Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»

Оценка 4.8
docx
24.02.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»
konspekt.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»

Ход урока:

 

I.                    Постановка проблемы

Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по улице.  Я тоже зажигаю фонарь и днем с огнем   повторяю  знаменитую фразу Диогена:  «Ищу человека!». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

     О чем же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав одну старинную  притчу. «Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее».

  Вопросы для обсуждения:

1.      Как вы считаете, о чём нам рассказывает данная притча?  

  1. Какой русской пословице притча созвучна? ( «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»).
  2. Сделайте предположение, с какой темой урока мы познакомимся сегодня?

Запишите тему урока в тетрадь.

 

План нашего урока вы видите на экране.

I. Что такое мораль?

•          Определение морали

•          Подходы к происхождению морали

•          Принципы  морали

•          Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III.  Нравственная культура личности.

•          Определение нравственной культуры личности

•          Три  этапа формирования нравственной культуры

 

Попробуйте,  исходя  из плана,  сформулировать  цель нашего урока.

 

(Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее идеалы, что представляет собой высоконравственный человек.)

 

 Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи в ней нуждающемуся  или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, отомстить  человеку за обиду, или простить . Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Именно они указывают как нам себя вести.

 С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня познакомимся более подробно.

 

Попробуйте дать определение данному термину.

Дают.

Давайте сравним  ваше определение с определением этого понятия  в учебнике на с. 121-122.

Запишем определение в тетрадь.

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных  и исторических условий. Я предлагаю вам проанализировать развитие морали и ее принципов в разные периоды истории человечества.

Следующий этап урока, делим класс на 5 групп (выводим на экран)

1.      группа - анализируют период древности

2.      группа – анализируют период античности

3.      группа - анализирует период средневековья

4.      группа - анализирует период нового времени

5.      группа - анализируют период новейшей истории

Работа в группах (5-7) мин

Задание: используя текст и знания по истории каждой группе необходимо:

(выводим на экран)

  • проанализировать подход к происхождению морали и выявить основные моральные принципы данного исторического периода;
  • найти понятие нравственного идеала для данного периода времени

каждой группе отводится 1-1.5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.

Учитель:  Какой вывод мы можем сделать на основе изучения этапов развития морали в обществе?  (Мораль – явление историческое, с развитием общества развивалась и изменялась и  мораль. В Новейшее  время  мораль постепенно уступает место праву).

II . Мораль и право

Учитель:

- Итак,  чем мораль отличается от права.

- Давайте вспомним, что такое право?

(выводим на экран)

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

А теперь давайте проанализируем,  что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?  (на доске: сходство и отличие).

Ответы учащихся

Выслушав точку зрения учеников,  учитель делает вывод: ((выводим на экран)

Общее:

1.      Мораль и право относится к социальным нормам;

2.      выступает мерой свободы в обществе;

3.      регулирует общественные отношения.

Отличия:

1. Право возникает позже морали

2. нормы морали добровольные,  а права обязательные

3. мораль поддерживает общественные отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (дружба, любовь и т.д.)

4. право регулирует отношения,  которые подконтрольны государству законного.

Давайте подведем итоги и закрепим их в таблицах, которые лежат на ваших столах.

 

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

 

Эти таблицы вложите в свои тетради.

Подводя итоги нашего разговора, я предлагаю вам игру «да» или  «нет».

Игра «да» или «нет»

(у учащихся на парте карточки красного (ДА) и синего (НЕТ) цвета, с помощью которых они отвечают на вопросы учителя)

1. Выбирая между добром  и злом человек делает моральный выбор.  (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слов  благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

10.  Нормы права содержатся в традициях и обычаях. (нет)

Важной составной частью  морали являются её ценности, принципы, категории  и нормы. За долгую историю человечества существовало много ценностей и идеалов, но есть ценности главные, особо значимые, существующие для всех людей. К числу таких ценностей относятся человечность,  гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода. Каждый человек свободен в выборе своего поведения, образа жизни, но и обязан нести ответственность за свой моральный выбор.

Просмотр мультфильма «Всё в твоих руках»

Какова основная идея мультфильма, и как она связана с темой нашего урока? 

В начале урока я зажгла свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Диоген  был не прав? Может быть, он искал не там? 

Вывод: Освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Мораль»

Дают. Давайте сравним ваше определение с определением этого понятия в учебнике на с

Дают. Давайте сравним ваше определение с определением этого понятия в учебнике на с

Общее: 1. Мораль и право относится к социальным нормам; 2

Общее: 1. Мораль и право относится к социальным нормам; 2

Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да)

Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023