Методическая разработка "Общество как саморазвивающаяся система"
Оценка 5

Методическая разработка "Общество как саморазвивающаяся система"

Оценка 5
docx
13.06.2022
Методическая разработка "Общество как саморазвивающаяся система"
18. Общество как саморазвивающаяся система.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ № 18

по теме:

«Общество как саморазвивающаяся система»

 

Дисциплина: Основы философии

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

Балашов 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Пояснительная записка……………………………………….

4

2.

Технологическая карта……………………………………….

5

3.

План изложения теоретического материала……………..….

6

4.

Содержание теоретического материала…….……………….

6

5.

Контрольно-оценочный материал……………………………

10

6.

Список рекомендуемой литературы…………………………

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по учебной дисциплине «Основы философии».

Тема «Общество как саморазвивающаяся система» входит в программу по дисциплине «Основы философии» и занимает значительное место, т.к. знания и навыки, полученные при изучении данной темы, тесно связаны с другими темами курса, а так же с такими дисциплинами как «История», «Обществознание», «Основы психологии» и другими.

На данное занятие отводится два учебных часа. Для проведения учебных занятий по курсу «Основы философии» применяется личностно – ориентированная  модель обучения студентов с использованием элементов проблемно-поискового изложения, дискуссии и творческого диалога. Занятие проходит в комбинированном виде, во время которого проводится контроль исходного уровня знаний в форме устного опроса, с целью проверки домашнего задания, и работа над изучаемым материалом.

Методами обучения служат устный опрос, беседа, дискуссия. Формы обучения имеют фронтальный, индивидуальный и групповой характер. Самостоятельная работа студентов не предусмотрена.

Для закрепления и более прочного усвоения учебного материала разработаны контрольные, проблемно – поисковые и текстовые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта комбинированного занятия

 

Учебные цели занятия: формирование представлений об обществе, как саморазвивающейся системе.

 

знать:

1. Понятие общества, этапы развития представлений обществе;

2. Мировоззренческое и методологическое значение понятия общество;

3. Критерии общественного прогресса.

 

ОК 1–13

Тип занятия: информационная, проблемная, эвристическая, бинарная

                                                 (нужное подчеркнуть)

Уровень освоения: 1

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Ноутбук, проектор.

2. Мультимедийная презентация.

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент

2 мин

Взаимное приветствие. Проверка состава студентов и их готовности к занятию.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 мин

Сообщение темы занятия, раскрытие её теоретической и практической значимости.

3. Определение целей занятия

2 мин

Сообщение целей занятия. План занятия.

4. Контроль исходного уровня знаний

10 мин

Проверка домашнего задания.

5. Работа над изучаемым материалом

50 мин

Работа над изучаемым материалом.

6. Закрепление нового материала

20 мин

С целью закрепления изученного материала идёт повторение основных понятий.

7. Подведение итогов занятия. Задание на дом

3 мин

Подведение итогов занятия, работа группы в целом и отдельных студентов. Выдача домашнего задания.

 

 

 

План изложения теоретического материала

 

1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Понятие общественно-экономической формации, его мировоззренческое и методологическое значение.

3. Общественный прогресс и его критерии.

 

Содержание теоретического материала

 

1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система

Общество – это открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Общественная жизнь является объектом изучения многих общественных дисциплин. Социальная философия исследует общество как целостную систему, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Философское учение об обществе развивалось исторически и прошло длительный путь развития. Уже в Древнем мире были сформулированы многое важнейшие его положения. Демокрит определял историю человечества как естественный процесс. Общественная жизнь отличается, равенством людей перед законом, верой в силу их разума. Платон разработал учение об «идеальном государстве», пытался обосновать вязь между справедливостью и человеческой природой. Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия.

Для периода Средневековья характерны поиски целостного обоснования мира на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог.

Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. При взаимодействии этих сторон общественной жизни ведущей стороной в социальном процессе является материально-производственная или экономическая, то есть производство, распределение, обмен и потребление предметов и услуг.

 

2. Понятие общественно-экономической формации, его мировоззренческое и методологическое значение

История человеческого общества, согласно диалектико-материалистической его концепции, представляет собой естественноисторический, закономерный процесс движения по определенным, качественным ступеням. Эти качественные ступени развития основоположники этой концепции Маркс и Энгельс называли общественно-экономическими формациями. По их мнению, человечество последовательно проходит пять таких ступеней: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общими для всех формаций являются общесоциологические законы, которые действуют на всех ступенях общественного развития, на протяжении всей истории человечества. Таких законов немного, но именно их-то в первую очередь и изучает исторический материализм. Это, прежде всего, закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон определяющей роли базиса и активной роли надстройки, закон решающей роли народных масс в общественном развитии.

Общественная структура конкретного общества возникает из жизненного процесса индивидов. Индивиды действуют, материально производят и тем самым проявляют себя в определенных материальных условиях и обстоятельствах. Это действенное проявление себя не зависит от субъективного произвола, поскольку границы, предпосылки и условия деятельности людей, в конечном счете, объективны. Однако следует также иметь в виду, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (Маркс). Поэтому важно подчеркнуть, что решающим фактором истории являются не какие-то независимые от людей экономические факты, а сами люди, взаимодействующие друг с другом и развивающие в связи с этим коллективную волю, осознающие свое общественное бытие и, благодаря этому, подчиняющие его своей воле. Таким образом, они сами становятся движущей силой и творцами своего исторического процесса.

 

3. Общественный прогресс и его критерии

Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить, прежде всего, понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие».

Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т. не имеющие определенной направленности. Развитие – это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию.

Если сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, – развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания.

К.Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа.

Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности.

Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К.Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества – не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно – экономическая формация, которая способствует возвышению человека.

Наряду с концепциями, признающими общественный прогресс есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер, Ф.Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т.д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.

Важно в заключение подчеркнуть, что эффективное решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, требует выработки межгосударственной, планетарной стратегии. Человечество все явственнее осознает эту необходимость. Она может быть выработана только на основе активного и благоразумного диалога, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития.

 

Контрольно-оценочный материал

(контроль исходного уровня знаний)

1. Что такое познание?

а) Субъективный образ объективного мира;

б) Правильное отражение внешнего мира;

в)Продукт деятельности этого субъекта.

2. Что такое психика человека?

а) Субъективный образ объективного мира;

б) Правильное отражение внешнего мира;

 в) Продукт деятельности этого субъекта.

3. В чем видели источник знаний Кант и Маркс?

а) Субъективном образе объективного мира;

б) Правильном отражении внешнего мира;

в) Активной творческой деятельности человека.

4. Что собой представляет ощущение?

а) Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира;

б) Целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения;

в) Опосредственный, целостный, чувственный образ в действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

5. Что такое представление?

а) Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира;

б) Целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения;

в) Опосредственный, целостный, чувственный образ в действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

6. Что собой представляет восприятие?

а) Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира;

б) Целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения;

в) Опосредственный, целостный, чувственный образ в действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

7. Что такое мышление?

а) Форма мысли, в которой отражаются общие существенные свойства;

б) Придает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям, восприятиям;

в) Активный процесс познавательной деятельности сознания.

8. Что такое суждения?

а) Форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается что-либо;

б) Форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого на одного или несколько суждений, выводится новое суждение;

в) Чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразования мира самого себя.

9. Что такое дедукция?

а) Целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их единственном мире;

б) Процесс движения мысли от единичных явлений к общим выводам;

в) Процесс движения мысли от общего к единичному.

10. Что такое индукция?

а) Целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их единственном мире;

б) Процесс движения мысли от единичных явлений к общим выводам;

в) Процесс движения мысли от общего к единичному.

Ключ к ответам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

в

а

в

б

в

а

в

б

 

 (фронтальный опрос по пройденной теме)

1. Что понимают под обществом?

2. Как происходило развитие понятия общество? Выделите основные этапы.

3. В чем заключалась материалистическая теория марксизма?

4. Сколько выделяли общественно-экономических формаций Маркс и Энгельс? Перечислите их.

5. Что такое общественный прогресс?

6. Чем отличается понятие «прогресс» от понятий «движение» и «развитие»?

7. Назовите критерии общественного прогресса.

 

Задание на дом

Выучить основные понятия темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1.  Куликов, Л.М. Основы философии: учебное пособие / Куликов Л.М. — Москва: КноРус, 2020. — 294 с.

2.  Сычев, А.А. Основы философии: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва: КноРус, 2020. — 366 с.

Дополнительная литература:

1.  Гуревич, П.С. Основы философии: учебное пособие / Гуревич П.С. — Москва: КноРус, 2020. — 478 с.

2.  Кохановский В.П. Основы философии: учебник / Кохановский В.П. под ред., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. — Москва: КноРус, 2020. — 230 с.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Википедия. Русская Философия. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

Философио. Ру. Философский уголок. - [Электронный ресурс]. Режимдоступа:https://www.filosofio.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………

Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для реализации требований

Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для реализации требований

Технологическая карта комбинированного занятия

Технологическая карта комбинированного занятия

План изложения теоретического материала 1

План изложения теоретического материала 1

Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная

Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная

Таким образом, они сами становятся движущей силой и творцами своего исторического процесса

Таким образом, они сами становятся движущей силой и творцами своего исторического процесса

А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса

А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса

Контрольно-оценочный материал (контроль исходного уровня знаний) 1

Контрольно-оценочный материал (контроль исходного уровня знаний) 1

Опосредственный, целостный, чувственный образ в действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти

Опосредственный, целостный, чувственный образ в действительности сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти

Чем отличается понятие «прогресс» от понятий «движение» и «развитие» ? 7

Чем отличается понятие «прогресс» от понятий «движение» и «развитие» ? 7

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022