Методическая разработка открытого урока русского языка в 9 классе на тему: «Простое предложение»
Цели:
1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с
обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;
2. закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;
3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения
4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент. Рефлексия.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.
- На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.
(М.Горький. Детство.)
- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)
- Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
1. Повторение теории с попутным закреплением материала:
- В каких
случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение
считается осложненным в тех случаях, если в его составе
имеются:
1) однородные члены предложения;
2) обособленные члены предложения;
3) вводные и вставные конструкции;
4) обращения
1) однородные члены предложения:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие слова называются обобщающими?
- Каковы правила пунктуации при однородных членах?
Задание:
-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.
1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.
(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)
2) вводные слова и вставные конструкции:
- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)
- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)
Задание на отличие вводных слов от членов предложения:
- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)
1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)
Вводные слова |
Члены предложения |
|
|
(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)
(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)
3) обособленные определения и обстоятельства:
-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)
- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?
- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?
- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?
- Какие члены предложения называются уточняющими?
- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?
1. Проверка домашнего задания:
- Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют)
2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.
А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.
1) 1;
2) 1,2;
3) 1,3;
4) 1, 2, 3
Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?
Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.
1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;
2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;
3) 1,3 - выделяется причастный оборот;
4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот
(ответы А-3; Б – 3)
3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.
- Послушайте текст и определите его тему.
- Назовите основную мысль текста.
- Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.
- Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?
(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций)
III. Информация о домашнем задании
1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады
2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»
3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».
IV. Подведение итогов урока
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?
V. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.