Методическая разработка открытого заседания клуба любознательных на тему «Физика вокруг нас».

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • Работа в классе
  • docx
  • 26.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие для любой категории обучающихся. направлено на повышение интереса к предмету.
Иконка файла материала открытое мероприятие.docx

Методическая разработка открытого заседания клуба любознательных на тему «Физика вокруг нас».

 

Эта разработка может быть использована для работы в любом классе. В зависимости от уровня подготовки класса изменяется постановка вопросов и схема проведения экспериментов. Ученики старших классов могут участвовать в ходе работы.

Тема: «Физика вокруг нас»

Цель: 1. Познакомить с наукой о природе-физике.

2. Формировать: навыки в постановке эксперимента; умение наблюдать и делать выводы.

3. Развивать логику мышления, умения сравнивать, анализировать,

обобщать.

4. Воспитывать познавательный интерес к физике.

5. Воспитывать аккуратность, эстетические качества.

Методы: проблемно-поисковый

План-конспект.

1. Вступительное слово учителя.

Природа… Все существующее входит в это всеобщее понятие. В этом числе человек, познающий окружающий мир. В древности человек не отделял себя от окружающих мира. Тогда каждый ученый изучал все и учил всему. Постепенно произошло разделение интересов, а значит разделение наук. Появилась наука о природе на др. греческом «фюзис» - физика. Так как физика изучает природу, объясняет явление природы, значит, мы не зря здесь собрались на заседании клуба любознательных.  Тема нашего заседания «Физика вокруг нас».

 

Первая часть:« Механические явления»

Вопрос обучающимся: Назовите примеры механических явлений.

Проведем эксперимент: «Волшебный стул»

1. Сесть ровно (ноги под сиденье не ставить, туловище вперед не наклонять)

2. Встаньте со стула, не меняя положение частей своего тела.

Объяснение: В каждом теле есть центр тяжести. Человек стоит, идет, бежит, если его центр тяжести проецируется на ступни ног. Чтобы встать этого нужно добиться. Т.к. в эксперименте центр тяжести попадает мим подошв, то встать не удается.

 Вторая часть:« Тепловые явления»

 

Вопрос обучающимся: Все вы  знаете, что все вещества состоят из молекул. Кто ответит, что такое диффузия?

Проведем эксперимент: «Диффузия в жидкости».

У каждого на столе необходимое оборудование.

Вопрос. Как ускорить процесс? (нагреть, помешать)

«Где встречается этот  процесс в быту?»

Учитель: Посмотрите эксперимент и опишите, где вы встречались с таким явлением.

Проводят эксперимент:  «Расширение твердого тела при нагревании»

 

Ответ: на ж/д дороге рельсы имеют зазоры. В жару это позволяет избежать деформации дороги.

Проводят демонстрацию модели двигателя внутреннего сгорания.

Вопрос обучающимся: «Какие явления  объединяет двигатель внутреннего сгорания?» (Механические и тепловые)

 

Третья часть:  Электрические явления и магнитные явления»

 

На столах перед вами лежат предметы, имеющие отношение к электрическим явлениям. Назовите их (лампочка, батарейка, провода, ключ). Это элементы электрической цепи.

Проведем эксперимент: Соберите электрическую цепь, чтобы загорелась лампочка, (на демонстрационном столе звонит звонок)

Вопрос обучающимся: Кто знает, какой прибор помогает определить правильное направление в лесу, на море, в пустыне и т.д.? (компас)

Проведем эксперимент: Соберем простейший компас. Возьмем магнитную стрелку и поднесем к ней магнит. Пронаблюдайте, что происходит?(Стрелка вращается)

Проведем эксперимент: Положите металлическую мелочь на бумагу. Поднимите и, не касаясь бумаги магнитом, двигайте магнит под листом.

Вопрос обучающимся: Где используется магнит?

1. Назовите, из каких частей состоит генератор (магнит, лампа, провода, ось, колесо с ручкой, которые вращают рамку).

2. Какие явления вы наблюдаете? (механические, электрические, магнитные)

3.Лампа горит, значит еще одно явление — световое.

Четвертая часть: « Световые явления»

Вопрос обучающимся «Кто наблюдал радугу после дождя? Из каких цветов она состоит? Кто знает, что такое очки, луна, бинокль?

Проведем эксперимент: «Наблюдение сплошного спектра с помощью спектроскопа». (Знакомство с устройством спектроскопа).

Проведем эксперимент «Наблюдение спектра с помощью дифракционной решетки»

Вопрос обучающимся: Назовите световые явления, которые вы знаете?

Подведение  итогов.

На заседании клуба любознательных мы убедились, что физика вокруг нас. Она изучает явления природы. Изучая природу можно способствовать развитию науки и техники. Надеемся, наша встреча вам понравилась, и вы в дальнейшем будете принимать активное участие в работе нашего клуба.