Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения
Предмет: русский язык
Класс: 4А
Дата урока: 17.11.2022
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: распознавание имен существительных 1-го склонения и применение способов проверки написания безударных падежных окончаний.
Задачи:
· закрепить знания обучающихся об именах существительных 1-го склонения;
· углубить знания обучающихся о способах проверки написания безударных падежных окончаний;
· развивать интерес к учению применением ЭОР;
· содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности.
УУД
Регулятивные:
· умение формулировать тему и цели урока;
· умение составлять алгоритм и последовательность действий;
· умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом;
· умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные:
· умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
· поиск и выделение необходимой информации;
· установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
· умение слушать и слышать учителя, ученика;
· вступать в диалог;
· сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
· адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.
Личностные:
· воспитывать культуру поведения на уроке;
· создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
· развивать способность к самооценке.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Тихонечко присаживайтесь.
- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
- Прочитайте пословицу.
(«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»)
- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое)
II. Самоопределение к деятельности
1) Психологический настрой на урок.
- Закройте глаза и нарисуйте в воздухе ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке (рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку)
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку (шепчут отметку в дневник)
- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся!
2) Запись даты и классной работы.
- Если вы выбрали отметку 5, то прибавьте 12; если 4, то прибавьте 13; если 3, то прибавьте 14. Какое число получилось? (17). Это дата сегодняшнего урока. Открываем тетради и записываем.
- Сегодня 17 ноября, классная работа.
III. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Прочитайте слова на доске.
Ил..я, з..мля, л..са, р..ка.
- Какие правила в них спрятались?
(Орфограммы)
- Какие орфограммы?
(Ребята называют вид орфограммы и способ проверки. Разделительный мягкий знак, а в других словах – проверяемая безударная гласная в корне)
- Запишите слова в тетрадь.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
- Какое слово можно считать лишним и почему?
(Слово Илья - орфограмма разделительный мягкий знак, а в других словах – проверяемая безударная гласная. Илья – имя собственное, а остальные слова – нарицательные имена существительные.)
- Задайте к каждому слову вопрос и сделайте вывод, к какой части речи они принадлежат.
(Ребята задают вопросы к каждому слову и делают вывод, что это имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? что?)
- В каждом слове выделите окончание и определите род. Какой можно сделать вывод?
(Ребята выполняют задания и делают вывод о том, что это существительные 1– го склонения женского и мужского рода.)
- О каких именах существительных пойдёт речь сегодня на уроке?
(Обучающиеся формулируют тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о существительных 1-го склонения.)
- Тема нашего урока «Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения».
- Какие задачи стоят перед нами? Посмотрите на экран и продолжите фразы.
1) Вспомнить ... (какие имена существительные относятся к 1 склонению)
2) Учиться находить ... (существительные 1-го склонения в речи)
3) Учиться правильно писать ... (безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1) Работа в группах.
- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Наша задача вспомнить, какие имена существительные относятся к 1 склонению; составить алгоритм определения склонения у имён существительных; найти имена существительные 1 склонения в речи.
Задание для 1 группы
Задание:
- Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках. Выберите и обведите только те, которые относятся к 1 склонению.
Карточки с понятиями:
прилагательные |
существительные |
средний род |
местоимения |
глагол |
женский род |
мужской род |
окончание – я |
1 склонение |
окончание – о |
окончание – а |
окончание нулевое |
Вывод учеников 1 группы:
К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я. (Можно попросить повторить эту информацию ребят из других групп.)
Задание для 2 группы
Задание:
- Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках. Составьте из них алгоритм (1, 2, 3, 4, 5, 6), по которому можно определить 1 склонение имени существительного.
Карточки с понятиями:
прочитай слово |
1 склонение |
выдели окончание |
поставь слово в начальную форму |
если м.р. или ж.р. с окончаниями – а, – я |
определи род |
Вывод учеников 2 группы:
Надо прочитать слово, поставить в начальную форму (при необходимости), определить род, выделить окончание, если окончания – а, – я, то это 1 склонение. (Можно попросить представителя другой группы определить склонение существительного, используя этот алгоритм.)
Задание для 3 группы
Задание:
- Прочитайте слова. Среди данных слов найдите только имена существительные 1 склонения.
Карточка с текстом:
Картина, огурец, квартира, метель, Илья, картофель, юноша, чувство, яблоня, шоссе, дедушка, горизонт, заря, улица, восток, погода. |
Вывод учеников 3 группы:
Среди данных слов мы выбрали существительные 1 склонения: картина, квартира, Илья, юноша, яблоня, дедушка, заря, улица, погода. Все эти слова женского или мужского рода с окончаниями – а, – я. (Можно предложить детям других групп найти лишнее слово среди предложенных на слайде.)
2) Безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
- Ребята, напомните, пожалуйста, тему урока.
(Обучающиеся вспоминают тему урока.)
- А что такое склонение?
(Это изменение имён существительных по падежам.)
- А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача просклонять существительные 1-го склонения: лиса и звезда. Поставьте ударение, выделите окончание.
(Обучающиеся склоняет имена существительные, ставят ударение, выделяют окончание.)
- Обратите внимание на окончания этих слов. Какие они?
(Ударные)
3) Физкультминутка
- Сейчас мы проведём физкультминутку, а заодно потренируемся в распознавании 1-го склонения. Я буду показывать картинки, если они 1-го склонения то подпрыгните вверх, если не 1-го то вы присаживаетесь.
- Давайте сейчас откроем учебник на стр. 91 и прочитаем таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».
(Ребята открывают учебник и читают таблицу «Падежные окончания имён существительных 1 склонения».)
- Но окончания имён существительных не всегда бывают ударными. И тогда может возникнуть проблема.
- Для написания какой новой орфограммы мы можем использовать эту таблицу?
(Безударное падежное окончание имён существительных 1-го склонения.)
- Я предлагаю вам выполнить задание на формирование умения писать безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения. С. 92 упр. 159, просклоняем только два слова дедушка и дядя.
(Ребята выполняют упражнение в тетради и у доски, используя таблицу падежных окончаний.)
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Сейчас я предлагаю поработать самостоятельно, выполнив тест на листочке.
1) Продолжите предложение. Склонение – это…
А) изменение имён существительных по числам
Б) изменение имён существительных по падежам
В) изменение имён существительных по родам
2) Найдите имя существительное 1 склонения.
А) лось Б) дедушка
В) метель Г) внук
3) Найдите имя существительное, которое не относится к 1 склонению.
А) сирень Б) папа
В) ваза Г) Коля
4) Определите имя существительное по его признакам: ж.р., 1 скл., ед. ч., П.п.
А) о скатерти Б) к лошадке
В) на сцене Г) без билета
5) Определите падеж имён существительных в словосочетаниях: читаю книгу, смотрю на луну.
А) Родительный
Б) Именительный
В) Винительный
Г) Предложный.
(Обучающиеся отвечают на вопросы теста и затем сверяют результат с эталоном. Ребята вместе с учителем анализируют допущенные ошибки.)
VI. Рефлексия.
- Ребята, давайте вернёмся к началу урока и выясним, все ли поставленные задачи мы выполнили.
(Ребята делают вывод о том, что все поставленные задачи выполнены.)
- Кто считает, что ему удалось достичь цели, поднимите зеленый кружок.
- А кто думает, что ему нужно еще потренироваться, поднимите красный кружок.
- Оценивание урока учителем.
VII. Домашняя работа: с. 92 упр. 160
- Ребята, мне очень приятно было с вами работать. Вы большие молодцы!!! Спасибо вам за урок!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.