Методическая разработка (открытый урок) на тему: "Человек, общество, природа"

  • docx
  • 30.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка открытого урока на тему.Человек, общество, природа..docx

   Учитель обществознании Турлуев Х.С.

Тема. Человек, общество, природа.

Цель урока:

- добиться усвоения учащимися основных понятий урока;

- объяснить, что такое общество и каково его строение, каковы основные сферы и соответствующие им институты общества.

 

Х о д урока.

 I . Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Учитель выясняет, выбрали ли учащиеся темы рефератов, докладов, и просит передать эти темы учителю. Можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру на тему эпиграфа к данному уроку.

 2. Вступительная беседа .

Вопросы :

Как вы считаете, что такое общество? Приведите примеры.

Что, на ваш взгляд, следует понимать под словом «общество» в узком и широком смысле слова? Можно ли, например, общество рыболовов или охотников считать обществом в одном из этих значений? Обычно учащиеся правильно отвечают на поставленные учителем вопросы.

 Беседа проходит в форме дискуссии живо и интересно.

I I . Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Что такое общество.

2. Общество как система.

3. Основные сферы общественной жизни.

4. Основная тенденция в развитии мировой цивилизации.

1. Что такое общество. Объяснение учителя . Учитель начинает объяснение с определения понятий, которые приводятся в учебнике (с. 9-10). Ученики записывают определения в тетрадь. 8 Далее учитель проводи т исторически й экскурс , в ходе которого на примере истории нашей страны рассматриваются различные типы общества (см. учебник, с. 10). Затем учитель может дать элементарное определение понятию «гражданское общество».

2. Общество как система.

Учитель . Общество можно сравнить с живым организмом, саморазвивающейся системой, способной, изменяясь и развиваясь, сохранять свою сущность. Таким образом, общество - это система, которая представляет собой комплекс взаимодействующих элементов. Общество как система состоит из подсистем, которые принято называть сферами общественной жизни.

3. Основные сферы общественной жизни. Объясняя ученикам структур у обществ а (можно использовать схему-плакат, см. учебник, с. 12), у ч и т е л ь говорит о разделении его на четыре основные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную (духовную). Далее необходимо дать краткую характеристику этим сферам (подсистемам), используя материал учебника (с. 12-14). Можно это сделать методом комментированного чтения определений учебника с приведением конкретных и понятных ученикам жизненных примеров, максимально активизируя при этом мыслительную деятельность учащихся. Целесообразно подчеркнуть, что все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. 4. Основная тенденция в развитии мировой цивилизации. Используя материал учебника (с. 15-16), учитель рассказывает ученикам о мировом сообществе, Организации Объединенных Наций и дает определение понятию «глобализация» как главному фактору, основной тенденции в развитии мирового сообщества. Уместно здесь рассказать и о противниках глобализации, массовых акциях протеста (в том числе в благополучной Европе), так как глобализация носит противоречивый характер.

III . Закрепление изученного. Вопросы для обсуждения :

 Как вы понимаете, что такое «общество» в узком и широком смысле слова? Каковы основные признаки общества?

 Что дает основание характеризовать общество как систему?

 Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни. Проблемный вопрос :

 В какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира? Какую роль они играют в процессе глобализации? Работ а на д основным и понятиями .

 1.) Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Страна - это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, включающая определенный режим власти, органы и структуру правления. Социальный институт - это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. г Экономическая сфера - это базис, фундамент существования, жизнедеятельности общества. Включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Политическая сфера - это управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование. Социальная сфера - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за социально-демократические процессы, за благосостояние общества; охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. 10 Духовная сфера отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Включает в себя университеты и академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д. Глобализация - это исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему. Домашнее задание: § 1, ответить на вопросы, выполнить практикум (с. 17). Учащиеся, как правило, справляются с ответами на эти вопросы и задания учебника, однако некоторые задания, особенно те, которые отмечены звездочкой (повышенной трудности), требуют дополнительных разъяснений учителя.