Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4А классе на тему: «Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения»
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4А классе на тему: «Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения»

Оценка 5
doc
28.11.2022
Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4А классе на тему: «Упражнение  в  распознавании  имён  существительных  1-го  склонения»
Урок.doc

Упражнение  в  распознавании  имён  существительных  1-го  склонения

Предмет: русский язык

Класс:

Дата урока: 17.11.2022

Тип урока: урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

Цель: распознавание имен существительных 1-го склонения и применение  способов  проверки   написания  безударных  падежных  окончаний.

Задачи:

·       закрепить знания обучающихся об именах  существительных  1-го  склонения;

·       углубить  знания  обучающихся о  способах  проверки   написания  безударных  падежных  окончаний;

·       развивать интерес к учению  применением ЭОР;

·       содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности.

УУД 

Регулятивные:

·       умение  формулировать  тему  и  цели урока;

·       умение  составлять  алгоритм  и  последовательность  действий;

·       умение контролировать свою  деятельность  способом  сравнения с  образцом;

·       умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

·       умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

·       поиск и выделение необходимой информации;

·       установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

·       умение слушать и слышать учителя, ученика;

·       вступать в диалог;

·       сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

·       адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.

Личностные:

·       воспитывать  культуру поведения на уроке;

·       создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

·       развивать способность к самооценке.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями.

                                                         Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Тихонечко присаживайтесь.

- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. 

- Прочитайте пословицу.

(«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»)

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое)

II. Самоопределение к   деятельности  

1) Психологический настрой на урок.

- Закройте глаза и нарисуйте в воздухе ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке (рисуют  в воздухе с закрытыми глазами отметку)

- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку (шепчут отметку в дневник)

- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся!

2)  Запись  даты  и  классной  работы.

- Если вы выбрали отметку 5, то прибавьте 12; если 4, то прибавьте 13; если 3, то прибавьте 14. Какое число получилось? (17). Это дата сегодняшнего урока. Открываем тетради и записываем.

- Сегодня 17 ноября, классная работа.

III. Актуализация знаний   и постановка учебной задачи

-  Прочитайте  слова  на  доске.

Ил..я,   з..мля,   л..са,    р..ка.

- Какие правила в них спрятались?

 (Орфограммы)

- Какие орфограммы?

(Ребята  называют  вид  орфограммы и способ проверки. Разделительный   мягкий  знак, а  в  других  словах – проверяемая  безударная  гласная в корне)

-  Запишите  слова  в  тетрадь.

-  На какие  две  группы можно  разделить  эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные.)

- Какое  слово  можно  считать  лишним  и  почему?

(Слово  Илья -  орфограмма  разделительный   мягкий  знак, а  в  других  словах – проверяемая  безударная гласная. Илья – имя собственное, а остальные слова – нарицательные   имена   существительные.)

- Задайте к  каждому слову вопрос и  сделайте вывод, к какой  части  речи  они  принадлежат.

(Ребята  задают  вопросы  к каждому  слову и делают  вывод, что  это имена  существительные, которые отвечают на вопрос кто? что?)   

- В  каждом  слове  выделите  окончание и  определите  род. Какой можно сделать вывод?

(Ребята  выполняют  задания и делают  вывод о  том, что это существительные  1– го  склонения женского и мужского рода.)

- О каких  именах  существительных  пойдёт  речь сегодня на уроке?

(Обучающиеся   формулируют  тему   урока. Сегодня  на  уроке  мы  будем  говорить о существительных 1-го склонения.)

- Тема нашего урока «Упражнение  в  распознавании  имён  существительных  1-го  склонения».

- Какие задачи стоят перед нами? Посмотрите на экран и продолжите фразы.

1)  Вспомнить   ... (какие имена существительные относятся к 1 склонению)

2)  Учиться  находить  ...  (существительные 1-го  склонения в речи)

3)  Учиться  правильно  писать   ... (безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1) Работа  в  группах.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Наша задача вспомнить, какие имена существительные относятся к 1 склонению; составить  алгоритм определения склонения у имён существительных; найти имена существительные 1 склонения  в  речи.

Задание  для  1  группы

Задание:

- Прочитайте  разные  понятия, которые даны  на  карточках. Выберите и обведите только те, которые относятся к 1 склонению.

Карточки  с  понятиями:

прилагательные

существительные

средний  род

местоимения

глагол

женский  род

мужской  род

окончание  – я

1 склонение

окончание  – о

окончание  – а

окончание  нулевое

 

Вывод  учеников  1  группы:

К  1 склонению   относятся  имена  существительные  женского и мужского рода с окончаниями – а, – я. (Можно  попросить  повторить  эту  информацию  ребят  из  других  групп.)

                                                         Задание  для 2  группы

Задание:

- Прочитайте  разные  понятия,  которые  даны  на  карточках. Составьте  из  них  алгоритм (1, 2, 3, 4, 5, 6), по которому  можно  определить 1 склонение  имени  существительного.

Карточки  с  понятиями:

прочитай  слово

1  склонение

выдели  окончание

поставь слово в начальную  форму

если  м.р. или ж.р. с окончаниями – а, –  я

определи   род

 

Вывод  учеников  2  группы: 

Надо  прочитать  слово,  поставить  в  начальную  форму (при необходимости), определить род,  выделить  окончание, если  окончания  – а, – я, то это 1 склонение. (Можно  попросить  представителя  другой группы определить склонение существительного, используя  этот алгоритм.)

                                                         Задание  для  3  группы

Задание:

- Прочитайте  слова. Среди данных  слов  найдите только имена существительные 1 склонения.

Карточка  с  текстом:

Картина,  огурец,  кварти­ра,  метель,  Илья,  картофель,  юноша,  чувство,    яблоня,  шоссе,  дедушка,  горизонт, заря,  улица,  восток,   погода.

 

Вывод  учеников  3  группы: 

Среди  данных слов  мы  выбрали  существительные 1  склонения: картина,  кварти­ра,  Илья,   юноша,   яблоня,   дедушка,  заря,  улица,  погода. Все эти слова женского  или  мужского  рода  с  окончаниями – а, – я. (Можно предложить детям  других  групп  найти  лишнее слово  среди  предложенных на слайде.)

2) Безударные   падежные   окончания   имён   существительных  1-го  склонения.

- Ребята, напомните, пожалуйста, тему урока.

(Обучающиеся   вспоминают  тему   урока.)

- А что такое склонение?

(Это изменение имён существительных по падежам.)

- А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача просклонять существительные 1-го склонения:  лиса и звезда. Поставьте ударение, выделите окончание.

(Обучающиеся   склоняет  имена существительные, ставят ударение, выделяют окончание.)

- Обратите  внимание  на окончания этих слов. Какие они? 

(Ударные)

3) Физкультминутка

- Сейчас мы проведём физкультминутку, а заодно потренируемся в распознавании 1-го склонения. Я буду показывать картинки, если они 1-го склонения то подпрыгните вверх, если не 1-го то вы присаживаетесь.

- Давайте сейчас откроем учебник на стр. 91 и прочитаем таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».

(Ребята открывают учебник и  читают таблицу «Падежные окончания имён существительных 1 склонения».)

- Но окончания имён существительных не всегда бывают ударными. И тогда может возникнуть  проблема.

- Для написания  какой  новой  орфограммы  мы  можем  использовать эту таблицу?

(Безударное падежное окончание имён существительных 1-го склонения.)

- Я предлагаю вам выполнить задание на формирование умения писать безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения. С. 92  упр. 159, просклоняем только два слова дедушка и дядя.

(Ребята выполняют упражнение в тетради и у доски, используя таблицу падежных  окончаний.)

V. Самостоятельная   работа с проверкой по эталону.

- Сейчас я предлагаю поработать самостоятельно, выполнив тест на листочке.

1) Продолжите предложение.  Склонение – это…

А) изменение  имён  существительных   по  числам

Б) изменение  имён  существительных по  падежам

В) изменение  имён  существительных по родам

2) Найдите  имя  существительное 1  склонения.

А)  лось                              Б)  дедушка

В)  метель                          Г)  внук

3) Найдите  имя  существительное,  которое    не  относится  к  1  склонению.

А) сирень                          Б) папа

В) ваза                               Г) Коля

4) Определите  имя  существительное  по  его  признакам:  ж.р.,  1 скл.,  ед. ч.,  П.п.

А) о  скатерти                   Б) к  лошадке

В) на  сцене                       Г) без  билета

5) Определите   падеж   имён существительных  в  словосочетаниях: читаю  книгу,  смотрю  на  луну.

А) Родительный

Б) Именительный

В) Винительный

Г) Предложный.

(Обучающиеся отвечают на вопросы теста и затем сверяют  результат с эталоном. Ребята  вместе с  учителем  анализируют допущенные ошибки.)

VI. Рефлексия.

- Ребята, давайте  вернёмся к началу урока и выясним,  все ли  поставленные задачи мы выполнили. 

(Ребята делают вывод о том, что все поставленные  задачи выполнены.)

- Кто считает, что ему удалось достичь цели, поднимите зеленый кружок. 

- А кто думает, что ему нужно еще потренироваться, поднимите красный кружок.

- Оценивание урока учителем.

VII. Домашняя работа: с. 92 упр. 160

- Ребята, мне очень приятно было с вами работать. Вы большие молодцы!!! Спасибо вам за урок!!!


Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения

Личностные: · воспитывать культуру поведения на уроке; · создать условия для формирования интереса к учебной деятельности; · развивать способность к самооценке

Личностные: · воспитывать культуру поведения на уроке; · создать условия для формирования интереса к учебной деятельности; · развивать способность к самооценке

Запись даты и классной работы

Запись даты и классной работы

Обучающиеся формулируют тему урока

Обучающиеся формулируют тему урока

Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках

Прочитайте разные понятия, которые даны на карточках

А что такое склонение? ( Это изменение имён существительных по падежам

А что такое склонение? ( Это изменение имён существительных по падежам

Продолжите предложение. Склонение – это…

Продолжите предложение. Склонение – это…

VI I . Домашняя работа : с. 92 упр

VI I . Домашняя работа : с. 92 упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022