Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская музыкальная школа»
Методическая разработка открытого бинарного урока с учащимися 4 класса на тему «Практическое освоение теоретических знаний на основе межпредметных связей»
Разработчик: Брилькова Наталья Викторовна,
преподаватель теоретических дисциплин
Черняховск
2021
Открытый бинарный урок преподавателей Брильковой Н.В. и Черненковой Е.Н. с учащимися 4 класса МАУДО «Черняховская ДМШ» на тему «Практическое освоение теоретических знаний на основе межпредметных связей»
Цель урока:
Направить прочное усвоение теоретических знаний на усвоение музыкального материала, используя интеграцию предметов теоретического цикла.
Задачи урока:
Образовательная:
· подача теоретических сведений, закрепление их на примерах музыкальных произведений;
· продолжение работы по развитию ладового и метроритмического слуха, навыков точного интонирования и слуховых навыков.
Развивающая:
· развитие мышления обучающихся, понимания законов музыки и содержания произведения;
· развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;
· развитие инициативы и самостоятельности учащихся.
Воспитательная:
· формирование творческого подхода к теоретическим предметам (сольфеджио, хор);
· воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, содержание текста.
Форма урока: групповая.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, технология проблемного диалога, личностно-ориентированная технология.
Методы реализации поставленных задач: анализ, сравнение, обобщение, практический.
Оборудование: фортепиано, учебники по сольфеджио, хоровые партитуры, ноутбук, телевизор.
План урока:
1.Вступительное слово (сообщение темы, цели урока).
2.Повторение теоретического материала: тональности до 4-х ключевых знаков, интервалы, трезвучие с обращениями, пунктирный ритм.
3.Работа над песней «Судак-чудак» (анализ формы, тонального плана, ритмических особенностей).
4.Ритмическая импровизация.
5.Итог урока (беседа с учащимися, самоанализ).
Ход урока:
- В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно. Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами.
Особенно связаны между собой уроки хора и сольфеджио. Качество пения в хоре напрямую зависит от теоретических и практических знаний, полученных на занятиях сольфеджио. Многие важные для хора качества отрабатываются на уроках сольфеджио. Поэтому сегодня мы постараемся показать эту взаимосвязь на примере одного урока.
Сольфеджио
Работа с интервалами.
ü Теоретические сведения: понятие «интервал», консонансы-диссонансы, чистые, большие, малые; слуховой анализ.
ü Построение интервалов от звука «ре» цепочкой на доске, с использованием магнитов - ч.5, м.3, м.6, м.3, б.2, б.6, ч.4, интонирование;
ü Тональность ля мажор. Понятия: тоника, трезвучие, обращения, разрешение, гамма, тональность, параллельные тональности, ключевые знаки;
ü Скачки на сексту. Сольфеджирование №386 с дирижированием, закрепление обращений Т53.
ü Пунктирный ритм, № 339 с ритмическим аккомпанементом; транспонирование в пройденных тональностях.
Хор
ü С.И.Смирнов. Песня «Судак-чудак». Краткая информация о композиторе, прослушивание песни в аудиозаписи.
ü Анализ I части песни: характер, средства музыкальной выразительности, размер, тональный план, фразировка, интонация кварты на V ступени, терции в двухголосии, пунктирный ритм.
ü Сольфеджирование, обозначение пауз хлопками.
ü Работа над дикцией: проговаривание слов полушепотом.
ü Пение со словами.
ü Исполнение с аккомпанементом.
Сольфеджио
Ритмическая импровизация под фонограмму.
Полька из к/ф «Золушка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.