Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности»
Оценка 5

Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности»

Оценка 5
Лекции
DOCX
12.06.2020
Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности»
Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности» написана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», которая имеет социально-педагогическую направленность. Представленный материал охватывает вопросы о формах работы клубных учреждений, важнейшие компоненты методики культурно - досуговой деятельности, к которым относятся формы деятельности учреждений, элементы функционирования учреждения культуры, компонент куль-турно - досуговой деятельности. Данная разработка рекомендуется для учащихся среднего и старшего школьного возраста для работы в хореографических коллективах инструкторами.
2.Методическая разработка Основные формы социально-культурной деятельности.DOCX

Описание: белка

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

(ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Основные формы социально-культурной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Артемьева Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лангепас

Аннотация

      Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности» написана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», которая имеет социально-педагогическую направленность.

Представленный материал охватывает вопросы  о формах работы клубных учреждений, важнейшие компоненты методики культурно - досуговой деятельности, к которым относятся формы деятельности учреждений, элементы функционирования учреждения культуры, компонент куль-турно - досуговой деятельности.

Данная разработка рекомендуется для учащихся среднего и старшего школьного возраста для работы в хореографических коллективах инструкторами.

 

Цель: Ознакомление учащихся с возникновением и диалектикой развития термина «культурно - досуговая деятельность», обоснование его родовых методов, форм и средств. Взаимосвязь теории культурно - досуговой деятельности с историей общественно - просветительного движения в России, современными зарубежными социально - педагогическими и досуговедческими теориями.

 

Задача: Раскрыть взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно - досуговой деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется:

 

·         интересами и запросами аудитории;

 

·         событиями, происходящими в стране и за рубежом;

·         спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение;

·         обычаями и традициями, бытующими в данной местности;

·         знаменательными и памятными датами в жизни общества;

 

·         календарём государственных праздников;

·         годовым кругом народных праздников;

 

·         уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - технически-ми и финансовыми возможностями.

 

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму.

 

Форма работы клубных учреждений - это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

 

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народного гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

 

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие:

Форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

 

Средства - это инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятель-ность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы.

 

Методы - это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации де-ятельности. Первая группа методов, используемая при осуществлении культурно - досуговых про-грамм - это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудито-рию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.

 

 

Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры

 

К   числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся фор-мы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент куль-турно - досуговой деятельности.

 

Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо.


Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы рабо-ты клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

 

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, дис-путы и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.

 

ФОРМЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальные                   групповые                      массовые

 

Индивидуальные формы:

 

- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного об-мена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфиче-ская форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

 

Основные исторические основания беседы находятся в философских приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и со-фистики. Помимо осуществления коммуникации беседы может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона - «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение). В XIX в., потеряв почти полностью со-прикосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие беседы появляется вновь, транс-формируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу - Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуж-дением человека в массовом индустриальном обществе.

 

-  Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

 

Групповые формы:

 

- Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала, по какой - либо про-блеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным мето-дам обучения и может применяться при классной - урочной системе обучения. В средней школе лек-ции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного мате-риала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции вы-глядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кро-ме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в резуль-тате чего уровень восприятия может понизиться.

 

- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсу-дить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

 

- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и соци-альных установок.


Массовые формы:

 

-   Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабо-чий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки уси-лить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государ-ства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных празд-ников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государ-ственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечи-вают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполня-ют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирова-ние общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релакса-ции. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

 

-    Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) об-суждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координато-ром обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семи-нара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомле-ния, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полеми-ки и закрепление обсуждаемого материала. Семинары - эффективная форма подготовки инженерных и научно - педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары - в научных коллективах традицион-ная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, пуб-личного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проек-там и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему об-суждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную фор-му семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.

 

Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дис-куссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

 

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значе-ние. Прежде всего форма является выражением содержания культурно - досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно - досуговой деятель-ности.

 

Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и при-емы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

 

В  зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно - досуговой деятель-ности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно - досуго-


вой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

 

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависи-мость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - про-граммы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

 

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

 

В   зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, груп-повые и массовые. Индивидуальные формы - это беседы, консультации и др. К групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художе-ственного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссион-ные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

 

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народ-ные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

 

При  использовании  различных  форм  работы  необходимо  учитывать  одно  непременное  условие:

форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

 

Форма не может изолированно от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воз-действия формы культурно - досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивиду-альные. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

 

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависи-мость форм - программ культурно - досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют боль-шое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

 

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.


Формы проведения мероприятий

 

Агитбригада небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный кон-цертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.

 

Академия читательская цикл мероприятий (уроков), посвященных обучению пользователей ос-новам информационной культуры.

 

Акция - (от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).

 

PR-акция разнообразные мероприятия, направленные на увеличение популярности библиотеки (книги, писателя) и ее (его) узнаваемость.

 

Альманах — (от араб. Альманах календарь), мероприятие о книгах (произведениях, авторах) объ-единённых по тематическому, жанровому или др. признаку.

 

Арт-встреча встреча с искусством.

 

Арт-пространство (выставочный зал) - художественная акция (творчество), активно внедряющее-ся в реальное пространство, при этом само пространство выступает в качестве арт-объекта, или слу-жит лишь обрамлением для него.

 

Арт-час час искусства.

 

Ассорти мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.

 

Атака мозговая (мозговой штурм) интеллектуальная игра, требующая от участников в мини-мальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного об-суждения.

 

Аукцион знаний творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобрете-нию знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, за-требованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз по-лучает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колоколь-чик.

 

Аукцион интеллектуальный интеллектуальное состязание, где можно «продать» и «купить» ма-териализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «По-купка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Цель: укрепление авторитета. Знания, стимулирование интереса к интеллектуальным и художественным ценностям, источникам информации.

 

Аукцион литературный литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: вы-игрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопро-сы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.


Б

 

Бал литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим эти-кетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.

 

Бал литературный литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, бо-лее строгим этикетом и классическим набором литературных тем, следующих в заранее определён-ным порядке.

 

Бал-маскарад костюмированный бал.

 

Балаганчик маленькое, веселое, шутовское действие, явление подобное балаганному представ-лению, по духу передает атмосферу народного праздника.

 

Бенефис мероприятие, устраиваемое в честь одного автора (книги, произведения, читателя).

 

Бенефис книги мероприятие, устраиваемое в честь одной книги.

 

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) это мероприятие посвящено лучшему читателю. Зара-нее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого прохо-дит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровожда-ется музыкальными номерами игровой программой.

 

Бенефис читающей семьи мероприятие, устраиваемое в честь одной семьи, которая определяет-ся лучшей читающей семьей в библиотеке.

 

Беседа диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

 

Беседа-диалог беседа в форме диалога двух ведущих.

 

Беседа-диспут - беседа с элементами диспута (спора).

 

Беседа-игра беседа с элементами игры.

 

Беседа-обсуждение беседа с элементами обсуждения.

 

Беседа-практикум беседа с практическими занятиями.

 

Библиографический обзор краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логи-ческой последовательности. Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий и т. д. Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими .

 

Библио-глобус мероприятие, посвященное книгам об истории, культуре, традициях разных стран, путешествиях и путешественниках.

 

Библио-кафе форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-меропрития) Н-р: «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатей-ливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!»

 

Библиокараван цикл выездных мероприятий, выставок, обзоров, объединенных одной темой, и представленных в разных организациях и учреждениях.


Библио-кросс акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

 

Библио-обзор контрастный обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

 

Библио-шоу библиотечное мероприятие яркое, показное, рассчитанное на шумный внешний эф-фект.

 

Библиотечный журфикс это встречи с интересными людьми самых разных профессий в опреде-ленный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

 

Биржа информационная специально организованное развлечение, содействующее развитию ин-формационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее работу биржи. Как известно, биржа — место оптовой продажи товаров по образцам, где брокеры (маклеры) помогают продать или приобрести товар. Библиотечный «товар» информация об источнике (книге, журнале, газете и т. д.). «Брокеры» сами ищут товар, изучают его и рекламируют (продают). Роль брокеров выполняют читатели. Они ведут «банковские книги»), куда заносят заказы-задания для подготовки к биржевым торгам; найти интересную книгу по определенной тематике, отыскать в ней самый занимательный эпизод, подготовить краткий рассказ о книге. Библиотекарь просматривает записи, корректирует их, помогает советом.

 

Блиц какое-либо мероприятие, очень быстрое, проводимое за короткое время или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.

 

Блиц-опрос - очень быстрый, проводимый за короткое время опрос.

 

Блиц-турнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир.

 

Бой соревнование между группами с использованием, например, взаимообмена знаниями.

 

Бой интеллектуальный соревнование знатоков чего-либо, интеллектуало.

 

Бой ораторов соревнование ораторов.

 

Брейн-ринг игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают воз-можность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.

 

Бюро литературных новинок мероприятие по продвижению новинок литературы среди чита-тельской аудитории, пропаганда лучших литературных имен, в том числе через организацию творче-ских встреч.

 

В

 

Вернисаж мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица.

 

Вернисаж литературный мероприятие, посвященное иллюстраторам книг, проводимое в торже-ственной обстановке.


Вечер вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литера-турными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.

 

Вечер библиотечный комплексное мероприятие, сочетающее познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников, художественное (литературное, изобразительное, музыкальное) оформление. Может быть на любую тему: вечер исторический, вечер изящной сло-весности, вечер загадочный, вечер краеведческий, вечер критики и восхвалений, вечер отдыха, вечер памяти, вечер-фантазия, вечер семьи, вечер смеха/юмора, вечер-встреча, вечер-дискуссия, вечер-комплимент и др.

 

Вечер библиографический вечер, посвященный библиографии, с использованием библиографи-ческих методов и форм работы.

 

Вечер вопросов и ответов мероприятие, позволяющее участникам получить ответы на животре-пещущие вопросы из «первых уст», из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений).

 

Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомя-щие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранны-ми с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

 

Вечер литературный массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного пи-сателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам).

 

Вечер поэзии массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, может посвящаться творче-ству одного поэта или отдельной теме.

 

Вечер поэтического настроения массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровож-дается чтением стихов всеми присутствующими или большинством.

 

Вечер-аукцион вечер с элементами аукциона.

 

Вечер-портрет мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старо-жил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие прово-дится также как и литературный вечер.

 

Вечер-посвящение вечер, посвященный кому-либо или чему-либо. Вечер-реквием вечер памя-ти, посвященный печальным или трагическим датам истории.

 

Вечер художественного чтения специально организованная программа выступлений в нефор-мальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафо-рии, световых эффектов, исполняют композиции по известны произведениям, читают стихи или рас-сказы.

 

Вечер-элегия музыкальный или лирический вечер, посвященный поэтическим или музыкальным произведениям, проникнутым меланхоличным, печальным настроением.


Гурман-вечер любителей…. жанра вечер, посвященный определенному жанру литературы, под-

готовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.

 

Комильфо-вечер (вечер хороших манер) вечер, посвященный этикету.

 

Вечеринка литературная встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для обсуждения литера-турных произведений, посвященная литературным темам, проведенная в неринужденной, дружеской обстановке.

 

Вечеринка светская встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для совместного проведения времени, отдыха, развлечения в непринужденной, дружеской обстановке.

 

Видео—мероприятие или его часть, связанное с записью и воспроизведением видеоинформации, несущая информацию об изображении и демонстрирующее его.

 

Видеовикторина викторина с использованием видеофрагментов.

 

Видеокруиз мероприятие-путешествие (круиз) с использование видеоматериалов.

 

Видеолекторий лекторий, использующий видеофрагменты.

 

Видеосалон цикл мероприятий, где показываются видеоматериалы (фильмы, клипы и т.д.).

 

Видеоурок урок, построенный с помощью видеоматериала Видеоэкскурсия экскурсия, запи-санная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры Видеоэнциклопедия — мероприятие, по-строенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала Визит — официальное посещение, с деловой целью Визитки литературные — мероприятие, состоящее из кратких характеристик каких-либо произведений, книг, авторов поданных в интересной (можно театрализованной) форме.

 

Викторина познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осу-ществляется с учетом возраста присутствующих, уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».

 

Викторина-поиск мероприятие с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по со-держанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

 

Викторина сюжетная интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.

 

Шанс-викторина викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.

 

Экспресс-викторина быстро (за короткое время) проведенная викторина.

 

Электронная викторина викторина с применением компьютерных технологий.

 

Витражи - литературные мероприятие о произведениях декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера.

 

Витрина литературная мероприятие, подготовленное для демонстрации предлагаемых книг, произведений, средство рекламы данных книг, произведений.


Встреча собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торже-ство по поводу прибытия кого-либо.

 

Встреча за самоваром встреча в камерной обстановке с угощением. Как правило, на фольклор-ную тему.

 

Встреча литературная встреча, посвященная литературе.

 

Встреча тематическая встреча, посвященная какой-либо теме.

 

Встреча-интервью встреча, подготовленная и проведенная в форме интервью.

 

Встреча-презентация официальное представление, открытие чего-либо созданного, организо-ванного (н-р, презентация нового журнала, книги, организации и т. п.).

 

Встреча читающих людей (читателей) собрание в библиотеке любителей и знатоков книги, чте-ния, с целью обсудить вместе вопросы формирования позитивного образа человека читающего.

 

Выборы литературные мероприятие, посвященное избранию путем голосования лидеров среди литературных героев или имитация избирательной кампании, где кандидатами выступают литера-турные герои.

 

Выставка форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах. Разные формы и виды выставок смотри ниже (2 часть пособия).

 

Г

 

Газета-молния особый вид мероприятия, содержащий экстренные сообщения о каких-либо важ-ных событиях, требующих безотлагательного размышления, призывающих к скорейшему решению.

 

Газета говорящая (устная) чтение вслух одним или несколькими чтецами статей и информации из текущей прессы .

 

Газета живая театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жан-ров журналистики.

 

Галерея мероприятие, построенное по типу последовательного ряда, вереницы образов, типов, тем.

 

Гид литературный мероприятие-путеводитель по литературным местам или книгам (произведе-ниям).

 

Глобус литературный мероприятие рассказ о писателях разных стран.

 

Горница поэтическая комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обста-новке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница или баян, Арина Родионовна и др. В гости к ним приходят герои народного эпоса — богатыри, купцы и т.д. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи.

 

Гороскоп литературный мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобраны по знакам того или иного гороскопа.


Гостиная литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические, литературно-музыкальная, музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мяг-ких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым. Тема-тика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты — остроумные короткие рассказы. Театральная гос-тиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустни-ка. М. также Салон.

 

Громкое чтение мероприятие универсальное для всех возрастов, где читатели собираются для чтения вслух небольшого по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами.

 

Гуляние народное времяпрепровождение большого количества людей под открытым небом с развлечениями, танцами, в библиотечной практике обычно посвящено различным народным кален-дарным праздникам (масленица, святки и т. д.), сопровождается рассказом и показом народных тра-диций.

 

Гурман-вечер любителей…. жанра вечер, посвященный определенному жанру литературы, под-

готовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.

 

Д

 

Дебаты литературные публичные споры при обсуждении литературных тем, обмен мнениями по литературным вопросам.

 

Дебют первое появление для публики книги, автора, произведения и т. д.

 

Дебют литературный первое появление для публики литературного произведения или автора.

 

Девичник встреча, вечеринка, на которые собираются девушки, женщины или может быть меро-приятие о книгах, посвященных женщинам или написанных женщинами.

 

Дегустация литературных новинок.

 

Декада (неделя) книги (отрасли знаний) включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т. п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

 

Декада молодого специалиста цикл мероприятий, проведенных в течение недели и посвященных информированию специалистов.

 

День комплексная форма мероприятий, включает в себя мероприятия, проводимые в один день, и объединенные какой-либо темой

 

День библиотеки цикл праздничных, торжественных мероприятий, проводящийся в течение дня

 

и  посвященный библиотеке. Это могут быть экскурсии, обзоры, юбилейные праздничные мероприя-тия, утренники, вечера и т. д.

 

День библиографии комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей

 

о    библиографических источниках поиска литературы на основе использования рекомендательных пособий и справочно-библиографического аппарата. Включает выставку-просмотр, обзор, консуль-тации.


День веселых затей комплексное мероприятие, включающее ряд веселых, занятных, развлека-тельных мероприятий, проводимых в течение дня.

 

День возвращенной книги комплексное мероприятие, направленное на работу с задолжниками.

 

День забывчивого читателя акция, направленная на работу с задолжниками, предполагается в течение дня возвращение книг в библиотеку без взимания штрафных санкций.

 

День информации это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой ли-тературе, поступившей в библиотеку за определенный период. Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или обзоры о литературе, консультации.

 

День книги это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге.

 

День открытых дверей (библиотеки) включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные вы-ставки, игровые программы, встречи с писателями, интересными людьми, концерты и т. д. Меропри-ятия проводятся в течение одного дня. Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.

 

День профессии это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о какой-либо профессии. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессио-нальных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

 

День специалиста это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников, экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

 

День читательских удовольствий комплексное мероприятие, включающее в себя яркие, празд-ничные мероприятия, направленные на пропаганду книги и чтения.

 

День чтения (семейного) комплексное мероприятие, посвященное семейному чтению, проводит-ся в течение дня и включает в себя ряд мероприятий для всех членов семьи.

 

Десант библиотечный (н-р, в школу, в детский сад) выездное мероприятие с целью информиро-вания пользователей данного учреждения.

 

Десант литературный выездное мероприятие с целью информирования о литературе пользова-телей данного учреждения.

 

Дефиле книжное (подиум литературный) торжественный, величавый проход по сцене участни-ков в ярких, красивых костюмах, демонстрирующих при этом книгу, возможно дефиле литературных героев, книг (обложек).

 

Диалог средство реализации предметно-информационной и целостно-ориентированной состав-ляющей качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реак-цию на высказанное). Цель: способствовать коммуникативной деятельности и формированию навы-ков обмена мнениями.

 

Дилижанс литературный мероприятия в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.


Диско-лекция устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видео-фильмов) и специально подобранной музыкой, сопровождаемые беседой, диспутом выставкой, дис-ко-лекции являются удобной формой популяризации книг.

 

Дискотека музыкальное мероприятие. Формы организации дискотек самые разнообразные: тема-тические, танцевальные. Организация требует хорошо оснащенной фонотеки, необходимой аппара-туры, соответствующего оборудования и оформления зала.

 

Дискуссия специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений. Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основ-ных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний. Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографиче-ские обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

 

Диспут публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравствен-ных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудито-рии; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.

 

Дуэль литературная мероприятие в форме поединка, происходящего по определенным прави-лам, между двумя противниками на литературные темы.

 

Ж

 

Журнал - мероприятие, стилизованное под периодическое издание.

 

Живой журнал - театрализованное представление, основанное на газетном материале.

 

Журнал устный - активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это ме-роприятие похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. Традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуаль-ных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

 

З

 

Завалинка посиделки на народные фольклорные темы.

 

Завалинка музыкальная - посиделки на народные фольклорные темы, с музыкальным сопровож-дением.

 

Загадки литературные - это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п. Необходимо чётко организовать систему ответов, чтобы избежать обид и необъективности оценки.

 

Звездный час мероприятие в игровой форме, проводится по определенной теме. Состоит из 3 ту-ров, 1и 2 тур игроки получают вопросы по теме, игрок быстрее всех ответивший на вопрос получает звезду, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех звезд, в 3 тур проходят 2 участ-ника, им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме. Побеждает тот, кто составит больше слов.

 

Звездопад поэтический мероприятие, посвященное шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.


Защита проекта представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность — защита фантастических проектов. Роли участников взаимодей-ствия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.

 

И

 

Игра соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Демократи-ческий вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правилами и ограниченной про-должительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитаци-онно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.

 

Игра библиографическая - специально организованное развлечение, содействующее развитию ин-формационно-библиографической эрудиции читателей. Библиографические игры стимулируют об-ращение детей к справочной литературе, библиографическим пособиям, помогают приобрести навы-ки самостоятельной работы с книгой.

 

Игра деловая средство формирования целостной системы организационных, общественных зна-ний, умений и навыков на основе моделирования. В основе – модель общественно-полезной органи-зационной деятельности.

 

Игра интеллектуальная игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей челове-ка, его ума.

 

Игра тематическая массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами и посвященное ка-кой-либо теме. Н-р, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.

 

Игра литературная - массовое мероприяти насыщенное игровыми элементами и посвященное лите-ратуре. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внима-тельных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литератур-ные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

 

Игра познавательная - игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.

 

Игра ролевая средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.

 

Игра семейная игра, между двумя или несколькими семейными командами.

 

Игра-конкурс мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.

 

Игра-представление комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.

 

Игры-путешествия - мероприятия в игровой форме. При подготовке путешествия необходима сти-лизация дороги или путешествия с обязательными остановками - станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.

 

Игра-экскурсия экскурсия с игровыми моментами.

 

Игротека мероприятие с набором игр, на одну или разные темы.


Импровизация создание художественного произведения непосредственно в процессе его выпол-нения.

 

Инсценировка (Постановка театрализованная) постановка инсценированного представления литературного произведения.

 

Интервью - опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся ведущим.

 

Инфомания развлекательная новостная программа.

 

Информ-дайджест - массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение попу-лярных произведений художественной литературы.

 

Информ-досье мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.

 

Информ-релиз - "выпуск в свет", публичная демонстрация, публикация, сообщение, возможно - сам демонстрируемый объект. Обычно используется в музыке (релиз альбома, песни). Также в СМИ (пресс-релиз, интернет-релиз - сообщение о какой-либо новости, точке зрения).

 

Информина - это специально организованное мероприятие, обеспечивающее информирование поль-зователей о содержании одного или группы изданий, чаще как увлекательная интеллектуальная игра, раскрывающая и закрепляющая полученные знания участников, часто проводится по закреплению библиотечно-библиографических занятий. Особенность данной формы является тот факт, что ин-форматорами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдель-ным публикациям журнала, альманаха, сборника.

 

Информминутка краткое информационное сообщение на какую-либо тему.

 

К

 

Кабачок - театр миниатюр (шутливых номеров) в антураже «миникафе» или «кабачка».

 

Каламбур литературный - мероприятие, посвященное писателям однофамильцам или разным произведениям с одинаковым сюжетомразных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

 

Календарь мероприятие на любую тему, по построению повторяющее определенный календарный цикл.

 

Калейдоскоп мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (н-р, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д).

 

Калейдоскоп рекомендаций быстрая смена рекомендаций каких либо книг, произведений, авто-ров.

 

Капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на любые темы.

 

Караван - мероприятие, с неоднократной последовательной сменой тем, образов.

 

Караван впечатлений мероприятие по определенной теме, делающее акцент на смене впечатле-ний.

 

Караван историй - мероприятие, состоящее из самых интересных историй, связанных с известней-шими людьми, историческими местами, традициями и событиями.


Караван книг мероприятие, посвященное презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики. Н-р, караван новинок, караван забытых книг.

 

Карнавал - праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костюмиро-ванный праздник, в основе которого лежит литературный сценарий. В подобных праздниках подра-зумевается массовость. В библиотечном варианте участников может быть меньше, зато каждому должно найтись место в сценарии. Важное условие; все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл.

 

Карнавал книг костюмированное, театрализованное мероприятие, демонстрирующее лучшие кни-ги.

 

Карнавал литературный карнавал, посвященный книгам, литературе, писателям.

 

Карусель литературная развлекательное мероприятие в игровой форме на литературные темы, с быстрой и непрерывной сменой конкурсов, заданий.

 

Кафе литературное - специально организованное на одной площадке развлечение на литературные темы, имитирующее застолье. Разновидности: вечеринка, посиделки салон, клуб, приём, ассамблея. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.

 

Качели дискуссионные - диалог-обсуждение, построенный на имитации раскачивающихся качелей; два партнера поочередными выступлениями раскачивают «качели. Партнерами становятся две груп-пы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей. Обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблем-ные темы, конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного класса, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддер-живает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

 

Клуб - общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных по-литических, научных, литературных, художественных и др. интересов.

 

Клуб читателей по интересам форма организации досуга. Могут быть клубы любителей поэзии, музыки, литературы, клубы библиофилов, овощеводов, цветоводов, пропагандистов здорового обра-за жизни, знатоков и т.д. Библиотекари организуют клубы читателей и являются обязательными участниками всей их работы (определяют темы очередной встречи, подбирают необходимую литера-туру и аудиовизуальные материалы, подготавливают обзоры, помогают докладчикам). Иногда заня-тия ведут специалисты: сотрудники музеев, преподаватели литературы, музыки, агрономы, местные писатели и поэты и др. Виды: клуб семейного чтения, клуб любителей чего-либо, клуб литератур-ный, клуб знатоков, клуб дискуссионный, клуб видеопутешественников.

 

Клуб веселых и начитанных - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование на ли-тературные темы. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек.

 

КВН соревнование нескольких одновозрастных команд, как правило, веселое, юмористическое. Структура КВН: приветствие команд, разминка, конкурсы, конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание.

 

Коктейль - вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, как правило, с напитками и фур-шетом, подразумевающее легкое непринужденное общение на легкие темы.


Коллаж мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрыв-ков других текстов.

 

Компас литературный библиографическая игра на любую тему, посвященная поиску какой-либо информации, как правило, с практическими заданиями.

 

Композиция - мероприятие, структура которого состоит из сочетания каких-либо элементов, объ-единенных общим замыслом, идеей и образующих гармоническое единство. Произведение, включа-ющее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

 

Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие посвященное определенной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений расположенных в опреде-ленном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банкеток. Как варианты: композиция литературная, музыкальная, поэтическая, сценическая.

 

Конкурс личное или командное соревнование с целью выявления наилучших участников, испол-нителей, лучшей работы, т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический) или составной частью любого мероприятия, праздника, игры. Тематические конкурсы: краеведческий, профессиональный, конкурс-поиск, эруди-тов. Формы конкурсов: читающих семей, чтецов, концерт, фотоконкурс, рисунков.

 

Конкурс барона Мюнхгаузена - личное или командное соревнование с целью выявления лучших выдумщиков. Чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе следует сообщить за один - два дня до его проведения. Участники конкурса могут демонстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты; привлекать «свидетелей» - друзей, родителей.

 

Конкурс лесных репортажей - импровизированная экологическая игра-соревнование, в ходе кото-рой читатели пробуют себя в роли журналистской бригады, работающей над экологическими про-блемами. Участникам конкурса необходимо подготовить «репортаж с места событий» для информа-ционной передачи. Чтобы справиться с заданием, нужно знать секреты репортерского дела. Во-первых, найти интересную тему, во-вторых, определить жанр репортажа (журналистское расслёдо-вание, интервью со «знаменитостью» или игровой сюжет), в-третьих; составить яркий и оригиналь-ный текст. Библиотекарю предстоит стать ведущим; сымитировать позывные передачи, начать весе-лое общение с аудиторией, занимательный обзор лесных, полевых и речных событий, подвести свою речь к первому репортажу, со словами «Передают наши корреспонденты...» предоставить слово пер-вой журналистской бригаде и т. д. После каждого репортажа нужно благодарить его создателей, в конце всей передачи сообщить прогноз погоды на завтра и попрощаться со зрителями. Итоги кон-курса подводит компетентное жюри.

 

Спринт-конкурс конкурс, проведенный быстро, за короткое время, может быть частью большого мероприятия.

 

Консультация - совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором лите-ратуры. Консультации проводятся у книжных полок у выставок, у каталогов и картотек преимуще-ственно индивидуально, но могут быть и групповыми. Цели библиотекаря: помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Консультацию сопро-вождают практическими упражнениями, в ходе которых читатели самостоятельно разыскиваю нуж-ную им информацию.


Конференция проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых). Любой вид конфе-ренции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участ-ников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионно-проблемных вопросов и т.д.

 

Конференция научно-практическая - специально организованное коллективное обсуждение про-фессиональных проблем. Сообщения участников характеризуют научный анализ и конкретный опыт практической деятельности.

 

Конференция читательская - активный метод массовой работы, который предполагает участие чи-тателей, обсуждение прочитанного, проводится, как правило, по группе изданий, объединенных се-рией, жанром или темой, реже по одной книге или по творчеству отдельных авторов.

 

Пресс-конференция познавательное мероприятие, организуемое в форме ролевой игры: встреча членов определенной «делегации» с «представителями прессы», «корреспондентами» различных га-зет и журналов, «журналистами радиовещания, телевидения, кино- и фотокорреспондентами». Цель: обмен знаниями, выработка правильного отношения к историческим и текущим событиям обще-ственной жизни страны, города, школы.

 

Конфетти новогоднее новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, те-атрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.

 

Концерт сказочный концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.

 

Королевство библиографическое комплексное мероприятие, сочетающее в себе различные фор-мы библиографической работы, как правило, имеющее сказочный антураж.

 

Круглый стол - форма коллективной дискуссии, позволяющая максимальную возможность прово-дить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоре-тики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.

 

Кружок - мероприятие, проводящиеся для небольшой группы лиц, объединившихся для какой-н. ин-теллектуальной или политической деятельности. Или группа лиц с общими интересами, объединив-шихся для постоянных совместных занятий чем-н., а также само такое объединение, организация.

 

Круиз литературный литературное путешествие, посвященное книг

 

Мастер-класс - передача ученикам Мастером (авторитетным и опытным специалистом) опыта, ма-стерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы. Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-то дело наилучшим образом. Понятие «мастерства» - атрибут любой профессиональной деятельности, а стремление стать «ма-стером» естественно для каждого педагога, который любит свою профессию.

 

Мастерская творческая (ателье) - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Особой формой занятий в этих ателье является демарш (от фр. с!етагспе - действие, поступок, вызов). Это практические действия, связанные с определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенные для творческого самостоятельного выполнения участника-ми. Педагогическая мастерская - это форма занятий с педагогами с целью ознакомления с методами нестандартной педагогики (вызов традиционной педагогике).

 

Открытая кафедра - игровая форма воспитательной работы с учащимися с целью развития их социаль-ной и гражданской ориентации. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных со-


циальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выступать от своего имени или выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, пред-приятия.

 

 

Открытый микрофон - форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении, касающимся социальных преобразований или затрагивающим взаимо-отношения в коллективе. Микрофон «открыт» для всех: для учащихся, педагогов, административ-ных, технических работников, родителей.

 

«Панельная дискуссия» - форма дискуссии. В ней могут участвовать 2-3 и более групп по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную пробле-му, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участ-ники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

 

«Парламентские дебаты» - соревнование в находчивости, умении аргументировать свою точку зрения, лаконично говорить, оно напоминает дебаты в палате парламента. По два игрока от команд правительства и оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлага-ется новая тема. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определя-ет направление, в котором будет проходить игра. Побеждает та команда, игроки которой умеют быст-рее и более логично мыслить, грамотнее высказывать свое мнение.

 

Практикум (педагогический) - форма выработки педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педаго-гического мышления.

 

Публичная лекция - лекция научного или философского плана с морально-этической или психоло-гической тематикой перед свободной аудиторией. Жестко ограниченное время лекции - не более 15-20 минут, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного меропри-ятия являются: увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей: кафедра с настольной лампой для лектора, как единственное яркое пятно в зале, афоризм по главной теме лекции перед гла-зами слушателей, музыкальное сопровождение.

 

Ролевая игра - в процессе ее участники разыгрывают определенные жизненные ситуации. Она боль-ше напоминает театр, решение проблемы - не основное.

 

Ролевая игра «Суд над...» - это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, хулиганство, наркомания и т. п.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм), безнравствен ными поступ-ками (предательство, воровство).

 

Семинар - это особая форма групповых занятий по какой-либо теме при активном участии слушате-лей с целью овладения ими практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни для успешного решения возникающих проблем. Главным стержнем семинара является осмысление участниками их собственного опыта, в результате чего решается ряд задач.

 

Симпозиум - более формализованное обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями,

 

в   которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на во-просы присутствующих.

 

Театр-экспромт - форма воспитательной работы, используемая как самостоятельно, так и в качестве элемента праздника, вечера. На глазах у зрителей разыгрывается спектакль неожиданного содержа-ния, с элементами импровизированной игры. Никто из учащихся до самого представления не знает, кто какую роль будет исполнять, об этом узнают на самом вечере. Во время подготовки иници-ативная группа составляет сюжет театрального представления и изготавливает карточки с обозначением всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки распределяются по жре-бию. Актеры, получившие роли, приглашаются за кулисы. Составленный заранее текст произносится ведущими «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют свои роли. Сюжет, предло-женный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей. Могут разыгрываться сказки, легенды, детективные и фантастические истории, веселые бы-товые анекдоты.

 

«Техника аквариума» - вид дискуссии. Содержание ее тесно определено противоречиями, разногла-сиями, а подчас, и конфликтами по определенному вопросу.

 

Ток-шоу - дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сво-дится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение - включить моло-дых людей в ситуацию нравственного выбора путей соотнесения своих ценностных установок с суждениями одноклассников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы:

 

Турнир - форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «оборо-няются» - задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре.

 

Уроки замечательной личности - воспитательное мероприятие по материалам художественного, научного, исторического или другого наследия, биографии и жизнеописания великих людей - пи-сателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и тру-да. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышление по изречениям, «эстафета мнений» и др.

 

Устный журнал - своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства. Проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, которая освещает один вопрос, условно называется «страница». Общий объем - 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тема-тический или обзорный характер.

 

Фестиваль искусств - своеобразный смотр талантов учащихся: поэтов, певцов, танцоров, музы-кантов, чтецов. .Он проводится между классами один раз в год и требует длительной подготовки. Фестиваль может включать викторины по литературе, живописи, музыке; экскурсии по ли-тературным местам города; вечера прослушивания звукозаписей; художественные выставки. Лишь после тщательного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, кото-рые будет давать жюри, прежде всего, учитывается качество исполнения.

 

«Философский стол» - одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера («Смысл жизни», «Нужна ли человеку совесть?»), требу-ющая философского осмысления обсуждаемой проблемы Перед участниками «Философского стола» заранее ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. Важно, чтобы об-суждение проблемы не свелось к прочтению заранее заготовленных докладов, выступлений. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейско-обыденные наблю-дения и факты.

 

Ярмарка солидарности - форма воспитательной работы с учащимися, организуемая с целью прода-жи изготовленных учащимися «товаров». Вырученные от продажи средства поступают в опреде-ленный фонд для нуждающихся в помощи.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.             Карп П.В. Младшая муза. – М.: Детская литература, 1986.

2.             Карп П.В. Балет и драма. – Л.: Искусство, 1980.

3.             Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.

4.             Лавровский И. Документация. Статьи. Воспоминания. – М.: ВТО, 1983.

5.             Линькова А.А. О драматургии балета. Музыка и хореография современного балета. Сборник статей. – Л.: Музыка, 1979.

6.             Мошлов Ю.Н. Композиция сценического пространства. – М.: Просвещение, 1981.

7.             Музыка и хореография современного балета. Сборник статей. – Л.: Музыка, 1982.

8.             Серебренников Н. Поддержка в дуэтном танце. – Л.: Искусство, 1969.

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ

Аннотация Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности» написана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», которая имеет социально-педагогическую направленность

Аннотация Методическая разработка «Основные формы социально-культурной деятельности» написана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», которая имеет социально-педагогическую направленность

Введение Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности

Введение Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму

Массовые формы: - Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь

Массовые формы: - Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь

По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер

По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер

Формы проведения мероприятий

Формы проведения мероприятий

Б Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим эти-кетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке

Б Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим эти-кетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке

Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг

Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг

Вечер — вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литера-турными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т

Вечер — вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литера-турными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т

Гурман-вечер любителей…. жанра — вечер, посвященный определенному жанру литературы, под- готовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра

Гурман-вечер любителей…. жанра — вечер, посвященный определенному жанру литературы, под- готовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра

Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торже-ство по поводу прибытия кого-либо

Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торже-ство по поводу прибытия кого-либо

Гостиная литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке

Гостиная литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке

День веселых затей — комплексное мероприятие, включающее ряд веселых, занятных, развлека-тельных мероприятий, проводимых в течение дня

День веселых затей — комплексное мероприятие, включающее ряд веселых, занятных, развлека-тельных мероприятий, проводимых в течение дня

Диско-лекция — устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видео-фильмов) и специально подобранной музыкой, сопровождаемые беседой, диспутом выставкой, дис-ко-лекции являются удобной формой популяризации книг

Диско-лекция — устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видео-фильмов) и специально подобранной музыкой, сопровождаемые беседой, диспутом выставкой, дис-ко-лекции являются удобной формой популяризации книг

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты

Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его выпол-нения

Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его выпол-нения

Караван книг – мероприятие, посвященное презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики

Караван книг – мероприятие, посвященное презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики

Коллаж – мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрыв-ков других текстов

Коллаж – мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрыв-ков других текстов

Конференция – проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых)

Конференция – проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых)

При этом воспитанник может выступать от своего имени или выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, пред-приятия

При этом воспитанник может выступать от своего имени или выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, пред-приятия

При проведении мероприятия карточки распределяются по жре-бию

При проведении мероприятия карточки распределяются по жре-бию

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020