МКУ отдел образования муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Методическая разработка
открытого занятия
«Дымковская игрушка»
Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детского творчества
МР Давлекановский район РБ
г. Давлеканово - 2016г.
Содержание:
1. Пояснительная записка 3 стр.
2. Теоретическая часть 6 стр.
3. Ход занятия 10 стр.
4. Практическая часть 16 стр.
5. Используемая литература 20 стр.
Пояснительная записка
Занятие на тему «Дымковская игрушка» в технике Лепка разработано для обучающихся объединения «Палитра» МБОУ ДО Дома детского творчества. Оно имеет художественно-эстетическую направленность и может использоваться на занятиях в Домах детского творчества и уроках технологии в общеобразовательных школах.
Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни.
Задачи:
1. Обучающие:
-способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни;
-обогащать и расширять художественный опыт детей о народной игрушке.
2.Коррекционно-развивающие:
-способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы);
-способствовать развитию умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.
3. Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, последовательность;
- воспитывать уважение к людям труда;
-прививать интерес обучающихся к труду.
4. Развивающие:
-развивать творческие способности, кругозор, мелкую моторику рук, глазомер.
Место проведения занятия: Дом детского творчества , группа 8-10 чел.
Продолжительность занятия: 2 часа
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: гуашь, кисточки, пластилин, стеки, подкладочная доска, баночка (основа для юбки), салфетки, образцы дымковской игрушки, водоэмульсионная краска, элементы дымковской росписи: круги, кольца, точки, полоски и т.д.
Тип занятия: Урок изучения нового материала.
Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, гуашь, кисти, подставка, салфетки (бумажные, влажные), баночка (основа для юбки), водоэмульсионная краска, нарукавники.
Содержание занятия: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; изготовление Дымковской игрушки из пластилина и роспись готовой игрушки; загадки о народных промыслах.
Занятие лепкой очень полезно для развития. Прежде всего, оно развивает мелкую моторику рук, фантазию и творческие способности ребенка, формирует у него навыки ручного труда, прививает любовь к прекрасному. Все эти навыки и умения пригодятся ребёнку и в дальнейшей жизни. Воспроизводя тот или иной образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, что способствует развитию речи.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Для занятия подготовлены плакаты с изображением дымковской игрушки.
Данное занятие разработано и реализуется в рамках программы «Палитра».
Форма обучения – групповая, одновозрастная.
1. Этап организационный.
2. Вводная беседа о дымковской игрушке.
3. Основная часть.
4. Физминутка
5. Выполнение работы обучающимися.
6. Подведение итогов занятия.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;
-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой;
-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,
- научатся приемам кистевого письма: тычком, мазком, линией.
Метапредметные:
а) познавательные:
- ученик получит возможность учиться добывать информацию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;
б) коммуникативные:
- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;
-учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной;
-аргументировать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
в) регулятивные:
- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих Одноклассников.
Теоретическая часть :
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.
Легенда Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Возникновение промысла. Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту
Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. Дымковский промысел в советский период в начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу. Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки. А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.
Образы и сюжеты. При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп.
Особенности формы. Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.
Этапы изготовления дымковской игрушки. Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее. Лепка дымковских игрушек Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка. Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.
Сушка и обжиг. Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным. Побелка После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью. Роспись После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.
Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета. Орнамент. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно
Ход занятия
Организационный момент
Вход обучающихся в класс.
Рассаживание по местам
Сверка по списку.
Приветствие.
Ознакомление с темой.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?
Дети: СОРОКА!
Педагог:
Сорока
белобока, по лесу летала,
По деревьям скакала,
Дом детского творчества искала.
Принесла в клюве письмо.
Педагог: показывает детям письмо.
Педагог: Ребята давайте его откроем и прочитаем. Читаем письмо:
«Здравствуйте,
ребятки, —
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково». ( приложение № 1)
Педагог: Ребята, кто нас приглашает в гости? Дети: Дымковская игрушка. Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковской игрушке? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: Так давайте полетим. Закрываем глазки и представляем, что мы на ковре самолёте летим в гости в Дымково. - Все готовы? Ковёр взлетает: Раз- два- три- четыре- пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! |
Педагог: Ребята вот мы с вами и прилетели. Открывайте глазки.
Педагог: Смотрите-ка, река! Это река, называется Вятка, а на берегу стоит город и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когда то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».
Педагог: Ребята куда мы прилетели? К кому в гости?
Дети: В слободу Дымково, в гости к дымковским игрушкам.
Педагог: А где же они? Почему нас не встречают?
Педагог:
А
ну - ка, посмотрим, кто здесь живет?
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
Педагог: Ребята да это дымковские игрушки.
Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные.
Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким: становится ваше настроение?
Дети: радостным.
Педагог: Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику, который назывался «Свистопляска». На нем весь народ плясал и веселился.
Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно.
Педагог: А сейчас ребята я расскажу вам стихотворения про дымковские игрушки.
Ели спят у большака.
В
инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Индюк:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Водоноска:
Эта игрушка называется Водоноска.
За студеною водицей Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Барыня
А вот девица в венце,
Румянец на лице,
Собою хороша,
Стоит не дыша.
Барашек
Барашек
– свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий , желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Всадник на коне
В
красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Птица
Поглядите,
что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки,
клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Педагог: Вам понравились Дымковские игрушки?
Дети: Да.
А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?
Дети: хотим.
Педагог: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопрос.
- Из чего делают дымковские игрушки?(Из глины)
- Какими фигурами и цветами отличается дымковская игрушка?
-Каков процесс работы над игрушкой?
- Какие нужны инструменты для работы? (Стеки)
Дети отвечают.
Практическая работа:
Педагог: Молодцы! А теперь давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки.
Дети надевают нарукавники.
Педагог:
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Для начала вспомним технику безопасности при работе:
· Во время работы быть внимательным и аккуратным.
· Осторожно обращаться с колющими инструментами.
· Выполнять задания спокойно, без резких движений.
· Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.
· Не вытирать глаза грязными руками.
После работы тщательно протереть руки сухой салфеткой и только потом вымыть руки с мылом.
Давайте повторим план работы:
1.Слепить колокол для юбки.
2.Прилепить к юбке фигурную колбаску-туловище.
3.Скатать шарик для головы и прилепить его на место.
4.Слепить руки и прилепить их на места.
5.Слепить оборочки на юбке и волосы. Прилепить оборочку и волосы, соединить руки с туловищем.
6.Слепить муфту, воротник и шляпу.
Педагог:
Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! Вам в помощь выдам схему. (приложение № 2)
Давайте перед началом работы немного разомнемся!
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.
Сегодня мы с вами будем создавать дымковскую барыню. Только глину мы заменим пластилином, а т.к. пластилин мягче глины, то юбка барыни будет с пластиковой основой.
Для начала займемся юбкой барышни, на пластиковую основу намазываем слой пластилина. Когда юбка будет готова принимаемся за работу над телом барыни : делаем цилиндр, это будет основа, отдельно шею , голову , лепим руки и прилепляем детали к телу. Остается украсить барыню муфтой, шляпкой и баской на платье. Барыня готова!!!
Покрываем барыню белой гуашью или водоэмульсионной краской в 2 слоя, ждем полного высыхания! Осталось расписать барыню яркими узорами и наша дымковская игрушка готова!!!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Педагог:
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться.
Педагог:- А почему слобода называется Дымковской?
Дети: потому, что когда мастера обжигали игрушки из трубы шёл дымок.
Педагог:- Как называются игрушки, с которыми мы познакомились?
Дети: Дымковские.
Педагог: Молодцы!
-Что интересного вы сегодня узнали?
Было интересно… было трудно… теперь я могу…
Я научилась ( научился)…. Меня удивило… мне захотелось…
Педагог: ребята вы сделали свои работы настоящими дымковскими. И по этому, вы награждаетесь сертификатом начинающих мастеров дымковской игрушки.
Педагог: А сейчас пришла пора возвращаться. Закрываем глазки представляем что мы перенеслись опять в кабинет.
Педагог: повторяйте за мной прощальные слова
Мы
о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.
Рефлексия.
Педагог: А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным. ( приложение № 3)
Спасибо Вам, ребята, за интересное занятие!!!
Используемая литература
1. Поурочные планы – 2010г. , В. Кузин, Э. Кубышкина
2. «Учитель» - 2009г. Волгоград , В.В.Гаврилова, Л.А. Артьемьева
3. « Народные художественные промыслы» 2011- Москва, П.И.Уткин, Н.Л. Королева
4. «Дымковская игрушка» 2009- С.-П. Богуславская Н.Я.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.