Методическая разработка открытого заседания клуба любознательных на тему «Физика вокруг нас».
Эта разработка может быть использована для работы в любом классе. В зависимости от уровня подготовки класса изменяется постановка вопросов и схема проведения экспериментов. Ученики старших классов могут участвовать в ходе работы.
Тема: «Физика вокруг нас»
Цель: 1. Познакомить с наукой о природе-физике.
2. Формировать: навыки в постановке эксперимента; умение наблюдать и делать выводы.
3. Развивать логику мышления, умения сравнивать, анализировать,
обобщать.
4. Воспитывать познавательный интерес к физике.
5. Воспитывать аккуратность, эстетические качества.
Методы: проблемно-поисковый
План-конспект.
1. Вступительное слово учителя.
Природа… Все существующее входит в это всеобщее понятие. В этом числе человек, познающий окружающий мир. В древности человек не отделял себя от окружающих мира. Тогда каждый ученый изучал все и учил всему. Постепенно произошло разделение интересов, а значит разделение наук. Появилась наука о природе на др. греческом «фюзис» - физика. Так как физика изучает природу, объясняет явление природы, значит, мы не зря здесь собрались на заседании клуба любознательных. Тема нашего заседания «Физика вокруг нас».
Первая часть:« Механические явления»
Вопрос обучающимся: Назовите примеры механических явлений.
Проведем эксперимент: «Волшебный стул»
1. Сесть ровно (ноги под сиденье не ставить, туловище вперед не наклонять)
2. Встаньте со стула, не меняя положение частей своего тела.
Объяснение: В каждом теле есть центр тяжести. Человек стоит, идет, бежит, если его центр тяжести проецируется на ступни ног. Чтобы встать этого нужно добиться. Т.к. в эксперименте центр тяжести попадает мим подошв, то встать не удается.
Вторая часть:« Тепловые явления»
Вопрос обучающимся: Все вы знаете, что все вещества состоят из молекул. Кто ответит, что такое диффузия?
Проведем эксперимент: «Диффузия в жидкости».
У каждого на столе необходимое оборудование.
Вопрос. Как ускорить процесс? (нагреть, помешать)
«Где встречается этот процесс в быту?»
Учитель: Посмотрите эксперимент и опишите, где вы встречались с таким явлением.
Проводят эксперимент: «Расширение твердого тела при нагревании»
Ответ: на ж/д дороге рельсы имеют зазоры. В жару это позволяет избежать деформации дороги.
Проводят демонстрацию модели двигателя внутреннего сгорания.
Вопрос обучающимся: «Какие явления объединяет двигатель внутреннего сгорания?» (Механические и тепловые)
Третья часть: Электрические явления и магнитные явления»
На столах перед вами лежат предметы, имеющие отношение к электрическим явлениям. Назовите их (лампочка, батарейка, провода, ключ). Это элементы электрической цепи.
Проведем эксперимент: Соберите электрическую цепь, чтобы загорелась лампочка, (на демонстрационном столе звонит звонок)
Вопрос обучающимся: Кто знает, какой прибор помогает определить правильное направление в лесу, на море, в пустыне и т.д.? (компас)
Проведем эксперимент: Соберем простейший компас. Возьмем магнитную стрелку и поднесем к ней магнит. Пронаблюдайте, что происходит?(Стрелка вращается)
Проведем эксперимент: Положите металлическую мелочь на бумагу. Поднимите и, не касаясь бумаги магнитом, двигайте магнит под листом.
Вопрос обучающимся: Где используется магнит?
1. Назовите, из каких частей состоит генератор (магнит, лампа, провода, ось, колесо с ручкой, которые вращают рамку).
2. Какие явления вы наблюдаете? (механические, электрические, магнитные)
3.Лампа горит, значит еще одно явление — световое.
Четвертая часть: « Световые явления»
Вопрос обучающимся «Кто наблюдал радугу после дождя? Из каких цветов она состоит? Кто знает, что такое очки, луна, бинокль?
Проведем эксперимент: «Наблюдение сплошного спектра с помощью спектроскопа». (Знакомство с устройством спектроскопа).
Проведем эксперимент «Наблюдение спектра с помощью дифракционной решетки»
Вопрос обучающимся: Назовите световые явления, которые вы знаете?
Подведение итогов.
На заседании клуба любознательных мы убедились, что физика вокруг нас. Она изучает явления природы. Изучая природу можно способствовать развитию науки и техники. Надеемся, наша встреча вам понравилась, и вы в дальнейшем будете принимать активное участие в работе нашего клуба.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.