ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН.
Группа ТК 19-9-1
Специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока: сформировать у обучающихся представлений о цене и ценообразовании.
Задачи:
1) обучающая: изучить сущность, функции и виды цен; показать взаимосвязь цены как экономической категории с основными показателями производства;
2) развивающая: развивать экономическое мышления, углублять владение приёмами логического мышления;
3) воспитательная: воспитывать уважение к выбранной профессии, формовать комплексный подход к восприятию профессиональной грамотности специалиста, углублять личностные результаты.
Формируемые компетенции: ПК 5.1. Участвовать в планировании основных показателей производства; ОК 1-9
Личные результаты: ЛР 17 Осознанно выполняющий профессиональные требования, критически мыслящий, нацеленный на достижения целей.
Методы обучения: рассказ, беседа с опорой на знания и опыт обучающихся, фронтальный опрос, конспектирование, решение задач, проверочная работа.
Материально-дидактическое оснащение урока:
1. Дидактические материалы: презентация, раздаточный материал в виде проверочных заданий.
2. Оборудование: компьютер, проектор, экран, калькуляторы.
Межпредметные связи: Основы экономики, менеджмента и маркетинга, правовые основы профессиональной деятельности, основы финансовой грамотности.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут). Проверка посещаемости. Сообщение темы и плана урока.
2. Вводная беседа и актуализация имеющихся знаний (15 минут).
В начале урока я хочу вам прочитать одну современную притчу, которая поможет нам подойти к основному материалу.
Чтение педагогом Притчи о стоимости.
ПРИТЧА О СТОИМОСТИ
Заказчик: сколько будет стоить выполнение этой работы?
Мастер: 1500 долларов.
Заказчик: почему так дорого?
Мастер: а сколько это вам будет стоить, если вы выполните эту работу самостоятельно?
Заказчик: Ну, максимум 800. Ведь это довольно простая работа, да?
Мастер: за 800 долларов я предлагаю вам сделать это самостоятельно.
Заказчик: но ведь ... я не умею.
Мастер: за 800 долларов я научу вас этой работе. Так что вы получите знания для следующего случая.
Заказчик: какое интересное предложение! Я согласен!
Мастер: Итак, вам необходимо иметь с собой: сварочный аппарат, электропилу, аэрограф, компрессор, дрель, перчатки, краски, кисти…
Заказчик: Остановитесь! У меня нет этого оборудования и я не могу его покупать для одной работы!
Мастер: в таком случае, для выполнения этой работы, за 300 долларов я могу это сдать вам в аренду.
Заказчик: Хорошо.
Мастер: Договорились! Во вторник буду ждать вас для выполнения работы.
Заказчик: Я не могу во вторник.
Мастер: Извините, но у меня свободен только вторник. Все остальные дни заняты другими заказчиками.
Заказчик: Ну ладно. Это же мне придется пожертвовать своими планами…
Мастер: Я соберу весь необходимый материал, но вам придется загрузить автомобиль во вторник в 6 утра. Поэтому не опаздывайте.
Заказчик: в 6 ? Нет! Я не просыпаюсь так рано....
Ммг... Я тут поразмыслил и понял, что лучше мне заплатить вам 1500 долларов. Ведь я сам все равно не смогу сделать эту работу качественно, а стоить мне это всё будет значительно дороже!
Мораль сей притчи такова:
Когда мы оплачиваем чей-то труд, то платим не только за материалы, но и за:
ЗНАНИЯ, ОПЫТ, ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВО, ИНСТРУМЕНТЫ, ТРАНСПОРТ, ВРЕМЯ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ТОЧНОСТЬ, ВРЕДНОСТЬ/БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ГАРАНТИЮ, и т.д.
- Какова основная мысль этой притчи? (беседа)
3. Изложение нового материала (30 мин)
Итак, давайте приступим к изучению темы нашего урока. Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет мы знаем, какую роль играет цена в нашей жизни и жизни общества.
- Если бы я попросила вас дать определение понятию цена, что бы вы это сделали? (беседа)
Цена в экономике - это сумма денег, за которую производитель готов продать, а покупать купить единицу товара.
Конспект Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара (продукции, работ, услуг).
В экономике стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним.
Конспект Стоимость - это сумма денежных средств, за которую производитель готов продать, а покупать купить всё необходимое количество товара.
_________________________________________________________________
В рыночной экономике цена выполняет множество функций функции. Рассмотрим основные из них.
1) Регулирующая функция: регулирование рыночного спроса и предложения. Спрос в свою очередь влияет на производство и потребление товаров.
Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг.
Высокие цены служат ограничению потребления (табак, алкоголь) и в то же время
являются средством
пополнения государственного бюджета и прибыли предприятий.
2) Учётная функция: цена измеряет, сколько затрачено труда и материальных ресурсов на изготовление товара;
3)
Стимулирующая функция: цена поощрительно
воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли.
________________________________________________________
Существуют различные виды цен и подходы к их классификации.
Виды цен.
Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные) и розничные.
- Как вы думаете, в чём суть понятия «Оптовая цена»? (беседа)
Опт – большая партия товара.
Оптовая торговля – это продажа больших партий товара. Чаще всего это делают сами производители, т.к. продажа это конечный этап деятельности производственного предприятия. Либо крупные торговые посредники.
Оптовая цена – это цена, по которой производитель продаёт товар крупными партиями для последующей перепродажи или профессионального использования.
Оптовые цены используют промышленные предприятия, а также крупные торговые посредники при продаже товара со склада предприятия.
- Кроме того когда мы говорим об оптовой цене, то нужно ввести понятие отпускных цен и закупочных. Как вы думаете о чём здесь идёт речь? (беседа)
Закупочная цена – это оптовая цена, по которой закупают продукцию.
Отпускная цена – это цена, по которой изготовитель реализует свою продукцию.
- Эти понятия применяются как к ценам на сырьё (в т.ч. сельскохозяйственное), так и к готовой продукции и полуфабрикатам.
Для информирования покупателей об оптовых ценах предприятие составляет прайс-лист на свою продукцию.
Прайс-лист (прейскурант) – это документ, который содержит информацию о ценах на ассортимент предприятия на данный момент.
- Также стоит дать определение договорным ценам. Они тоже чаще используются в оптовом сегменте.
Договорные цены – это цены, которые устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения.
Эти цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
- Какую же цену мы можем назвать розничной?
Розничная цена – это цена, которая устанавливается на товар, продаваемый поштучно или мелкими партиями через розничные торговые точки для личного потребления граждан.
Рыночная цена - это цена, за которую объект может быть продан в условиях свободного рынка и с учетом конкуренции за текущий период.
Государственные цены - это цены, которые устанавливаются государством. Обычно это цены на услуги государственных предприятий. Кроме того государство может прям или косвенно влиять на цены на некоторые товары или услуги на рынке. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.
Тарифы - официально установленный размер стоимости, оплаты чего-либо (железнодорожный тариф, таможенный тариф, тарифы на ЖКХ, тарифы на электроэнергию). Чаще всего тарифы устанавливаются на услуги и регулируются государством.
- Из чего же складываются цены, кто их определяет? Как вы думаете? (беседа)
Процесс формирования цен называется ценообразованием.
Конспект Ценообразование - это процесс формирования цены на товары и услуги.
Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Существуют две модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное) ценообразование.
В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
СТРУКТУРА ОПТОВОЙ ЦЕНЫ
Оптовая цена = Себестоимость + Прибыль производителя + НДС
Себестоимость – это совокупность всех затрат на производство продукции.
Прибыль производителя – это предполагаемая выгода предприятия от продажи произведённой продукции. Определяется обычно в процентах от величины себестоимости. Обычно для хлебобулочных изделий составляет 10-15%. Для кондитерских изделий 25%.
НДС (налог на добавленную стоимость) – это косвенный налог, который включается в цену товара. Налоговая ставка по НДС для х/б и мучных кондитерских изделий – 10%, для сахаристых кондитерских изделий – 20%.
НДС = (Себестоимость + Прибыль производителя) х Налоговую ставку по НДС
СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ
Розничная цена = Оптовая цена + Торговая надбавка
Если предприятие розничной торговли – плательщик НДС, то к розничной цене добавляется НДС.
Классическая торговая надбавка составляет 25 % от расходов розничного предприятия на закуп и доставку товара. Она может быть меньше или больше. Если она 50% и более процентов, то речь уже идёт о сверхприбыли.
5. Решение задач (20 мин)
Первая задача решается вместе с преподавателем с подробным объяснением, вторая самостоятельно. Для проверки вызывается студент к доске.
Задание 1. Рассчитать оптовую и розничную цену 1 изделия, если полная себестоимость 1 тонны хлеба «Дарницкого» - 65 000руб., прибыль предприятия - 15%, НДС -10%, торговая надбавка - 20%, развес одного изделия - 0,5кг.
Прибыль = 65 000 руб х 15% = 9 750 руб
НДС = (65 000 руб + 9 750 руб) х 10% = 74 750 руб х 10% = 7 475 руб
Оптовая цена 1 т = 65 000 руб + 9 750 руб + 7 475 руб = 82 225 руб
Торговая надбавка = 82 225 руб х 20% = 16 445 руб
Розничная цена 1 т = 82 225 руб + 16 445 руб = 98 670 руб
Розничная цена 1 изд. = 98 670 руб/ 1000 х 0,5 = 49 руб
Задание 2. Рассчитать оптовую и розничную цену 1 кг кренделя «Юбилейный», если полная себестоимость 1 тонны кренделя – 176 940 руб., прибыль предприятия - 25%, НДС -10%, торговая надбавка - 25% .
Прибыль = 176 940 руб х 25% = 44 235 руб
НДС = (176 940 руб + 44 235 руб) х 10% = 221 175 руб х 10% = 22 117,5 руб
Оптовая цена 1 т = 176 940 руб + 44 235 руб + 22 117,5 руб = 243 292,5 руб
Торговая надбавка = 22 117,5 руб х 25% = 60 823 руб
Розничная цена 1 т = 243 292,5 руб + 60 823 руб = 304 115,6 руб
Розничная цена 1 изд. = 304 115,6 руб/ 1000 = 304 руб
6. Закрепление материала (фронтальный опрос, проверочная работа) (15 минут)
- Что такое цена?
- Назовите основные функции цен?
- Сейчас я предлагаю вам сделать небольшое проверочное задание, которое позволит нам понять, как вы усвоили материал. Я раздам вам перечень с основными признаками цен. А вы попытаетесь определить к какому виду цены они относятся. Сначала сделайте это с закрытыми тетрадями по памяти. А потом проверьте себя по тетради. Затем мы с вами обсудим эти результаты. Некоторые виды цен могут повторяться. Для начало повторите материал по вашим конспектам.
|
Устанавливаются государством |
|
Оптовая цена + Торговая надбавка |
|
По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада |
|
По этим ценам покупатель закупает сырьё |
|
Себестоимость + Прибыль производителя + НДС |
|
Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя |
|
По ним товар продаётся поштучно в личное пользование |
7. Заключительный момент и выдача домашнего задания (5 мин)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Есть ли какие-то вопросы? Хочу напомнить, что сегодня на уроке мы с вами продолжали формирование ПК. 5.1. и ЛР.17
- Домашнее задание: выучить определение и формулы оптовых и розничных цен.
- На уроке получили оценки следующие студенты.
|
Устанавливаются государством |
|
Оптовая цена + Торговая надбавка |
|
По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада |
|
По этим ценам покупатель закупает сырьё |
|
Себестоимость + Прибыль производителя + НДС |
|
Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя |
|
По ним товар продаётся поштучно в личное пользование |
|
Устанавливаются государством |
|
Оптовая цена + Торговая надбавка |
|
По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада |
|
По этим ценам покупатель закупает сырьё |
|
Себестоимость + Прибыль производителя + НДС |
|
Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя |
|
По ним товар продаётся поштучно в личное пользование |
|
Устанавливаются государством |
|
Оптовая цена + Торговая надбавка |
|
По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада |
|
По этим ценам покупатель закупает сырьё |
|
Себестоимость + Прибыль производителя + НДС |
|
Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя |
|
По ним товар продаётся поштучно в личное пользование |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.