МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОУД.02 Литература Тема занятия: Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОУД.02 Литература Тема занятия: Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»

Оценка 4.8
docx
07.12.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного  занятия по учебной дисциплине ОУД.02 Литература Тема занятия:  Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»
Технологическая карта.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Свалов А.В.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого учебного  занятия

по учебной дисциплине ОУД.02 Литература

Тема занятия:  Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Абдулманафова Г.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2022г.

 

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..…...3

2.     Основная часть…………………………………………………………………..6

3.     Заключение……………………………………………………………………..11

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...…….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Данное учебное занятие  изучается в рамках темы «Федор Михайлович Достоевский».

Подобран комплекс методов, приемов, позволяющих достичь намеченных результатов учебного занятия.

Выбран тип учебного занятия изучения  и систематизации, в ходе которого используется  технология критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия), групповая работа, предусмотренная кластерными схемами. Используются следующие формы, методы и приемы работы:

- формы: индивидуальная, фронтальная, парная;

- методы: интерактивные методы обучения: работа в группах, парах;   учебно-мозговой штурм; эвристическая беседа (метод вопросов и ответов); творческие задания исследовательского характера (проекты);

- дифференцированный подход в обучении; монологический метод изложения; проблемный метод; метод контроля; словесный метод (мотивация учебной деятельности); интеллектуальная разминка; наглядный метод; познавательно - рефлексивный метод;

˗  интерактивные приемы: способ графической организации учебного

материала  (кластеры); индивидуальные самостоятельные задания (составление  синквейнов); взаимодействия интересов; самостоятельные выводы и обобщения обучающихся; просмотр видеоматериала; разноуровневые формы домашнего задания.

Для поддержания хорошего эмоционального состояния обучающихся применяется рефлексия в виде игры «Виды настроения».

В состав методической разработки входит:

-  введение;

-  план учебного занятия;

-  технологическая карта учебного занятия;

-  заключение;

-  список литературы.

Техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор для демонстрации презентации, экран. Мультимедийная презентация в MicrosoftPowerPoint «Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»»

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина:

Литература

Тема занятия:

Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание»

Вид занятия:

Продвинутая лекция (вызов-осмысление-рефлексия).

Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать обучающихся  к активному слушанию и критическому мышлению.

Тип занятия:

Изучение       и   систематизация  знаний (кластерные схемы)

Педагогическая технология:

-технология критического мышления;

-элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся.

Методы обучения:

-интерактивные методы обучения: работа в группах, парах;   учебно-мозговой штурм;  эвристическая беседа (методы вопросов и ответов); творческие задания исследовательского характера (проекты);

-монологический метод изложения;

-дифференцированный подход в обучении;

-проблемный метод;

-метод контроля;

ловесный метод (мотивация учебной деятельности);

-интеллектуальная разминка;

-наглядный метод;

-самостоятельные выводы и обобщения обучающихся;

-познавательно - рефлексивный метод.

Приемы обучения:

Интерактивные приемы:

-способ графической организации учебного материала (кластеры),

-индивидуальное самостоятельное задание (составление  синквейнов),

-взаимодействия интересов,

-самостоятельные выводы и обобщения обучающихся

-просмотр видеоматериала,

-разноуровневые формы домашнего задания.

Форма обучения:

Групповая  с элементами парной  и  индивидуальной работы.

Оборудование:

-видеопроектор, ноутбук, слайд-презентация (как сопровождение урока), оформление доски, дидактический  материал в виде карточек (рефлексия).

Средства ИКТ и обучения:

-мультимедийная презентация, раздаточный материал, лист рефлексии.

Преподаватель:

Абдулманафова Г.С.

Межпредметная связь:

Литература.  История.

Цели занятия:

Образовательные:

-расширить представление о личности писателя;

-показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта;

-подчеркнуть тесную связь проблематики;

-проанализировать роль пейзажа в романе и определить его роль в развитии характера  главного героя.

Развивающие:

-умение высказывать и аргументировать свое мнение;

-развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

-приобретение  опыта анализа и решения проблем;

-развитие  навыков самостоятельного  получения знаний в процессе взаимодействия и поиска;

-обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к литературе и родному языку;

-воспитывать интерес к русскому философско – психологическому  роману; -воспитывать терпимость к чужому мнению;

-воспитывать культуру общения.

Цели обучающегося (деятельностные):

-обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности;

-овладение приемами и методами дискуссии;

-научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.

Задачи занятия:

- продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков;

- погрузить обучающихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения.


2.Основная часть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Ход урока

Методы/приемы обучения

Формы обучения

Деятельность  преподавателя

Деятельность обучающихся

Этап 1. Создание условий для работы с обучающимися

1. Организационный момент (5 мин.)

Методы:

-словесный метод (мотивация учебной деятельности)

Психологический настрой обучающихся на занятие.

 

Самостоятельно организовать собственную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.  Мотивационный этап в форме проблемной ситуации  (вызов) (15мин.)

Методы:

-проблемный метод

-учебно – мозговой штурм:

-интеллектуальная разминка.

Формы:

-фронтальная форма

Вступительное слово преподавателя (информация о классике Ф.М. Достоевском)

Обучающиеся слушают информацию

Итак, определите тему занятия.

Формулируют тему занятия

Тема:  Сведения из биографии Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра «Преступление и наказание» (слайд 1)

Давайте сформулируем цели занятия

Составляют план деятельности, направленный на получение недостающих знаний (устно):

1. Познакомиться с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского.

2. Раскрыть проблематику  романа (нравственная, психологическая, философская);  социальные и философские основы бунта Раскольникова; смысл теории Раскольникова; роль пейзажа в романе; своеобразие жанра романа

3. Познакомиться с особенностями нового жанра «полифонический роман»

4. Рассказать сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.

5. Особенности сюжета «Преступление и наказание».

6. Знакомство с семьей Мармеладовых.

7. Подготовить  сжатый  пересказ сцены подготовки  к убийству и убийства (ч.1, гл. 6-7)

8. Просмотреть творческие задания (портреты писателя, иллюстрации  к  роману «Преступлению и наказанию», кадров из х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л.А. Кулиджанов).

2. Изучение нового материала (осмысление)

(55 мин.)

Методы:

-монологический метод изложения.

-дифференцированный подход

Интерактивные методы:

-работа в группах, парах;  

-учебно-мозговой штурм; 

-эвристическая беседа (методы вопросов и ответов);

-творческие задания исследовательского характера (проекты).

Интерактивные  приёмы:

-просмотр видеоматериала,

-разноуровневые формы домашнего задания.

-способ графической организации учебного материала (кластеры),

-индивидуальное самостоятельное задание (составление  синквейнов),

-взаимодействия интересов,

-самостоятельные выводы.

Формы:

- групповая  с элементами парной  и  индивидуальной работы.

 

Организационная  работа. Напомнить  правила работы в группах и  критерии оценки.

Эксперты организуют работу в группах.

 

Запишем в тетрадь число и тему занятия.

Обучающиеся записывают  в тетрадь число и тему занятия.

Групповая работа (3 группы)

Представление результатов домашней работы групп. Выступление перед аудиторией (кластеры, синквейны, самостоятельные выводы).

Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие планы - темы:

1. Сведения из биографии  Ф.М. Достоевского.

2. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Особенности сюжета «Преступление и наказание».

3. Социальная проблематика  романа «Преступление и наказание». Нравственная проблематика романа «Преступление и наказание».

4. Психологическая проблематика романа «Преступление и наказание». Философская  проблематика  романа «Преступление и наказание».

2. Теория литературы.

2.1. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ.

Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы:

Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа (5 снов).

2. Социальные и философские основы бунта Раскольникова.

3. Смысл теории Раскольникова.

4. Семья Мармеладовых в романе.

5. Подготовить  сжатый  пересказ сцены подготовки  к убийству и убийства (ч.1, гл. 6-7)

Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы:

ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ.

1.1. Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».

2. Творческое задание.

2.1. Подготовка и просмотр портретов  Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова. Евангелие. Д.И. Писарева.

2.2. Подготовка и просмотр иллюстраций П.М. Боклевского, И.Э. Грабаря, Э.И. Неизвестного к «Преступлению и наказанию».

2.3. Подготовка и просмотр иллюстраций И.С. Глазунова к романам Достоевского.

2.4. Подготовка и просмотр  кадров из х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л.А. Кулиджанов).

Этап 3. Подведение итогов занятия

1. Домашнее задание

(5 мин.)

Методы:

-словесный

-наглядный.

Формы:

разноуровневые формы домашнего задания.

 

Домашние задания на платформе ЮГУ  moodl https://eluniver.ugrasu.ru/login/index.php

  Групповые задания №10

Задания 1 группы.

1.Подготовка теоретического материала, составляя  кластеры, синквейн.

1.1. Отображение русской действительности в романе. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.      

1.2. Символические образы в романе.  Символическое значение образа «вечной Сонечки».

1.3. Пересказ  сцены разговора   студента с офицером в распивочной»

1.4. Идея Раскольникова о праве «сильной личности».

1.5. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Страдание и очищение в романе «Преступление и наказание».

Задания 2 группы.

1. Подготовка теоретического материала, составляя  кластеры, синквейн.

1.1. Эволюция идеи «двойничества».

1.2. Раскольников и «сильные мира сего»  (Лужин и Свидригайлов).

1.3.  Воскрешение  человека в Раскольникове  через  любовь.

1.4. Петербург -  город мелких и крупных чиновников.

1.5. Петербург Достоевского (сцены уличной жизни, интерьеры).

Задания 3 группы.

1.Подготовка теоретического материала, составляя  кластеры, синквейн.

1.1. Пересказ сна Раскольникова на каторге.

1.2. «Правда» Раскольникова. «Правда» Сони Мармеладовой.

1.3.  «Образы деловых владык жизни».

1.4. Библейские мотивы в произведении. Христианские образы  в романе.

1.5. Споры вокруг романа и его главного героя.

 

2. Рефлексия (10 мин.)

Методы:

-метод контроля,

-познавательно -рефлексивный метод

-самостоятельные выводы и обобщения обучающихся

 

Дайте ответы на вопросы:

1.На учебном занятии я работал

2.Своей работой на занятии  я

3.Учебное занятие для меня показался

4.За учебное занятие я

5.Мое настроение

6.Материал занятия  мне был


Самооценка работы на занятии

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Выберите свой смайлик, который соответствует вашему настроению:

 

Описание: Описание: C:\Users\Оля\Desktop\images.png


 

3.     Заключение

 

На учебном занятии  была продемонстрирована эффективность  разных методов, приемов, форм  учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя. На занятии преподаватель создала «ситуацию успеха», чтобы обучающиеся работали с желанием, активно, творчески, познавая новое.

 Мультимедийная презентация, способ графической организации учебного материала (кластеры), индивидуальные самостоятельные  задания (синквейны) активизировали познавательную деятельность, формировали навыки самостоятельной работы по дисциплине.

С целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся в учебном занятии представлены  различные виды деятельности (просмотр портретов, иллюстраций, кадров х/ф ...).

Результаты проведенного занятия позволяют рекомендовать подготовленную разработку для использования преподавателями среднего профессионального образования, преподавателями школ, где изучается данная тема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

 

Основные источники:

1. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 1 / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и [др.]; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва: Академия, 2020. – 431 с. - ISBN 978-5-4468 – 9411 – 6. – Текст: непосредственный.

2. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва: Академия, 2020. – 447 с. - ISBN 978-5-4468 –9412 – 3. – Текст: непосредственный.

3. Русская и зарубежная литература: учебник/под редакцией В.К. Сигова. – Москва: ИНФРА, 2021. - 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978 – 5 – 16 – 102980 – 0. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1189979 (дата обращения 10.03.2022). – Текст: электронный.

 

Дополнительные  источники:

1. Русский язык и литература: учебник: в 2 частях. Часть 2. Литература / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106036-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1222620 (дата обращения: 10.03.2022). - Текст: электронный.

2.Социальные и гуманитарные знания: научный журнал / учредитель Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – 2018- 2021. – Ежекварт. – ISSN 2412 – 6519. – Текст: непосредственный.

3.Среднее профессиональное образование: теоретический и научно-методический журнал / учредители Российская академия образования, Союз директоров ссузов России. –2018-2019. – Ежемес. - ISSN 1990 – 679Х. – Текст: непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Данное учебное занятие изучается в рамках темы «Федор

Данное учебное занятие изучается в рамках темы «Федор

Тема занятия: Сведения из биографии

Тема занятия: Сведения из биографии

Развивающие : -умение высказывать и аргументировать свое мнение; -развивать навыки самостоятельной работы с текстом; -приобретение опыта анализа и решения проблем; -развитие навыков самостоятельного получения знаний…

Развивающие : -умение высказывать и аргументировать свое мнение; -развивать навыки самостоятельной работы с текстом; -приобретение опыта анализа и решения проблем; -развитие навыков самостоятельного получения знаний…

Основная часть ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Основная часть ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Просмотреть творческие задания (портреты писателя, иллюстрации к роману «Преступлению и наказанию», кадров из х/ф «Преступление и наказание» (реж

Просмотреть творческие задания (портреты писателя, иллюстрации к роману «Преступлению и наказанию», кадров из х/ф «Преступление и наказание» (реж

Формы: - групповая с элементами парной и индивидуальной работы

Формы: - групповая с элементами парной и индивидуальной работы

Символические образы в романе.

Символические образы в романе.

Рефлексия (10 мин.) Методы: -метод контроля, -познавательно -рефлексивный метод -самостоятельные выводы и обобщения обучающихся

Рефлексия (10 мин.) Методы: -метод контроля, -познавательно -рефлексивный метод -самостоятельные выводы и обобщения обучающихся

Заключение На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов, приемов, форм учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя

Заключение На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов, приемов, форм учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя

Список литературы Основные источники: 1

Список литературы Основные источники: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022