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
• Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах (рис.4).
• Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове (рис.5).
• Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах (рис.6).
• Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
• Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
• Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности (рис.7).
В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.
Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие направления:
• Стилизованные фигурки животных и птиц
• Герои народных сказок
• Изделия на темы исторических сюжетов
• Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
• Фигурки детей
• Представители различных профессий
• Предметы быта
• Предметы старины
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить исторически культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.
В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа «Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки (рис 8). Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.
В 2011 году в Кирове открылся музей «Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок (рис.9). Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.
Видеоматериалы
1.Лепка дымковской лошадки https://cloud.mail.ru/public/ZP3o/pmXQ8F6Zw
Интернет - ресурсы
1. https://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka сайт Русская вера
2. http://unesco.ru/news/45-igrushka/ сайт Юнеско
3. https://www.culture.ru/materials/53 сайт Культура РФ
4. https://schci.ru/dymkovskaya_igrush сайт Русская народная культура
Список литературы
1. Народная глиняная игрушка: методическое пособие для студентов специальности "Изобразительное искусство" / М-во образования и науки Российской Федерации, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого ; [авт.-сост.: Г. А. Поровская, А. М. Терентьева]. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. - 31 с.
2. Поверин, А. И. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / Александр Поверин. - Москва : Изд-во Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. - 83, [2] с. : цв. ил.; 27 см.; ISBN 978-5-906368-32-4.
3. Народная глиняная игрушка. Пути возрождения и развития промыслов [Изоматериал] : [Приглашение] / ЦДХ. - Москва, 1985.
4. Традиции изготовления народной глиняной игрушки : методическое пособие / М-во культуры Свердловской обл., Центр традиционный нар. культуры Среднего Урала ; [Бисерова, Галина Леонидовна и др. ; сост., ред. М. М. Павлова]. - Екатеринбург : Изд-во Центра традиционный нар. культуры Среднего Урала, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил.; 21 см. - (Серия "Уроки мастерства").; ISBN 978-5-8295-0280-5.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Технологическая карта. Дымковская игрушка. Лошадка
|
||
1. Раскатать детали данной формы
|
2.Поделить длинный жгут на 4 части |
3.Примазать ножки к туловищу |
|
||
4.Переход от туловища к ножкам должен быть плавным и незаметным |
5.Примазываем шею к туловищу |
6.К шее примазываем мордочку |
7.Переход от шеи к мордочке должен быть плавным и незаметным |
8.Делаем ушки. Раскатываем два шарика |
9.Делаем насечки |
|
|
|
10 Примазываем ушки
|
11.Раскатываем два жгутика |
12.Скручиваем жгутики в косичку |
|
||
13 Делаем насечки на спинке лошадки |
14.Примазываем косичку к спинке лошадки |
15.Примазываем хвостик, скрученный в косичку. Лошадка готова |
Филимоновская игрушка
Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.
История филимоновского промысла
По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.
Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.
К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься (рис.1). В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.
Виды игрушек
Все филимоновские игрушки были свистульками (рис.3). Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары (рис.4).
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол (рис. 5).
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей (рис.6), лошадей, коров, оленей (рис.7). Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Техника лепки
Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.
Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился индивидуальный образ филимоновских игрушек. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.
Роспись филимоновской игрушки
До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.
Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый (рис.2). В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.
Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.
Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.
Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.
В 2009 году, недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки (рис.8). В его экспозиции представлены не только местные изделия, но и другие народные промыслы — романовская, суджанская, воронежская, кожлянская игрушка, а также копии греческих фигурок из глины 1400–1100 годов до н. э. В музее проходят лекции по истории промысла, мастер-классы по лепке и росписи свистулек.
С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам.
Список литературы
1. Карасёва, Е. М. Новые аспекты исследования происхождения и эволюции филимоновской игрушки [Текст] / Карасёва Е. М.; Российская акад. художеств, Санкт-Петербургский гос. академический ин-т живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1999.
2. Кузнецов, С В. Филимоновская сказка. Хранители промысла : 6+ / Сергей Кузнецов. - Тула : Борус-Принт, 2019. - 127 с. : ил., цв. ил.; 24 см.; ISBN 978-5-905154-57-7.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Технологическая карта. Петушок
1. Берем кусок глины. |
2. Отделяем часть глины на туловище, кусок поменьше оставляем для хвоста. |
3. Из куска вытягиваем шею. |
3. Формируем голову и клюв. |
5.На голове вытягиваем гребешок. |
6. Шея должна получиться вытянутой. |
7. Из второго куска лепим хвост. |
8. Отдельно лепим небольшую подставку. |
9.Все хорошо заглаживаем. |
10.Примазываем подставку к телу петуха. |
11. Отдельно лепим бородку и примазываем на шею петуха. |
12.Все тщательно заглаживаем. Петух готов. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.