Методическая разработка (открытый урок) на тему: "Человек, общество, природа"
Оценка 4.8

Методическая разработка (открытый урок) на тему: "Человек, общество, природа"

Оценка 4.8
docx
30.06.2024
Методическая разработка (открытый урок) на тему: "Человек, общество, природа"
Методическая разработка открытого урока на тему.Человек, общество, природа..docx

   Учитель обществознании Турлуев Х.С.

Тема. Человек, общество, природа.

Цель урока:

- добиться усвоения учащимися основных понятий урока;

- объяснить, что такое общество и каково его строение, каковы основные сферы и соответствующие им институты общества.

 

Х о д урока.

 I . Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Учитель выясняет, выбрали ли учащиеся темы рефератов, докладов, и просит передать эти темы учителю. Можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру на тему эпиграфа к данному уроку.

 2. Вступительная беседа .

Вопросы :

Как вы считаете, что такое общество? Приведите примеры.

Что, на ваш взгляд, следует понимать под словом «общество» в узком и широком смысле слова? Можно ли, например, общество рыболовов или охотников считать обществом в одном из этих значений? Обычно учащиеся правильно отвечают на поставленные учителем вопросы.

 Беседа проходит в форме дискуссии живо и интересно.

I I . Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Что такое общество.

2. Общество как система.

3. Основные сферы общественной жизни.

4. Основная тенденция в развитии мировой цивилизации.

1. Что такое общество. Объяснение учителя . Учитель начинает объяснение с определения понятий, которые приводятся в учебнике (с. 9-10). Ученики записывают определения в тетрадь. 8 Далее учитель проводи т исторически й экскурс , в ходе которого на примере истории нашей страны рассматриваются различные типы общества (см. учебник, с. 10). Затем учитель может дать элементарное определение понятию «гражданское общество».

2. Общество как система.

Учитель . Общество можно сравнить с живым организмом, саморазвивающейся системой, способной, изменяясь и развиваясь, сохранять свою сущность. Таким образом, общество - это система, которая представляет собой комплекс взаимодействующих элементов. Общество как система состоит из подсистем, которые принято называть сферами общественной жизни.

3. Основные сферы общественной жизни. Объясняя ученикам структур у обществ а (можно использовать схему-плакат, см. учебник, с. 12), у ч и т е л ь говорит о разделении его на четыре основные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную (духовную). Далее необходимо дать краткую характеристику этим сферам (подсистемам), используя материал учебника (с. 12-14). Можно это сделать методом комментированного чтения определений учебника с приведением конкретных и понятных ученикам жизненных примеров, максимально активизируя при этом мыслительную деятельность учащихся. Целесообразно подчеркнуть, что все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. 4. Основная тенденция в развитии мировой цивилизации. Используя материал учебника (с. 15-16), учитель рассказывает ученикам о мировом сообществе, Организации Объединенных Наций и дает определение понятию «глобализация» как главному фактору, основной тенденции в развитии мирового сообщества. Уместно здесь рассказать и о противниках глобализации, массовых акциях протеста (в том числе в благополучной Европе), так как глобализация носит противоречивый характер.

III . Закрепление изученного. Вопросы для обсуждения :

 Как вы понимаете, что такое «общество» в узком и широком смысле слова? Каковы основные признаки общества?

 Что дает основание характеризовать общество как систему?

 Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни. Проблемный вопрос :

 В какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира? Какую роль они играют в процессе глобализации? Работ а на д основным и понятиями .

 1.) Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Страна - это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, включающая определенный режим власти, органы и структуру правления. Социальный институт - это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. г Экономическая сфера - это базис, фундамент существования, жизнедеятельности общества. Включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Политическая сфера - это управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование. Социальная сфера - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за социально-демократические процессы, за благосостояние общества; охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. 10 Духовная сфера отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Включает в себя университеты и академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д. Глобализация - это исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему. Домашнее задание: § 1, ответить на вопросы, выполнить практикум (с. 17). Учащиеся, как правило, справляются с ответами на эти вопросы и задания учебника, однако некоторые задания, особенно те, которые отмечены звездочкой (повышенной трудности), требуют дополнительных разъяснений учителя.


 

Учитель обществознании Турлуев

Учитель обществознании Турлуев

Общество как система. Учитель

Общество как система. Учитель

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и…

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024