Юный краевед-5 кл
Тип – проекта
Исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность проекта
Краткосрочный
20.05.2019 – 25.05.2019г.
Направление проекта
Комплексное (игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, ).
Актуальность
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
Пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Без воды нет жизни на Земле. Вода — это не только источник жизни, который питает нас энергией. Ее сила почти безгранична, а люди так небрежно ведут себя по отношению к этому подарку природы. Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Цель проекта
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи проекта
1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).
3. Развивать любознательность детей, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Этапы проекта
1. Подготовительный.
2. Основной (образовательная и практическая деятельность).
3. Заключительный.
Вступление.
Планета Земля – наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются каждый день – исследование воды. .Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Особенно если дети делают все сами, а не находится в роли наблюдателя. Потребность детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память детей, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Данный проект позволяет закрепить и расширить представление детей о воде,
находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому…
Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры школьников.
Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей.
Предполагаемые результаты.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап:
- обсуждение целей и задач проекта с детьми.
- создание условий, необходимых для реализации проекта.
- обогащение предметно-развивающей среды.
- сбор и анализ литературы по данной теме.
- Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок,
подвижных игр.
- Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному
развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира),
речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.
2. Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Беседа «Вода вокруг нас».
- Беседы о воде.
- Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда! »
- Сценарий развлечения «Волшебница вода».
- Проблемная ситуация «Грязная вода».
- Проблемная ситуация «Что было бы, если бы закончилась вода?».
- Художественное творчество: рисунки о воде.
- Стихотворения и загадки по теме проекта.
3. Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов,
соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
обобщение материалов проекта.
Презентация проекта. Выставка рисунков.
Методическая литература:
- Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных
возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2010. – 560 с.
- Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень»,
«Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,
2008. – 32 с.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» –
М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
- Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
- Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.
Приложение 1.
Беседа «Вода вокруг нас»
Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её;
расширять знания детей о значении воды в жизни людей.
Ход беседы.
Учитель: Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой. Ответы детей. (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).
Учитель: Когда еще нужна вода? Ответы детей. ( Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения).
Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и
поддерживать в доме чистоту и порядок. Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в дома В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом), то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.
Утренняя песенка: По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею. Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться!
Учитель: Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит. Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или , она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды. Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой? (Ответы детей).
Учитель: Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, называют технической. Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека. Учитель: Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать? (Ответы детей).
Учитель: Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете,а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп.
Приложение 2. Беседы о воде
Беседа № 1. «Вода вокруг нас»
Цель первой беседы заключается в том, чтобы дать им общие представления о том, в каких состояниях может прибывать
вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного
пособия. Показать детям, что на нашей планете больше воды, чем суши.
Что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также
в ходе этой беседы стоит объяснить детям, откуда берётся вода. И то, что вода,
которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой
чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным
примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.
Беседа № 2. «Вода вокруг нас» (продолжение)
Цель второй беседы – показать важность воды для человечества. Во
время второй беседы стоит объяснить детям , что хоть воды и много на Земле,
далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только пресную и чистую
воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также
добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно
беречь.
Беседа № 3 «Путешествие капельки»
(рисуем круговорот) Цель данной беседы –как в природе
происходит круговорот воды.
Беседа № 4 «Без воды нет жизни»
Целью беседы № 4 является, что и
животные и растения не могут жить без воды.
Беседа № 5 «Волшебница вода»
Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.
Беседа № 6 «Берегите воду»
Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь.
Цель этого занятия – знакомство с таким понятием как «дождь», град, снег, роса – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя. «Звуки природы: шум дождя» Цель данного занятия – знакомство с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем туманом и как она
влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты. Град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.
Загадка:
Зимой все искрится недаром -
На солнце сияют кристаллы.
Как только мороз настает
Вода превращается в … (лед)
Воспитатель:
-А при чем же тут лед, если сегодня день воды? (Вода может превращаться в лед).
А как вода может превратиться в лед? (замерзнуть). А можно ли сделать наоборот -
превратить лед в воду? (растопить лед) .
Загадка:
Мы как пушистая вата
Плывем по небу куда-то.
Прячем в себе дождинки,
Иногда – снежинки и льдинки.
И знают нас все наверняка,
Потому что мы … (облака)
.
«Я и туча, и туман
Очень добродушная,
И ручей, и океан,
Я мягкая, послушная,
И летаю, и бегу,
Но когда я захочу,
И стеклянной быть могу.
Даже камень источу»
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Вода.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако.)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)
С усами родится, и на усатых охотится. (кошка)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (собака)
Лает, кусает, а в дом не пускает. (собака)
Зимой белый, летом серый. (заяц)
В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (снег)
Скатерть бела весь свет одела. (снег)
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)
Еду, еду - следу нету,
Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (вода)
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая?
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (аквариум)
Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы
все умелые пловцы. (аквариум)
Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (лед)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лед)
В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (иней)
Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(иней)
- А что будет, если вода исчезнет?
Ответы детей: погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.
Я вас поздравляю, вы молодцы, спасибо вам.
Приложение 3. Исследование воды (опыты)
«Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с физическими свойствами воды.
Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету.
И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами!
С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков. Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращения
Рефлексия. Подведение итогов.
Опыт1. Вода – растворитель.
Мы с вами растворим сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Учитель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт 2. Вода прозрачная.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.
Вывод: вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Учитель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.