Методическая разработка открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему : «Ты и твои друзья»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Познавательные:
- формировать у детей понятия «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;
- формировать умения давать оценку поступкам сверстников, разобрать правила поведения в гостях.
Развивающие:
- развивать речевую культуру, мыслительные операции, наблюдение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своим друзьям, ко всем людям, воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества;
- воспитывать способность к самооценке.
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.
Планируемые результаты образования:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные: умения совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: общеучебные – умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме; логические - умение осуществлять анализ ситуаций.
Коммуникативные: умение общаться друг с другом, с учителем, в группах, высказывать и отстаивать свои собственные взгляды по теме урока.
Предметные умения:
- объяснять понятия «друг», «дружба»,
- определять своё отношение к друзьям, дружбе,
- оценивать правильность поведения.
Оборудование:
Образцы открыток, модель открытки, листы бумаги, цветные карандаши, видеоаппаратура, мультфильмы «Муха-Цокотуха», «Винни – Пух и день забот», упаковка с подарком, два телефона, маски животных, карточки для проверки домашнего задания, карточки с картинками героев разных сказок для работы в парах, конверты для работы в группах, шаблоны для «Дома Дружбы», картинки человечков, шаблоны облаков, видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь …»
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Мотива-ционный
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
III. Мотивация учебной деятельности
IV.Работа по теме урока.
V. Рефлексия.
|
Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! -На прошлом уроке мы говорили о правилах вежливости. -Какого человека, по-вашему, можно назвать вежливым? -Знаете ли вы вежливые слова? - Я буду читать стихотворения, а вы должны их дополнить такими словами. -Дядя Саша огорчён, Рассказал он вот о чём: -Видел Настю-первоклашку Я на улице сейчас. Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но давно уже от Насти Я не слышал слова… (здрасьте). А слово-то, какое – очень дорогое! -Встретил Витю я соседа. Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но, представьте! Зря от Вити Ждал я слова… (извините). А слово-то, какое – очень дорогое! - Дед про внучку говорил: -Экая досада! Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада. Но нельзя ж молчать, как рыба, Ну, сказала бы… (спасибо). А слово-то, какое – очень дорогое! - Какие ещё вежливые слова вы знаете? - Когда человек должен быть вежливым? (всегда) «…Приходите тараканы, я вас чаем угощу!» Тараканы прибежали, все стаканы выпивали, А букашки – по три чашки С молоком и крендельком: Нынче Муха-Цокотуха – именинница! - На какой праздник пришли гости к Мухе-Цокотухе? -Так о чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? - Правильно. Сегодня мы будем говорить об отношениях между друзьями, о том, как друзья празднуют дни рождения. -Откройте учебники на с. 56-57. Прочитайте, что мы узнаем на этом уроке. - Есть ли вас друзья? - Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки. (Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать. -Как и где вы общаетесь? -Как проводите свободное время? -Приглашали ли вас друзья на свой день рождения? - Что за праздник – день рождения? От какого слова образовалось слово «Рождение»? Подберите к нему родственные слова. Как в мультфильме была названа Муха? (Именинница). -Откуда пошло это название? Раньше после рождения, ребёнка крестили в церкви. Там ему давали имя. Чаще всего ребёнку давали имя в честь святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда и пошло слово «именины» - день, в котором человек получил имя. - Знаете ли вы, когда у вас день рождения? Как вы готовитесь к этому дню? Какие подарки вам делают родители, друзья? - Рассмотрите рисунки на с.56-57. У Нади день рождения. Она пригласила друзей в гости. Как надо приглашать в гости? -А теперь посмотрите сценку «Как медвежонок Ивашка зверей к себе в гости звал». - Почему звери не пошли к Ивашке на день рождения? -Надя в отличие от медвежонка, вежливо пригласила гостей, и они согласились прийти. - С чем надо идти к имениннику? Как вы выбираете подарок? Что надо учитывать при выборе подарка? (Учитывается возраст, интересы и увлечения человека). - Послушайте стихотворение Игоря Шевчука и скажите удачно ли был сделан подарок? Подарок. На день рожденья Кактусу подарок подарили И поздравленья Кактусу любезно говорили: -Примите, милый Кактус, от нас сегодня в дар Прекрасный - распрекрасный большой воздушный… Бах! Запомни, что неловко, Дарить мышонку мышеловку, Лисе – капкан, Ежу – крючок, А поросенку – пятачок! -Существует ещё несколько правил выбора подарка. Попробуем догадаться – каких. -Лучший подарок по-моему, мёд! Это и ослик сразу поймёт… - Чьи это слова? Догадались? Да, Винни-Пух нёс горшочек мёда, но кому в подарок? - Правильно, ослику Иа-Иа. Что произошло, пока Винни-Пух шёл к ослику? Можно ли пользоваться вещью, которую вы решили подарить? -Какой выход из сложившейся ситуации нашёл Винни-Пух? - Хотел бы Винни-Пух получить на день рождения такой подарок, какой он нёс ослику? Можно ли дарить вещь, которая не нравится или не нужна вам самим? - Ну что ж, подарок мы выбрали. Что ещё хорошо было бы сделать? - Правильно составить поздравление и написать его на открытке. Поздравление должно состоять из нескольких частей. - Вы должны эти части поставить в правильном порядке. 1. Обращение. 2. Поздравление. 3. Пожелание. 4. Подпись. - Что такое обращение? Что можно пожелать? Для чего надо поставить своё имя под поздравлением? - Какие из этих открыток подойдут для поздравлений с днём рождения? - Посмотрите на рисунок на с.56. Надя принимает подарки. Как надо принимать подарки? Давайте представим, что вы получили подарок... - За подарок надо обязательно поблагодарить. Его надо открыть и рассмотреть при том человеке, который вам подарил. Если вам что-то не понравилось, об этом нельзя говорить дарящему. Все подарки аккуратно складываются, а не бросаются, как попало. Если вам подарили цветы, их надо поставить в воду. Если вам принесли конфеты или торт, их надо подать к столу. Если в подарок вы получили игру, то можно предложить сыграть в неё гостям вместе с вами. - Рассмотрите верхний рисунок на с. 57. В какие игры и игрушки будут играть дети у Нади в гостях? В какие игры играете вы, когда приходите к кому-то в гости? - Очень ответственный момент всего дня – праздничный стол. Меню составляется заранее. Чем вы угощаете гостей? Что подаёте к чаю? Как накрываете стол? - Как надо вести себя за столом? Все ли за столом у Нади ведут себя правильно? - Познакомимся с правилами поведения за столом. - Мы с вами учились культурно вести себя в гостях, быть вежливыми и внимательными друг к другу. На день рождения чаще всего приглашают друзей. А кого вы выбираете в друзья? Каким он должен быть? - У разных народов есть много пословиц и поговорок о дружбе, друзьях и взаимопомощи. Прочитайте некоторые из них на с.58-59 учебника, объясните их смысл. Какие из пословиц, на ваш взгляд, самые важные? -Вернёмся к целям, поставленным перед нами в начале урока. Перечитайте их. Справились ли мы с ними? О каких правилах культурного поведения вы узнали? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какие выводы вы можете сделать в конце урока? -Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке? У каждого из вас на партах облачко. Покажите своё облачко-настроение. Прикрепите своё облачко на доске, где прикреплено красивое улыбающееся солнышко. -Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко. -Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба? -Правильно с улыбки. - И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему. Звучит песенка «Улыбка» В. Шаинского (видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте)
Я предлагаю вам написать поздравительную открытку другу. |
Ученики проверяют готовность к уроку, организуют своё рабочее место
Фронтально беседовать с учителем
Отгадывать слова
Слушать текст
Анализировать текст
Разыгрывают сценку
Отвечать на вопросы по сценке.
Слушать стихотворения
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся с правилами поведения
Объясняют пословицы
Подводят итоги урока
|
Коммуникативные: - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения строить речевое высказы-вание в соответствии с поставленными задачами
Личностные результаты: использовать в речи вежливые слова, совершать вежливые поступки
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Предметные результаты: понимать необходимость изученных правил Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить. Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания.
Коммуникативное УУД: участвуют в учебном диалоге
Регулятивное УУД: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
Коммуникативное УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников
Коммуникативное УУД: участвуют в учебном диалоге
Регулятивное УУД: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
Коммуникативное УУД: участвуют в учебном диалоге
Коммуникативное УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательное УУД: осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
Понимание изученного на уроке материала.
Коммуникативное УУД:
рефлексия.
Личностное УУД: смыслообразование |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.