Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»
Оценка 4.8

Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»

Оценка 4.8
docx
14.01.2023
Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»
Статья на тему.docx

Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»

 

Аннотация: Этот материал будет полезен для учителей начальных классов при проведении родительских собраний, бесед с родителями, помогут разобраться в проблемах девиантного поведения детей в семье и в школе, как с этим бороться.

Ключевые слова: Девиантное поведение, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. 

Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Девиантное поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения детей/подростков.

Вопрос девиантного поведения в младшем школьном возрасте все еще является недостаточно хорошо изученным, несмотря на то, что эта проблема стоит остро уже многие годы и изучается как с точки зрения педагогики, так и со стороны психологии.

Девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьёзном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний. 

После 10 лет ребёнок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство … 

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.

Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребёнка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

Формы поведения детей.

Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.

Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.

Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабёж.

Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причём оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счёты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, помутнение рассудка, недовольство собой.

Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения:

1. Биологические.

2. Психологические.

3. Социально-педагогические.

4. Социально-экономические.

5. Морально-этические.

Причины девиантного поведения:

- Медико-биологические факторы. Эту группу можно условно разделить на приобретённые, врождённые и наследственные причины. Врождённые развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

- Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребёнка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

- Приобретённые причины связаны с самим образом жизни малыша. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжёлыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

- Психологические факторы. Психология отношений влияет на ребёнка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы. Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях: 

- неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель; 

- частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь; 

- асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни; 

- алкоголизм. 

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит. 

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребёнок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребёнок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Возможные симптомы:

1. Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний».

2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.

3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.

4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.

5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.

6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.

7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.

8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.

9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.

10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.

11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.

На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.

Рекомендации по борьбе с девиантным поведением детей начальной школы.

Главная причина возникновения капризов - неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.  

 


 

Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»

Статья на тему: «Девиантное поведение младших школьников»

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали

Из-за этого нарушается структура головного мозга

Из-за этого нарушается структура головного мозга

Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний»

Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний»

Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания,…

Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.