Статья на тему: «Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Оценка 5

Статья на тему: «Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Оценка 5
docx
14.01.2023
Статья на тему: «Основные направления  работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Статья на тему.docx

Статья на тему: «Основные направления

работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Аннотация: В статье изложен опыт автора по организации работы с одарёнными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности в начальных классах.

Ключевые слова: одарённые дети, развитие, деятельностный подход, начальная школа.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка НЕ на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться от них.

Как же выявить ребёнка, одарённого в какой-либо области знания, среди общей массы обучающихся? И как отличить действительно одарённость от хороших способностей в обучении. Часто в процессе обучения смешиваются понятия «одарённый» ребёнок и ребёнок, имеющий отличные результаты обучения по всем предметам. Отличников определяют в разряд «одарённых» и включают их в работу повышенной сложности. Но зачастую эти обучающиеся оказываются не готовы к такому уровню работы. Они хорошо владеют материалом в рамках содержания школьных занятий, но проявить творчество, креативность и свободу мышления они не могут. Поэтому важно чётко определять рамки возможного для каждого обучающегося. Это начальный, но очень важный этап работы.

Для выявления одарённости у обучающихся разработан ряд методик, содержащий комплекс диагностических тестов на выявление разных видов одарённости.

Основываясь на собственном опыте могу сказать, что  классному руководителю или учителю- предметнику достаточно трудно на практике в течение уроков провести комплексную диагностику одарённости у обучающихся класса, выполнить подробный анализ и расшифровать результаты. Поэтому основным методом выявления одарённых детей остаётся наблюдение в течение всего процесса обучения. Для этого в урочную и внеурочную деятельность по всем предметам включают соответствующие задания, которые помогают определять успешность каждого конкретного ребёнка в той или иной области знания и способность его к повышению своего уровня.

Работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Наибольшая нагрузка в работе с одарёнными детьми приходится на внеурочную (внеклассную) деятельность. В большей степени это индивидуальная работа или работа в малых группах. Хорошо, если в школе есть возможность выделения отдельных учебных часов, для подобных занятий. Но чаще всего эта работа является личной инициативой учителя. 

Одаренные дети обучаются в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Поэтому важно умело сочетать работу с одарёнными детьми с материалом базового уровня, рационально распределяя и сочетая материал, и давая тем самым любому обучающемуся пробовать свои силы на более высоком уровне.

Таким образом, работа с одарёнными детьми строится по следующим направлениям:

1. Индивидуализация и дифференциация обучения. Это направление реализуется делением учебного материала на инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания учебного материала. 

Вариативная часть включает дополнительный материал. Это как правило задания повышенной сложности, которые ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания вариативной части могут быть использованы как дополнительный образовательный материал для внеклассных занятий, самостоятельных занятий дома, а так же на уроках в рамках индивидуальной работы.

Система разноуровневых заданий. Даёт возможность самим учащимся выбирать уровень сложности изучаемого материала и выполняемых заданий.

Контрольные работы с дополнительными заданиями. Контрольная работа имеет обязательную часть для выполнения и часть дополнительную, которая представляет задания, сформулированные в нестандартной форме, задания повышенной сложности, творческие задания по изученной теме.

Вся система заданий направлена на формирование у младших школьников умения учиться. Она, с одной стороны, предоставляет ученику пространство самостоятельного выбора заданий, соответствующих уровню его подготовленности, а с другой стороны – дает учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.

2. Направление: максимальное разнообразие возможностей для развития личности. Направление реализуется в максимальном включении одарённых обучающихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности. Это:

- предметные олимпиады,

- внеурочные творческие и социальные мероприятия,

- проектная и исследовательская деятельность.                             

По опыту своей работы могу сказать, что одарённые дети имеют разнообразные интересы к участию в деятельности разных направлений, разного характера. Как правило, участвуя в различных мероприятиях, они успешны в них. Поэтому важно дать возможность им проявить себя с разных сторон.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Нельзя не сказать о проектной и исследовательской деятельности. И это должны быть не коллективные и групповые работы, а индивидуальные проекты. Конечно, этот вид работы возможно качественно реализовывать во внеурочной деятельности. С этого учебного года в нашей школе ведётся курс внеурочной деятельности «Обучение проектной деятельности» в рамках которого возможна и запланирована индивидуальная работа с одарёнными обучающимися. Дети ведут специальный дневник исследователя, который помогает им, получив консультацию педагога, работать самостоятельно дома над своей темой.

3. Наставничество. В рамках организации коллективных творческих дел, коллективной проектной деятельности открывается ещё одно направление работы с одарёнными детьми: организация наставничества.

Как правило, одарённые дети вольно или невольно в силу более высокого уровня сформированности умений и навыков, становятся лидерами в групповой работе. Это явление можно использовать в целях развития личностных, познавательных и коммуникативных УУД как у «лидеров» групп, так и у рядовых «ведомых» членов. Ребёнок-наставник получает  возможность углублять свои знания, так как объясняя учебный материал своему сверстнику, он подбирает наиболее понятные и выразительные формы средства выражения, и кроме того снова повторяет весь материал сам. Ребёнок-ученик легче и быстрее воспринимает информацию, донесённую до него сверстником. Кроме того это служит хорошим мотивационным толчком для обучающихся. (Пример подражания).

Особым направлением работы с одарёнными детьми является работа с родителями. Не секрет, что уровень успешности ученика в начальной школе в большой степени зависит от систематической и целенаправленной работы родителей. Они осуществляют контроль по выполнению ребёнком домашних заданий, мотивируют на успех в учении, поддерживают творческую активность своего ребёнка. Поэтому в рамках работы с одарёнными детьми важная роль должна быть отведена просветительской работе среди родителей обучающихся. Для родительского сообщества учитель проводит лекции, обзорные беседы по возможным направлениям дополнительной работы с детьми.

Важно, чтобы работа в школе и работа, которую проводят дома родители, шла в одном русле и направлении, поддерживая мотивацию и заинтересованность ребёнка, сосредотачивая его усилия на наиболее значимых аспектах. Если подобная работа будет проводиться систематически, успех не заставит себя ждать.

Таким образом, все перечисленные направления работы в полной мере находят отражение в основополагающих принципах федеральных  государственных стандартов.


 

Статья на тему: «Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Статья на тему: «Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Для этого в урочную и внеурочную деятельность по всем предметам включают соответствующие задания, которые помогают определять успешность каждого конкретного ребёнка в той или иной области…

Для этого в урочную и внеурочную деятельность по всем предметам включают соответствующие задания, которые помогают определять успешность каждого конкретного ребёнка в той или иной области…

Вся система заданий направлена на формирование у младших школьников умения учиться

Вся система заданий направлена на формирование у младших школьников умения учиться

Кроме того это служит хорошим мотивационным толчком для обучающихся

Кроме того это служит хорошим мотивационным толчком для обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2023