МИНИСТЕРСТВО образования Московской Области
Государственное Бюджетное
Профессиональное Образовательное Учреждение
Московской области
«Наро-Фоминский техникум»
Методическая разработка открытого урока
по предмету «Обществознание» на тему:
«Политическая система и ее роль в жизни общества»
Разработала и провела: преподаватель обществознания высшей квалификационной категории Смирнова Ольга Ивановна
г. Наро-Фоминск
2020-2021 учебный год
Методическая разработка открытого урока
по предмету «Обществознание» на тему:
«Политическая система и ее роль в жизни общества»
Цели урока:
Образовательная – обеспечить усвоение обучающимися учебного материала ,о целостной характеристике современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
Развивающая - способствовать развитию аналитического и познавательного мышления обучающихся;
Воспитательная - формирование интереса к настоящему и будущему своей страны, а так же способствование усилению гражданской позиции обучающихся.
Ход урока:
1.Повторение пройденного материала по теме : « Политика и власть»:
(Устное обсуждение вопроса):
1.1. Что такое политическая власть и каково ее общественное предназначение?
Преподаватель излагает 3 точки зрения на данный вопрос:
1. Политическая власть - это навязанная обществу самодовлеющая сила, которая с помощью принуждения заставляет большинство граждан из страха подчиняться своим решениям, принося только беды и несчастья.
2. Политическая власть не навязывается обществу, а, напротив, создается им для урегулирования многообразных социальных интересов и возникающих конфликтов, достижения общественного согласия. Однако это согласие основано на страхе, т. е. носит принудительный, насильственный характер по отношению к членам общества.
3. Политическая власть - это необходимая обществу организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность общества. Она, как и любая власть вообще, предполагает повелевание одних и подчинение других.
При обсуждении данной проблемы обучающиеся последовательно отвечают на ряд вопросов: Что общего и в чем различия приведенных точек зрения? Какая из них в наибольшей степени отражает сущность политической власти? Привлекаются знания о происхождении государства, права, политики; идеи выдающихся мыслителей прошлого, а также истории и современности, а так же учебный материал темы «Социальная стратификация».
В процессе обсуждения делается вывод о том , что: наличие политической власти в современном обществе обусловлено его социально-экономической и культурной стратификацией, многообразием и противоречивостью интересов социальных групп, необходимостью регулирования отношений между ними с помощью права, авторитета, традиций, убеждения, силы и т. п.
2. Изучение нового материала:
План изучения нового материала
1. Политика. Социальная природа политической власти.
2. Структура и функции политической системы. Взаимосвязь политической системы и окружающей среды.
3. Типы политических систем.
В процессе объяснения нового материала преподаватель раскрывает понятия: «политическая система», « жизнедеятельность и сущность политической системы», «Функции политической системы».
Преподаватель говорит о том , что политическая система тесно связана с окружающей средой: природной, международной и внутренней -- неполитическими сферами общественной жизни, т. е. гражданским обществом .
Далее переходит к рассмотрению функции политической системы: выявление и анализ разнообразных социальных интересов; выражение властно значимых интересов социальных групп и слоев общества (в политических платформах, программах, политических заявлениях и пр.); политическая социализация и привлечение граждан к политике; согласование политических интересов и требований.
Выясняется роль политических партий, других политических сил (например, лоббистских групп) и неполитических сил (например, профсоюзных организаций) в реализации этих функций.
Аналогично, с опорой на понятия «государственное управление», «законодательная власть», «исполнительная власть», «судебная власть» и факты современности, раскрывается следующая группа функций: выбор общих целей и придание политическому курсу характера норм-целей, установление других правил; применение правил; контроль за исполнением правил. Выясняется роль государства в осуществлении этих функций.
В процессе объяснения нового материала обучающиеся подводятся к выводу о том, что: общее согласие, достигаемое путем компромиссов, является не соглашательством и беспринципностью, а выражением гуманизма и достоинства.
3. Заключительная часть урока:
В конце урока обсуждаются записи обучающихся, раскрывающие роль политической системы в жизни человека и общества. Обучающиеся самостоятельно делают вывод о том, что : политическая система, как механизм формирования и реализации политической власти, призвана обеспечить интеграцию различных слоев населения, стабильность, целостность и развитие общества.
Выставление оценок наиболее активным обучающимся.
4. Домашнее задание:
1. Подготовиться к устному опросу, используя учебник «Обществознание» автор Важенин А.Г. стр. 268-292
2. Написать эссе согласно одного из предложенных высказываний о политике:
«О власть с ее взглядом Медузы! Кто однажды заглянул в ее лицо, тот не может более отвести глаз: он остается зачарованным и плененным. Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться.»
Цвейг С
«Чтобы управлять людьми, нужна голова: для игры в шахматы мало одного добросердечия.»
Шамфо
Литература для преподавателя
Гаджиев К. С., Каменская Г. В., Родионов А. Н. Введение в политологию. -- М., 2008;
Мухаев Р. Т. Основы политологии. -- М., 2004;
Филатова М. Н., Светенко А. С. Политология: Пособие для учащихся средних учебных заведений. -- М., 2010;
Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). -- Ростов-на-Дону, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.