Методическая разработка "Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"
Оценка 5

Методическая разработка "Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
естествознание +1
27.03.2022
Методическая разработка "Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"
методическая разработка может быть использована педагогом для внеурочной деятельности обучающихся 5 класса.
Опытно знанио.doc



Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"

МКОУ Клёповская СОШ

учитель географии Прошунина Е. В

Юный краевед-5 кл

Тип – проекта

Исследовательский, творческий, групповой.

Продолжительность  проекта

Краткосрочный

20.05.2019 25.05.2019г.

Направление проекта

Комплексное (игровая, двигательная, коммуникативная,

познавательно-исследовательская, ).

Актуальность

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Без воды нет жизни на Земле. Вода — это не только источник жизни, который питает нас энергией. Ее сила почти безгранична, а люди так небрежно ведут себя по отношению к этому подарку природы. Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Цель проекта

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта

1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).

3. Развивать любознательность детей, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Этапы проекта

1. Подготовительный.

2. Основной (образовательная и практическая деятельность).

3. Заключительный.


 

Вступление.

Планета Земля – наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются каждый день – исследование воды. .Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.  Особенно если дети делают  все сами, а не находится в роли наблюдателя. Потребность детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память детей, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Данный проект позволяет закрепить и расширить представление детей о воде,

находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому…

Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры школьников.


 

Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей.

Предполагаемые результаты.

  1. Значительно повышен уровень знаний и представлений по вопросам проекта, повышена познавательная активность детей.
  2. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
  3. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.
  4. Дети получили удовольствие от выполненной работы в коллективе;
  5. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный этап:

- обсуждение целей и задач проекта с  детьми.

- создание условий, необходимых для реализации проекта.

- обогащение предметно-развивающей среды.

- сбор и анализ литературы по данной теме.

- Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок,

подвижных игр.

- Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному

развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира),

речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

2. Основной этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

- Беседа «Вода вокруг нас».

- Беседы о воде.

- Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда! »

- Сценарий развлечения «Волшебница вода».

- Проблемная ситуация «Грязная вода».

- Проблемная ситуация «Что было бы, если бы закончилась вода?».

- Художественное творчество: рисунки о воде.

- Стихотворения и загадки по теме проекта.

3. Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов,

соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

обобщение материалов проекта.

Презентация проекта. Выставка рисунков.


 

Методическая литература:

- Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных

возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2010. – 560 с.

- Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень»,

«Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,

2008. 32 с.

- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» –

М. : ТЦ Сфера, 2010. 192 с.

- Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего

и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

- Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.


Приложение 1.

Беседа «Вода вокруг нас»

Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её;

расширять знания детей о значении воды в жизни людей.

Ход беседы.

Учитель: Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой. Ответы детей. (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).

Учитель: Когда еще нужна вода? Ответы детей. ( Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения).

Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и

поддерживать в доме чистоту и порядок. Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в дома В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

Утренняя песенка: По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею. Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться!

Учитель: Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит. Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или , она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды. Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой? (Ответы детей).

Учитель: Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, называют технической. Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека. Учитель: Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать? (Ответы детей).

Учитель: Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете,а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп.


 

Приложение 2. Беседы о воде

 

Беседа № 1. «Вода вокруг нас»

Цель первой беседы заключается в том, чтобы дать им общие представления о том, в каких состояниях может прибывать

вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного

пособия. Показать детям, что на нашей планете больше воды, чем суши.

Что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также

в ходе этой беседы стоит объяснить детям, откуда берётся вода. И то, что вода,

которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой

чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным

примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.

 

Беседа № 2. «Вода вокруг нас» (продолжение)

Цель второй беседы – показать  важность воды для человечества. Во

время второй беседы стоит объяснить детям , что хоть воды и много на Земле,

далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только пресную и чистую

воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также

добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно

беречь.

 

Беседа № 3 «Путешествие капельки»

(рисуем круговорот) Цель данной беседы –как в природе

происходит круговорот воды.

 

Беседа № 4 «Без воды нет жизни»

Целью беседы № 4 является, что и  

животные и растения не могут жить без воды.

 

Беседа № 5 «Волшебница вода»

Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.

 

Беседа № 6 «Берегите воду»

Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь.

Цель этого занятия – знакомство с таким понятием как «дождь», град, снег, роса – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя. «Звуки природы: шум дождя» Цель данного занятия – знакомство с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем туманом и как она

влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты. Град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.

 

Загадка:

Зимой все искрится недаром -

На солнце сияют кристаллы.

Как только мороз настает

Вода превращается в (лед)

Воспитатель:

-А при чем же тут лед, если сегодня день воды? (Вода может превращаться в лед).

А как вода может превратиться в лед? (замерзнуть). А можно ли сделать наоборот -

превратить лед в воду? (растопить лед) .

Загадка:

Мы как пушистая вата

Плывем по небу куда-то.

Прячем в себе дождинки,

Иногда – снежинки и льдинки.

И знают нас все наверняка,

Потому что мы (облака)

.

«Я и туча, и туман

Очень добродушная,

И ручей, и океан,

Я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу,

Но когда я захочу,

И стеклянной быть могу.

Даже камень источу»

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Вода.)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако.)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)

 

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)

С усами родится, и на усатых охотится. (кошка)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (собака)

Лает, кусает, а в дом не пускает. (собака)

Зимой белый, летом серый. (заяц)

В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (снег)

Скатерть бела весь свет одела. (снег)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (вода)

Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая?

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (аквариум)

Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы

все умелые пловцы. (аквариум)

Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (лед)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лед)

В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (иней)

Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(иней)

- А что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.

Я вас поздравляю, вы молодцы, спасибо вам.


Приложение 3. Исследование воды (опыты)

 

«Свойства воды»

Цель: Познакомить детей с физическими свойствами воды.

 

Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету.

И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами!

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков. Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращения

Рефлексия. Подведение итогов.

 

Опыт1. Вода – растворитель.

Мы с вами растворим сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Учитель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

 

Опыт 2.  Вода прозрачная.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: вода прозрачная жидкость.

 

Опыт 3. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Учитель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

 

 


Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"

Опытно-исследовательский проект "Бережное отношение к воде"

Вступление. Планета Земля – наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства

Вступление. Планета Земля – наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства

Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей

Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей

Методическая литература: -

Методическая литература: -

Приложение 1. Беседа «Вода вокруг нас»

Приложение 1. Беседа «Вода вокруг нас»

Приложение 2. Беседы о воде

Приложение 2. Беседы о воде

Загадка: Зимой все искрится недаром -

Загадка: Зимой все искрится недаром -

Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло

Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло

Приложение 3. Исследование воды (опыты) «Свойства воды»

Приложение 3. Исследование воды (опыты) «Свойства воды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022