Методическая разработка НОД "Кукла-оберег - Сорока" ручной труд и аппликация
Оценка 4.7

Методическая разработка НОД "Кукла-оберег - Сорока" ручной труд и аппликация

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
изобразительное искусство
Детсад
27.01.2021
Методическая разработка НОД "Кукла-оберег - Сорока" ручной труд и аппликация
- Закрепить у детей знания о русских народных весенних традициях - продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки
методическая разработка кукла-Сорока.docx

 

 

МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка НОД

в области «Художественно-эстетическое развитие»

на тему:

«Кукла-оберег Сорока»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

Иванова С. В.

 

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

 

Тема НОД,

возраст

 

Ручной труд и аппликация на тему

 «Кукла-оберег Сорока »

(подготовительная к школе группа)

Первичные представления

 - беседа на тему «Русские народные традиции - праздник Сороки »

- рассматривание иллюстраций «Куклы-обереги»

- просмотр презентации «Русские народные традиции - праздник Сороки »

Цель НОД

Расширять и обогащать знания детей о традициях и праздниках русского народа

 

Образовательные

 области

Задачи

Действия детей

Социально-

коммуникативное

развитие

-Воспитывать интерес к истории России;

-способствовать проявлению положительных эмоций;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками

Включаются в игровую ситуацию, работают  в художественной мастерской

Познавательное развитие

 - Закрепить у детей знания о русских народных  весенних традициях

- продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки;

- расширять кругозор.

Рассматривают, классифицируют, рассуждают, рассматривают куклу-оберег Сорока

Речевое развитие

-Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками

-активизировать словарный запас: «весеннее равноденствие»,  «заклички»

- учить отгадывать описательные загадки о перелётных птицах, выразительно читать заклички;

Отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадки, читают заклички

Художественно-эстетическое развитие

- Учить создавать образ, используя полученные навыки;

- закреплять умение складывать бумагу гармошкой;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

  Дети складывают и режут бумагу, приклеивают детали, слушают русскую народную музыку

Физическое развитие

-Развивать и совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.

Участвуют  в подвижной игре

 

Мотивационный этап

Введение в ситуацию:

 (Дети входят в изостудию)

Педагог:

 -  Национальная культура – это то, что делает  народ отличным от других. Благодаря традициям люди ощущают связь поколений сквозь время, чувствует преемственность поколений.

Актуализация знаний:

Педагог:

- Согласно народному календарю 22 марта день равен ночи — равноденствие. После весеннего солнцестояния начинается день прибавляться, а вместе с уменьшением ночи с земли постепенно уходит холодная зима. Славяне верили, что весну позвать надо и тогда она вернее наступит, раньше тепло и солнышко силу наберут. Люди верили, что в этот день прилетают сорок  перелетных пернатых, первым из которых летит жаворонок, которые и несли на крыльях своих тепло и весну. Отсюда и название праздника – Сороки.

Загадки:

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья.

Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

Всех перелётных птиц черней,

чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,

 а зовётся птица? (Грач.)

Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец)

  - К встрече  весны готовились с утра. Женщины выпекали печенье в форме птичек, а дети, насадив их на палочки, бегали по улице и дружным смехом зазывали весну. Со временем название «жаворонки» постепенно вытеснило ныне привычное  -  «сорока».

А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам. Давайте, ребята, поможем зиме уйти  и весну встречать – послушаем заклички»

                « Жаворонки, прилетите!
                  Студену зиму прогоните!
                  Теплу весну принесите!
                  Зима нам надоела,
                  Весь хлеб у нас поела!»

(прослушивание аудиозаписи закличек)

Примета:

-Если сам день 22 марта теплый, то сорок дней после него также будут теплыми. Холодный ветер – жди 40 дней заморозков

  Поисковая деятельность:

.- Кукла Сорока — это обрядовая кукла, созданная призвать весну. Ее главное назначение – это участие в весенних закличках, привлечение достатка,  увеличение прибыли и сохранение семейного благополучия. В этих обрядах еще принимали участие кукла Веснянка, и кукла Птица Радость. Кукла Веснянка – это талисман, который защищает от завистников, отводит порчу. Делалась за один день из лоскутков на здоровье. Куклу, сделанную для себя, нельзя было отдавать другим, если она терялась или приходила в негодность, надо было предавать стихии: вода – пустить по реке, огонь – сжечь, земля – закопать, при этом приговаривать: «Ты больше не оберег, ты просто набор тряпочек». Птица Радости – это женский оберег для хорошего настроения, связана с приходом весны.

Физкультминутка:

«Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко, недалеко,

Чтобы солнышко видать!»

(ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.  Руки поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

- напоминание способа складывания бумаги гармошкой.

Самостоятельная работа детей за столами:

 - Дети повторяют поэтапно приемы складывания бумаги за педагогом

(звучит спокойная народная музыка)

- Приступайте к работе.

 (Дети, закончившие  свою работу раньше,  играют с птицами, вспоминают заклички)

Все работы детей устанавливаются на макете для всеобщего обозрения и восхищения.

Рефлексивный этап

 

- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?

- Скажите, что нового вы, узнали сегодня?

Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Информационные ресурсы

 

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Учебно-методическое пособие. 2-е издание – СПб, «Детство – Пресс», 2010.

2. Интернет ресурсы: заклички

3. Источник: https://silaoberega.ru/kukly-oberegi/kukla-soroka-talisman-na-bogatstvo/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж» города

МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж» города

Тема НОД, возраст Ручной труд и аппликация на тему «Кукла-оберег

Тема НОД, возраст Ручной труд и аппликация на тему «Кукла-оберег

Национальная культура – это то, что делает народ отличным от других

Национальная культура – это то, что делает народ отличным от других

В этих обрядах еще принимали участие кукла

В этих обрядах еще принимали участие кукла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021