Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса»
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса»

Оценка 4.7
docx
14.01.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса»
otkrytyy_urok_zhizn_lesa.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса»

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.

2. Повторение пройденного материала.

- Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний», вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.)

У вас на партах лежит карточка.

Задание:Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок): 1 слайд


Каждая группа называет по очереди ( например, 1 группа отвечает куда относится река, вторая – ручей и т.д.)

Проверка правильных ответов (слайд)

3. Сообщение темы и целей урока.

- Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке?

(включаем звуки леса) (Звуки прекращаются).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:В лесу … (2 слайд)

- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:Щебет птиц.

- О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь?

Учащиеся: о лесе.

- Верно о лесе.

- Давайте вспомним какие леса встречаются на территории России? (3 слайд)

- Мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

- Сейчас мы с вами отправляемся в экспедицию. В ходе нашей научной деятельности будут работать 3 группы: ботаников, зоологов и экологов.

4. Актуализация опорных знаний.

- Ученые называют лес природным сообществом и мы должны понять, почему?

- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? (слайд 4)

- Подумайте, что это означает?

По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. (слайд 5)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)

5. Работа над новой темой

 

- Чем является лес для живых организмов?  (Для живых организмов лес является домом.)

 

- А какой этот дом?  (Большой, многоэтажный.) 

 

- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?

По - научному лесные «этажи» называют ярусами.

 

- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. 

 

Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания. - (Слайд 6)

 

1)     Это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. (Кустарники.)

 

   2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

 

3)     Это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. (Деревья.)

 

- А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)

 

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.Расположите ярусы в данном порядке. (на доске карточки их нужно расположить в правильном порядке)

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

-Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы.

 

Работа в группах

- А сейчас поработаем в группах. ( у каждого на столах лежат растения, каждая группа должна определить к какому ярусу относятся эти растения и выйти повесить на доску)

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

- В среднем ярусе? (Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер,ландыш, папоротник, ромашка и т. д.) (3 команда)

Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.

Мыс вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Животный мир лесов

- Ребята, а кто живёт в лесу кроме растений? (Животные) (слайд 7)

- А какие группы животных живут в лесу?

Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

-У вас на партах лежит статья «Животные  нашей страны».

 

Животный мир России.

На севере, в лесных районах нашей страны, обитают: медведь, северный олень,  лось, рысь, косуля,  росомаха,  выдра, бобр, белка, колонок, горностай.  В лесостепной зоне водятся: волк, лисица-корсак,  горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен.

В лесах области обитают около 300 видов птиц.  Распространены: рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.

На территории нашей страны обитает около 80 видов млекопитающих.

Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты.  В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.

 

- Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:

- Какие животные встречаются в лесах нашего края? 

- А какие обитают в почве? 

Работа в группах: (Карточки с группами животных)

- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)

1.кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь

2.кора ели –> заяц –> волк

3.насекомые –> иволга –> беркут

- Могут ли животные без растений, а растения жить без животных?

(Нет. Они живут, как бы семьей, помогая друг другу.)

ДИСКУССИЯ

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает. Вред или пользу приносят короеды лесу? (8 слайд)

- Ваша задача это обсудить в группах и привести аргументы, почему вы так считаете. Каждая группа слушает друг друга, а потом дополняет согласны ли вы с высказываниями ваших одноклассников.

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.  

Лес и человек

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

6. Подведение итогов урока

Вы очень хорошо работали!

-Что вы из нее узнали о лесе?

-Можно ли назвать лес природным сообществом?

- Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. Слайд 9

7. Рефлексия

«Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — на уроке было интересно, я справился со всеми заданиями, желтый — что-то было непонятно, встретились трудности, красный — ничего не понял. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса» 1

Методическая разработка открытого урока по теме: «Жизнь леса» 1

Учащиеся: о лесе. - Верно о лесе

Учащиеся: о лесе. - Верно о лесе

Это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

Это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

На севере, в лесных районах нашей страны, обитают: медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай

На севере, в лесных районах нашей страны, обитают: медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай

Лес – прочное природное образование

Лес – прочное природное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2023