Методическая разработка плана-конспекта урока по теме "Сущность, функции и виды цен"
Оценка 5

Методическая разработка плана-конспекта урока по теме "Сущность, функции и виды цен"

Оценка 5
Документация
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
23.08.2023
Методическая разработка плана-конспекта урока по теме "Сущность, функции и виды цен"
Данный план-конспект урока разработан в рамках преподавания МДК. Управление структурным подразделением организации для студентов СПО по специальности Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН.docx

ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН.

Группа ТК 19-9-1  

Специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока: сформировать у обучающихся представлений о цене и ценообразовании.

Задачи:

1) обучающая: изучить сущность, функции и виды  цен; показать взаимосвязь цены как экономической категории с основными показателями производства;

2) развивающая: развивать экономическое мышления, углублять владение приёмами логического мышления;

3) воспитательная: воспитывать уважение к выбранной профессии,  формовать комплексный подход к восприятию профессиональной грамотности специалиста, углублять личностные результаты.

Формируемые компетенции: ПК 5.1. Участвовать в планировании основных показателей производства; ОК 1-9

Личные результаты: ЛР 17 Осознанно выполняющий профессиональные требования, критически мыслящий, нацеленный на достижения целей.

Методы обучения: рассказ, беседа с опорой на знания и опыт обучающихся, фронтальный опрос, конспектирование, решение задач, проверочная работа.

Материально-дидактическое оснащение урока:

1. Дидактические материалы: презентация, раздаточный материал в виде проверочных заданий.

2. Оборудование: компьютер, проектор, экран, калькуляторы.

Межпредметные связи: Основы экономики, менеджмента и маркетинга, правовые основы профессиональной деятельности, основы финансовой грамотности.

 

Ход урока:

1. Организационный  момент (5 минут). Проверка посещаемости. Сообщение темы и плана урока.

2. Вводная беседа и актуализация имеющихся знаний (15 минут).

В начале урока я хочу вам прочитать одну современную притчу, которая поможет нам подойти к основному материалу.

Чтение педагогом Притчи о стоимости.

ПРИТЧА О СТОИМОСТИ

Заказчик: сколько будет стоить выполнение этой работы?

Мастер: 1500 долларов.

Заказчик: почему так дорого?

Мастер: а сколько это вам будет стоить, если вы выполните эту работу самостоятельно?

Заказчик: Ну, максимум 800. Ведь это довольно простая работа, да?

Мастер: за 800 долларов я предлагаю вам сделать это самостоятельно.

Заказчик: но ведь ... я не умею.

Мастер: за 800 долларов я научу вас этой работе. Так что вы получите знания для следующего случая.

Заказчик: какое интересное предложение! Я согласен!

Мастер: Итак, вам необходимо иметь с собой: сварочный аппарат, электропилу, аэрограф, компрессор, дрель, перчатки, краски, кисти…

Заказчик: Остановитесь! У меня нет этого оборудования и я не могу его покупать для одной работы!

Мастер: в таком случае, для выполнения этой работы, за 300 долларов я могу это сдать вам в аренду.

Заказчик: Хорошо.

Мастер: Договорились! Во вторник буду ждать вас для выполнения работы.

Заказчик: Я не могу во вторник.

Мастер: Извините, но у меня свободен только вторник. Все остальные дни заняты другими заказчиками.

Заказчик: Ну ладно. Это же мне придется пожертвовать своими планами…

Мастер: Я соберу весь необходимый материал, но вам придется загрузить автомобиль во вторник в 6 утра. Поэтому не опаздывайте.

Заказчик: в 6 ? Нет! Я не просыпаюсь так рано....

Ммг... Я тут поразмыслил и понял, что лучше мне заплатить вам 1500 долларов. Ведь я сам все равно не смогу сделать эту работу качественно, а стоить мне это всё будет значительно дороже!

Мораль сей притчи такова:

Когда мы оплачиваем чей-то труд, то платим не только за материалы, но и за:

ЗНАНИЯ, ОПЫТ, ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВО, ИНСТРУМЕНТЫ, ТРАНСПОРТ, ВРЕМЯ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ТОЧНОСТЬ, ВРЕДНОСТЬ/БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ГАРАНТИЮ, и т.д.

- Какова основная мысль этой притчи? (беседа)

3. Изложение нового материала (30 мин)

Итак, давайте приступим к изучению темы нашего урока. Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет мы знаем,  какую роль играет цена в нашей жизни и жизни общества.

- Если бы я попросила вас дать определение понятию цена, что бы вы это сделали? (беседа)

Цена в экономике - это сумма денег, за которую производитель готов продать, а покупать купить единицу товара.

Конспект Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара (продукции, работ, услуг). 

В экономике стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним.

Конспект Стоимость - это сумма денежных средств, за которую производитель готов продать, а покупать купить всё необходимое количество товара.

_________________________________________________________________

В рыночной экономике цена выполняет множество функций функции. Рассмотрим основные из них.

1)     Регулирующая функция: регулирование рыночного спроса и предложения. Спрос в свою очередь влияет на производство и потребление товаров.

Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг.
Высокие цены служат ограничению потребления (табак, алкоголь) и в то же время являются
 средством пополнения государственного бюджета и прибыли предприятий.

2)     Учётная функция: цена измеряет, сколько затрачено труда и материальных ресурсов на изготовление товара;

3)     Стимулирующая функция: цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли.
________________________________________________________

Существуют различные виды цен и подходы к их классификации.

Виды цен.

Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные)  и розничные. 

- Как вы думаете, в чём суть понятия  «Оптовая цена»? (беседа)

Опт – большая партия товара.

Оптовая торговля – это продажа больших партий товара. Чаще всего это делают сами производители, т.к. продажа это конечный этап деятельности производственного предприятия. Либо крупные торговые посредники.

Оптовая цена – это цена, по которой производитель продаёт товар крупными партиями для последующей перепродажи или профессионального использования.

Оптовые цены используют промышленные предприятия, а также крупные торговые  посредники при продаже товара со склада предприятия. 

- Кроме того когда мы говорим об оптовой цене, то нужно ввести понятие отпускных цен и закупочных. Как вы думаете о чём здесь идёт речь? (беседа)

Закупочная цена – это оптовая цена, по которой закупают продукцию.

Отпускная цена – это цена, по которой изготовитель реализует свою продукцию.

- Эти понятия применяются как к ценам на сырьё (в т.ч. сельскохозяйственное), так и к готовой продукции и полуфабрикатам.

Для информирования покупателей об оптовых ценах предприятие составляет прайс-лист на свою продукцию.

Прайс-лист (прейскурант) – это документ, который содержит информацию о ценах на ассортимент предприятия на данный момент.

- Также стоит дать определение договорным ценам. Они тоже чаще используются в оптовом сегменте.

 Договорные цены – это цены, которые устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения.

Эти цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

- Какую же цену мы можем назвать розничной?

Розничная цена – это цена, которая устанавливается на товар, продаваемый поштучно или мелкими партиями через  розничные торговые точки  для  личного потребления граждан.

Рыночная цена -  это цена, за которую объект может быть продан в условиях свободного рынка и с учетом конкуренции за текущий период.

Государственные цены -  это цены, которые устанавливаются государством. Обычно это цены на услуги государственных предприятий. Кроме того государство может прям или косвенно влиять на цены на некоторые товары или услуги на рынке. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

Тарифы - официально установленный размер стоимости, оплаты чего-либо (железнодорожный тариф, таможенный тариф, тарифы на ЖКХ, тарифы на электроэнергию). Чаще всего тарифы устанавливаются на услуги и регулируются государством.

-  Из чего же складываются цены, кто их определяет? Как вы думаете? (беседа)

Процесс формирования цен называется ценообразованием.

Конспект Ценообразование - это  процесс формирования цены на товары и услуги.

Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Существуют две модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное) ценообразование.

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

СТРУКТУРА ОПТОВОЙ  ЦЕНЫ

Оптовая цена = Себестоимость + Прибыль производителя + НДС

Себестоимость – это совокупность всех затрат на производство продукции.

Прибыль производителя – это предполагаемая выгода предприятия от продажи произведённой продукции. Определяется обычно в процентах от величины себестоимости. Обычно для хлебобулочных изделий составляет 10-15%.  Для кондитерских изделий 25%.

НДС (налог на добавленную стоимость) – это косвенный налог, который включается в цену товара. Налоговая ставка по НДС для х/б и мучных кондитерских изделий – 10%, для сахаристых кондитерских изделий – 20%.

НДС = (Себестоимость + Прибыль производителя) х Налоговую ставку по НДС

СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ  ЦЕНЫ

Розничная цена = Оптовая цена + Торговая надбавка

Если предприятие розничной торговли – плательщик НДС, то к розничной цене добавляется НДС.

Классическая торговая надбавка составляет 25 % от расходов розничного предприятия на закуп и доставку товара. Она может быть меньше или больше. Если она 50% и более процентов, то речь уже идёт о сверхприбыли.

5. Решение задач (20 мин)

Первая задача решается вместе с преподавателем с подробным объяснением, вторая самостоятельно. Для проверки вызывается студент к доске.

Задание 1. Рассчитать оптовую и розничную цену 1 изделия, если полная себестоимость 1 тонны хлеба «Дарницкого» - 65 000руб., прибыль предприятия - 15%, НДС -10%, торговая надбавка - 20%, развес одного изделия - 0,5кг.

Прибыль = 65 000 руб х 15% = 9 750 руб

НДС = (65 000 руб + 9 750 руб) х 10% = 74 750 руб х 10% = 7 475 руб

Оптовая цена 1 т = 65 000 руб + 9 750 руб + 7 475 руб = 82 225 руб

Торговая надбавка =  82 225 руб  х 20% = 16 445 руб

Розничная цена 1 т = 82 225 руб + 16 445 руб = 98 670 руб

Розничная цена 1 изд. = 98 670 руб/ 1000 х 0,5 = 49 руб

Задание 2. Рассчитать оптовую и розничную цену 1 кг кренделя «Юбилейный», если полная себестоимость 1 тонны кренделя – 176 940 руб., прибыль предприятия - 25%, НДС -10%, торговая надбавка - 25% .

Прибыль = 176 940 руб х 25% = 44 235 руб

НДС = (176 940 руб + 44 235 руб) х 10% = 221 175 руб х 10% = 22 117,5 руб

Оптовая цена 1 т = 176 940 руб + 44 235 руб + 22 117,5 руб = 243 292,5 руб

Торговая надбавка =  22 117,5 руб  х 25% = 60 823 руб

Розничная цена 1 т = 243 292,5 руб + 60 823 руб = 304 115,6 руб

Розничная цена 1 изд. = 304 115,6  руб/ 1000 = 304 руб

6. Закрепление материала (фронтальный опрос, проверочная работа) (15 минут)

- Что такое цена?

- Назовите основные функции цен?

- Сейчас я предлагаю вам сделать небольшое проверочное  задание, которое позволит нам понять, как вы усвоили материал. Я раздам вам перечень с основными признаками цен. А вы попытаетесь определить к какому виду цены они относятся. Сначала сделайте это с закрытыми тетрадями по памяти. А потом проверьте себя по тетради. Затем мы с вами обсудим эти результаты. Некоторые виды цен могут повторяться. Для начало повторите материал по вашим конспектам.

 

 

Устанавливаются государством

 

Оптовая цена + Торговая надбавка

 

По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада

 

По этим ценам покупатель закупает сырьё

 

Себестоимость + Прибыль производителя + НДС

 

Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя

 

По ним товар продаётся поштучно в личное пользование

7. Заключительный момент и  выдача домашнего задания (5 мин)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Есть ли какие-то вопросы? Хочу напомнить, что сегодня на уроке мы с вами продолжали формирование ПК. 5.1. и ЛР.17

- Домашнее задание: выучить определение и формулы оптовых и розничных цен.

- На уроке получили оценки следующие студенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устанавливаются государством

 

Оптовая цена + Торговая надбавка

 

По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада

 

По этим ценам покупатель закупает сырьё

 

Себестоимость + Прибыль производителя + НДС

 

Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя

 

По ним товар продаётся поштучно в личное пользование

 

 

 

 

Устанавливаются государством

 

Оптовая цена + Торговая надбавка

 

По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада

 

По этим ценам покупатель закупает сырьё

 

Себестоимость + Прибыль производителя + НДС

 

Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя

 

По ним товар продаётся поштучно в личное пользование

 

 

 

 

Устанавливаются государством

 

Оптовая цена + Торговая надбавка

 

По этим ценам продаётся товар большими партиями со склада

 

По этим ценам покупатель закупает сырьё

 

Себестоимость + Прибыль производителя + НДС

 

Устанавливаются по соглашению продавца и покупателя

 

По ним товар продаётся поштучно в личное пользование

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

Ход урока: 1. Организационный момент (5 минут)

Ход урока: 1. Организационный момент (5 минут)

Ммг... Я тут поразмыслил и понял, что лучше мне заплатить вам 1500 долларов

Ммг... Я тут поразмыслил и понял, что лучше мне заплатить вам 1500 долларов

Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг

Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг

Прайс-лист (прейскурант) – это документ, который содержит информацию о ценах на ассортимент предприятия на данный момент

Прайс-лист (прейскурант) – это документ, который содержит информацию о ценах на ассортимент предприятия на данный момент

Существуют две модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное) ценообразование

Существуют две модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное) ценообразование

НДС = (Себестоимость + Прибыль производителя) х

НДС = (Себестоимость + Прибыль производителя) х

Назовите основные функции цен? -

Назовите основные функции цен? -

Устанавливаются государством

Устанавливаются государством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023