Методическая разработка открытого урока «Практическое освоение теоретических знаний на основе межпредметных связей»

  • docx
  • 15.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Бинарный урок.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская музыкальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка                                                                                                                 открытого бинарного урока с учащимися 4 класса                                                                                             на тему «Практическое освоение теоретических знаний                                                                             на основе межпредметных связей»

 

Разработчик: Брилькова Наталья Викторовна,

преподаватель теоретических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черняховск

2021

Открытый бинарный урок                                                                                                         преподавателей Брильковой Н.В. и Черненковой Е.Н.                                                                                     с учащимися 4 класса МАУДО «Черняховская ДМШ» на тему                                       «Практическое освоение теоретических знаний на основе межпредметных связей»

 

Цель урока:

Направить прочное усвоение теоретических знаний на усвоение музыкального материала, используя интеграцию предметов теоретического цикла.

Задачи урока:

Образовательная:                                                                                                                                     

·         подача теоретических сведений, закрепление их на примерах музыкальных произведений;

·         продолжение работы по развитию ладового и метроритмического слуха, навыков точного интонирования и слуховых навыков.

Развивающая:

·         развитие мышления обучающихся, понимания законов музыки и содержания произведения;

·         развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

·         развитие инициативы и самостоятельности учащихся. 

Воспитательная:                                                                                                                             

·         формирование творческого подхода к теоретическим предметам (сольфеджио, хор);

·         воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, содержание текста.

Форма урока: групповая.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, технология проблемного диалога, личностно-ориентированная технология.

Методы реализации поставленных задач: анализ, сравнение, обобщение, практический.

Оборудование: фортепиано, учебники по сольфеджио, хоровые партитуры, ноутбук, телевизор.

План урока:

1.Вступительное слово (сообщение темы, цели урока).

2.Повторение теоретического материала: тональности до 4-х ключевых знаков, интервалы, трезвучие с обращениями, пунктирный ритм.

3.Работа над песней «Судак-чудак» (анализ формы, тонального плана, ритмических особенностей).

4.Ритмическая импровизация.

5.Итог урока (беседа с учащимися, самоанализ).  

Ход урока:

      -  В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно. Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами.

Особенно связаны между собой уроки хора и сольфеджио. Качество пения в хоре напрямую зависит от теоретических и практических знаний, полученных на занятиях сольфеджио. Многие важные для хора качества отрабатываются на уроках сольфеджио. Поэтому сегодня мы постараемся показать эту взаимосвязь на примере одного урока.

Сольфеджио

Работа с интервалами.

ü  Теоретические сведения: понятие «интервал», консонансы-диссонансы, чистые, большие, малые; слуховой анализ.

ü  Построение интервалов от звука «ре» цепочкой на доске, с использованием магнитов - ч.5, м.3, м.6, м.3, б.2, б.6, ч.4, интонирование;

ü  Тональность ля мажор. Понятия: тоника, трезвучие, обращения, разрешение, гамма, тональность, параллельные тональности, ключевые знаки;

ü  Скачки на сексту. Сольфеджирование №386 с дирижированием, закрепление обращений Т53.

ü  Пунктирный ритм, № 339 с ритмическим аккомпанементом; транспонирование в пройденных тональностях.

Хор

ü  С.И.Смирнов. Песня «Судак-чудак». Краткая информация о композиторе, прослушивание песни в аудиозаписи.

ü  Анализ I части песни: характер, средства музыкальной выразительности, размер, тональный план, фразировка, интонация кварты на V ступени, терции в двухголосии, пунктирный ритм.

ü  Сольфеджирование, обозначение пауз хлопками.

ü  Работа над дикцией: проговаривание слов полушепотом.

ü  Пение со словами.

ü  Исполнение с аккомпанементом.

Сольфеджио

Ритмическая импровизация под фонограмму.

Полька из к/ф «Золушка».