Методическая разработка открытого урока по русскому языку на тему: «Значение суффиксов»
Технология: проблемно – диалогическое обучение
Цель: формирование умения сотрудничать со сверстниками в процессе анализа языкового материала для применения при нахождении суффиксов в словах и выявления их значений.
Задачи урока
Личностный результат: развивать умение работать в группе, чувство товарищества, взаимопомощи, умение задавать вопросы и стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Метапредметный результат : учиться использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебной задачи; на основе анализа объектов делать выводы и представлять информацию в виде таблицы; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Предметный результат:
Знать: алгоритм разбора слов по составу;
Уметь: выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характеризовать роль суффикса в слове; находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; обогащать активный словарный запас на основе понимания значений суффиксов.
Тип урока: комбинированный урок.
Этапы урока |
Ход урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
I. Организационный момент |
Устное сообщение учителя, психологический настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке. |
Подготовка к уроку, настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке. |
Личностные результаты 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Развивать умение выказывать своё мнение и задавать вопросы, стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Познавательные УУД 1. Развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов. 2. Представлять информацию в виде таблицы. 3. Выявлять особенности, характеристики объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
ΙI. Актуализация знаний.
|
Запишите число в тетради.
Что объединяет слова в одном столбике? На доске записаны слова: Медведица львёнок собачка Волчица галчонок лапка Что такое суффикс? Какую роль играет? Как найти в этих словах суффикс? Отметьте суффиксы в данных словах.
|
Комментированная запись числа.
Анализируют, выявляют особенности, делают выводы. Отвечают на вопросы, вспоминают алгоритм разбора слова по составу, алгоритм нахождения суффикса в словах. |
|
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
|
– Запишите все суффиксы, которые вы помните. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас. – Сравните с записью на доске. Открыть запись на доске: -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-, -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц-, -ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Раздать такие же таблички для работы в парах. - Распределите эти суффиксы на группы. Сколько групп получилось? Почему именно на такие группы разделили суффиксы? - Как вы считаете, это все суффиксы или есть и другие? - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? |
Записывают суффиксы, проводят взаимопроверку, сверяя запись с образцом на доске.
Классифицируют суффиксы, распределяют по группам.
Планируют свою деятельность. |
Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Обобщение и классификация полученных ранее знаний
|
Посмотрите на таблицу (на доске таблица из учебника: стр. 129-130), давайте дополним её суффиксами, которые записаны на доске. Определите их значение. (Приложение 1)
|
Дополняют таблицу из учебника суффиксами, определяют их значение. Вспоминают и называют суффиксы, которые уже изучили. Приводят примеры слов с суффиксами и записывают их в таблицу.
|
Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, в группе, в коллективе. |
V. Открытие нового знания.
|
Работа по учебнику. Упражнение 3, стр. 128: развитие умений находить новые суффиксы в словах и определять их значение. - Какой можно сделать вывод? Если суффиксы звучат и пишутся одинаково, обязательно ли они имеют одинаковое значение?
|
Ученики самостоятельно читают текст, записывают слова с суффиксами и выделяют суффиксы в этих словах. Определяют значение суффиксов и дополняют ими таблицу (Приложение 2). Делают вывод, о том, что суффиксы могут иметь разное значение, даже если звучат и пишутся одинаково.
|
|
VI. Развитие умений – применение знания. |
Упражнение 2, стр. 128. Все ли суффиксы мы вспомнили? Можно ли дополнить таблицу в учебнике? Как можно определить значение суффикса -иц- в словах медведица, волчица? (Самка животного, значение женского пола.) Как можно определить значение суффикса –онок-, ёнок- в словах львёнок, галчонок? (Детёныш животного) Как можно определить значение суффиксов -н-, -ов- в словах морозный, сосновый? (Признак предмета, суффикс имен прилагательных). Как можно определить значение суффиксов -оват-, -еват- в словах синеватый, грязноватый? (Признак предмета в малой степени). |
Ученики выполняют задание (работа в группах). Проводят самопроверку. Записывают выделенные суффиксы в таблицу. (Приложение 3)
|
|
VII. Итог урока.
|
– Какие новые суффиксы узнали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
Вспоминают, что нового узнали на уроке, анализируют свою деятельность, выявляют затруднения. |
|
VII. Домашнее задание.
|
Упражнение 5, стр. (по выбору ).
|
|
|
Суффиксы |
Значение суффиксов |
Примеры |
-ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
|
Житель какой-либо страны, города. |
Россиянин, южанин, северяне, горожане |
-ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ек-, -еньк-, -ушк-, -юшк- |
Уменьшительно-ласкательное |
Дубок, стебелёк лапка, стульчик, цветочек, маленький, избушка |
-чик-
|
Уменьшительно-ласкательное |
Барабанчик, карманчик |
-ик- |
Уменьшительно-ласкательное |
Котик, ротик |
-ик-
-чик-
-ель- -ист-
-арь-
-ник- |
Профессия или род занятий |
Химик, умник, переводчик, лётчик, строитель, писатель, футболист, пекарь, вратарь, дворник, школьник |
-ник- |
Ёмкость |
Чайник, цветник
|
-арь-
|
Сборник слов, текстов |
Словарь, букварь |
-евн-, -евич-, -ич-, -инична-, -овн-, -ович-
|
Отчества |
Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович |
-их-, - иц- |
Самка животного, значение женского пола
|
Тигрица, лосиха |
-онок-, -ёнок-,
|
Детёныш животного |
Галчонок, лисёнок, волчонок, страусёнок |
-н-, -ов-
|
Признак предмета (имена прилагательные) |
Морозный, сосновый |
-оват-, -еват- |
Признак предмета в малой степени
|
Синеватый, грязноватый |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.