Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»
Оценка 4.6

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
преподавание
15.03.2022
Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»
Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС» направлена на разъяснение места, роли и значения проектной деятельности при формировании универсальных учебных действий обучающегося как отражения межпредметных связей осваиваемой образовательной программы.
Методичка Гурьяноа 555.docx

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по теме

«Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»

 

 

 

 

Автор: Гурьянов Андрей Николаевич,

Педагог дополнительного образования

По предмету «Безопасное колесо»

 

 

 

 

 

Москва

2017

 

 

Аннотация.

 

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС» направлена на разъяснение места, роли и значения проектной деятельности при формировании универсальных учебных действий обучающегося как отражения межпредметных связей осваиваемой образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.

Введение

4

2.

Проблемная ситуация как составляющая проектной деятельности

4

3.

Роль проектной деятельности в реализации образовательных программ

5

4.

Построение проектной деятельности обучающихся во время урочной работы

6

5.

Заключение

8

6.

Список используемых источников

9

7.

Приложения

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           Введение.

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности образовательных организаций в сфере  дополнительного образования детей.

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач, а именно: научить подростка самостоятельно работать, общаться со сверстниками  и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Данная методическая разработка посвящается одному из способов комбинирования педагогических технологий в процессе реализации программ дополнительного образования.

 

 

2.           Проблемная ситуация как составляющая проектной деятельности.

 

В рамках реализации ФГОС при проведении с обучающимися занятий по программе дополнительного образования «Безопасное колесо» актуально применение такой педагогической технологии как «проблемное обучение». Применяя эту педагогическую технологию, наиболее востребованным оказался метод проблемных ситуаций.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для обучающихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-  педагог подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

       Наиболее полно, на мой взгляд, создание и последующее разрешение проблемной ситуации возможно во время выполнения обучающимися проектной работы. Таким образом, при педагогическом воздействии мы получаем слияние двух технологий.

 

3.           Роль проектной деятельности в реализации образовательных программ.

 

       Организация проектной деятельности  способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

       Проектная деятельность  способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. 

       Проектно-творческая деятельность направлена на достижение определенного результата, то есть основным критерием проекта  является достижение заранее спланированного результата.

       Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса.

       Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

                                                                                                            

4.           Построение проектной деятельности обучающихся во время урочной работы.

 

       В процессе освоения программы «Безопасное колесо», кроме выполнения итоговой проектной работы за курс, используется специальный вид проектной деятельности – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий суворовцев, направленных на получение еще никогда не существовавшего в их практике результата («продукта»), и в ходе решения которой,  происходит качественное самоизменение группы обучающихся.

       Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются отправными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Отличие проектной задачи от собственно проекта заключается в том, что для решения этой задачи суворовцам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения (учебники, учебные пособия, плакаты, доступ в сеть и т.д.).

       Педагогические эффекты от проектных задач:

- задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) суворовцев между собой при решении поставленной ими самими задачам;

- определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

- учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

       Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у суворовцев формируются следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему);

- анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось;

- видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

       В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

 

5.           Заключение.

       Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу. Для ученика проект представляет   возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.

       Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, при чем эта роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но то что это она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний – это неоспоримый факт.

 

 

 

                                                                                                

 

 

 

 

 

      

6.           Список используемых источников.

 

1.           Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2.           Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, распоряжение от 29 декабря 2014 г. n 2765-р.

3.           Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

4.           Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

5.           Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.

6.           Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения, – Журнал «Завуч» № 6, 2003

7.           С.П.Данченко, М.Л. Форштат. ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАНОСТЬ. Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ.- СПб., «Лики России», 2008.-80с., ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                

7.           Приложения

Приложение 1.

Мини проект «Откуда есть пошел светофор трехцветный»

       Мини проект «Откуда есть пошел светофор трехцветный» является одной из возможных форм освоения темы «Сигналы светофора» программы дополнительного образования «Безопасное колесо».

       Целью данного проекта является изучение сигналов светофора через игровую форму историко-детективного расследования.

       В ходе выполнения проекта решаются задачи по работе суворовцев в группе, получению новых знаний самостоятельно, по планированию учебной работы, транслированию результатов своей учебной работы.

       Важная роль при проведении работ над мини проектом отводится созданию межпредметных связей как основы формирования научного мировоззрения. В случае с мини проектом «Откуда есть пошел светофор трехцветный» результативная часть проекта будет лежать на стыке нескольких учебных дисциплин: история, география, информатика, основы безопасности жизнедеятельности. Особенностью мини проекта является очень короткое время, отводимое на его реализацию, ввиду этого на педагога накладываются определенные обязательства. Во-первых, педагог должен тщательно продумать ход выполнения мини проекта, во-вторых, из-за ограниченности во времени для мини проекта необходимо заранее подготовить источники получения информации и в третьих, для экономии времени, предложить несколько вариантов представления конечного результата.

 

       План выполнения мини проекта.

 

№ п/п

Этап работы над мини проектом

Исполнители

Отводимое время

Планируемый результат

1

Целеполагание

Педагог, суворовцы

2 мин

Уяснение суворовцами цели и задач предстоящей работы

2

Планирование работы над мини проектом

Суворовцы под руководством педагога

3 мин

Составление плана проектной работы

3

Работа с источниками информации

Суворовцы

15 мин

Подбор информационного материала по теме проекта

4

Комплектование подобранного материала, подготовка презентации конечного продукта мини проекта

Суворовцы

10

Скомпонованный по предложенной форме и подготовленный к докладу материал 

5

Представление итогового продукта

Суворовцы

10

Доклад суворовцев

 

Приложение 2.

Перечень возможных тем и направлений для реализации проектной деятельности в урочное время

       При освоении программы дополнительного образования «Безопасное колесо»  для урочной проектной работы (решение проектных задач во время проведения занятия групповым способом под контролем преподавателя) можно использовать следующие темы:

- история светофора;

- дорожные знаки вчера, сегодня, завтра;

- дорога;

- как мы будем тормозить;

- безопасно переходим дорогу;

- предупреждающие дорожные знаки;

- запрещающие дорожные знаки;

- знаки особого предписания для пешеходов и т.д.

 

Приложение 3.

Темы итоговых проектных работ

 по программе дополнительного образования

«Безопасное колесо»

1.     Военная автомобильная инспекция.

2.     Исследование степени безопасности пешеходных переходов.

3.     Исследование особенности дорожных знаков.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Итоговая проектная работа

«Исследование степени безопасности пешеходных переходов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище

Аннотация. Методическая разработка «

Аннотация. Методическая разработка «

Содержание 1. Введение 4 2

Содержание 1. Введение 4 2

Введение. Современная реформа образования в

Введение. Современная реформа образования в

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода

Проектная деятельность способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление

Проектная деятельность способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление

Проектная задача принципиально носит групповой характер

Проектная задача принципиально носит групповой характер

Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе

Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе

Список используемых источников

Список используемых источников

Приложения Приложение 1. Мини проект «Откуда есть пошел светофор трехцветный»

Приложения Приложение 1. Мини проект «Откуда есть пошел светофор трехцветный»

Комплектование подобранного материала, подготовка презентации конечного продукта мини проекта

Комплектование подобранного материала, подготовка презентации конечного продукта мини проекта

Приложение 4. Итоговая проектная работа «Исследование степени безопасности пешеходных переходов»

Приложение 4. Итоговая проектная работа «Исследование степени безопасности пешеходных переходов»

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»

Методическая разработка «Педагогические технологии в дополнительном образовании в рамках реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2022