МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО БИОЛОГИИ «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК», РАЗДЕЛ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО БИОЛОГИИ «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК», РАЗДЕЛ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
4 кл—9 кл
31.05.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО  БИОЛОГИИ  «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК», РАЗДЕЛ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
Представленный здесь методический материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Я обобщила и систематизировала задания к разделу «Пищеварительная система человека». Эти задания я использую не только в учебной деятельности на разных этапах урока, но и на занятиях по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации за курс основной школы по биологии. Эти задания мне позволяют организовать и включить в учебную деятельность обучающихся с разной мотивацией и разным уровнем подготовки и способностей.
МЕТОДИЧЕСКая разработка.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И «ЗНАК ПОЧЁТА» ФЁДОРА ФЁДОРОВИЧА МУКОВОЗА

ХУТОРА ХАНЬКОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО  БИОЛОГИИ

«БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК», РАЗДЕЛ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»

(обобщение педагогического опыта работы)

 

 

 

 

          

        

БИРЮЧИНСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА,

 УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, БИОЛОГИИ,

КУБАНОВЕДЕНИЯ  МБОУ ООШ № 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х. ХАНЬКОВ, 2023 г

Пояснительная записка

 

         Представленный здесь методический материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.   Я обобщила и систематизировала задания к разделу «Пищеварительная система человека».  Эти задания я использую не только в учебной деятельности на разных этапах урока, но и на занятиях по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации за курс основной школы по биологии. Эти задания мне позволяют организовать и включить в учебную деятельность обучающихся с разной мотивацией и разным уровнем подготовки и способностей.

         Задания имеют разный уровень сложности, что позволяет каждому обучающемуся быть успешным при их выполнении.  Материал представлен в разных формах: кластеры, открытые тесты с выбором одного или нескольких ответов, задания на соответствие, работа с текстом.

         Чтобы обучающиеся в течение всего урока были активны и проявляли учебный интерес к теме урока, очень важно их включить в урок с первых минут. Обучающие очень любят загадки, работу с кластерами. Это интересные задания, побуждающие человека к размышлению, анализу и применению новых знаний в новой ситуации, развивают творческий подход. На этапе урока: актуализация знаний, целеполагание, постановка проблемы я часто использую биологические загадки. Дети в любом возрасте с удовольствием работают с такой формой подачи материала. Названия органов пищеварительной системы, которые отгадали обучающиеся, в дальнейшем позволяют сформулировать тему и цели урока. Опираясь на знания, полученные при изучении строения пищеварительной системы млекопитающих, можно определить на предложенной цветной схеме органы пищеварительной системы человека; определить сходство и различия в строении пищеварительных систем млекопитающих и человека, заполнить предложенный кластер. Обучающимся можно предложить составить свой кластер по предложенной теме. Это можно использовать на этапе актуализации знаний или постановки проблемы.

         Задания на соответствие я использую в своей практике для формирования учебно-познавательной компетенции на этапе самостоятельной работы на уроке или как одну из форм проверки знаний материала на итоговых уроках, включая такие задания в тексты проверочных работ.

         Работа с текстом способствует более глубокому осмыслению информации, развитию навыков моделирования, перенесению текстовой информации в таблицы. Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы направлен на умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Биологические тексты я использую как на уроках получения новых знаний, так и на обобщающих уроках. Меняю только задания к ним. Примером такой работы служит текст «Пищеварительные ферменты».

    Тестовые задания хорошо зарекомендовали себя на этапе погружения в тему при работе с учебным материалом, а в дальнейшем – на этапе самостоятельной работы с использованием полученных знаний.

          Актуальность предложенного материала заключается в том, что я формирую у обучающихся умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Использование таких форм изучения и повторения материала позволяют мне добиваться хороших результатов при сдаче обучающимися ОГЭ по биологии.

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                           1. ЗАГАДКИ.

 


1. Они и режут, и кусают, дробят, трут и разрывают.

                              (Зубы)

 

2. Что за чудо этот «дом»,

Он губами окружен,

Зубы в нем живут, язык,

«Дом» тот ест и говорит.

           (Ротовая полость)

 

3. Он в груди у нас идет.
Он аорту огибает,

И хирурги это знают.
                (Пищевод)

 

4.Этот маленький завод

Производит круглый год

Кислоту, фермент пепсин

Потому, что он один

Растворяет здесь белки,

Чтоб всосались все они.
                       (Желудок)


5.В ней «открыты ворота»,

Поступает кровь сюда

На глубокую очистку

И проходит путь неблизкий.
                        (Печень)

 

 

6.Этот орган лишь один
производит инсулин.

          (Поджелудочная железа)

 

7.В органе этом всяко бывает:

Белки и жиры здесь структуру меняют,

Жиры желчь на части тихонько дробит,

Трипсин постепенно белки растворит.

Внимание! Здесь строго среда щелочная,

Условий здесь просто других не бывает.
                      (12-перстная кишка)


8.Здесь тучи ворсинок,

Их просто не счесть,

Вся пища у нас поглощается здесь.
                      (Тонкий кишечник)


9.Отдел этот очень походит на склад:

Здесь тихо и мирно продукты лежат,

Которые больше не переварятся,

Так интересно, как он называется?

                      (Толстый кишечник)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Укажите органы  пищеварительной системы, используемые в загадках,   на этой цветной схеме

 

https://i.pinimg.com/736x/86/4c/f0/864cf0e5c5fbcc9955b3e139e0e42be2--enzyme-digestive-school-projects.jpg

 

3. Сравните строение пищеварительной системы млекопитающих (на примере собаки) и человека.

 

 

4. Используя свой личный опыт и полученные знания из курса 7 класса, заполните предложенный кластер.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,Измельчение пищи, смачивание слюной, формирование пищевого кома,?,Переваривание пищи,?,?,пищевод,?,Тонкий кишечник
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5. Используя содержание текста, составьте биологический словарь пищеварительных ферментов.

Пищеварительные ферменты

             В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. 

            В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо.

        Железистые клетки поджелудочной железы секретируют поджелудочный сок-бесцветную жидкость, содержащую ферменты. Фермент трипсин расщепляет белки, липаза-жиры, амилаза- крупные молекулы углеводов.

                                       Образец:

1. Пепсин-фермент, вырабатывается клетками желудка, расщепляет сложные белки на более простые и действует только в кислой среде.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

 

1. Прочитайте текст «Пищеварительные железы».

     В полость двенадцатиперстной кишки  поступают секреты двух больших желез-поджелудочной и печени.

     Поджелудочная железа расположена позади желудка. Её железистые клетки секретируют поджелудочный сок-бесцветную жидкость, содержащую ферменты. Фермент трипсин расщепляет белки,  липаза-жиры, амилаза- крупные молекулы  углеводов.

         Печень расположена под диафрагмой в правой стороне брюшной полости. Это самая крупная железа.  Вся кровь от кишечника по воротным венам  направляется в печень. В капиллярах она освобождается  от вредных и ядовитых веществ, которые всосались  в кишечнике или образовались в процессе пищеварения и обмена веществ. Таким образом, печень выполняет барьерную функцию. Кроме того, в ней образуется желчь, которая  через протоки изливается в  двенадцатиперстную  кишку.  Желчь усиливает перистальтику кишечника и  активность пищеварительных ферментов, обезвреживает  некоторые микроорганизмы, облегчает переваривание жиров. Под её влиянием жиры  дробятся на мелкие капли и при этом увеличивается  поверхность их соприкосновения с ферментами.

Используя содержание текста, ответьте на вопросы:

1). Где расположена печень?

2). В какой орган пищеварительной системы открываются протоки поджелудочной железы?

3) Какие ферменты содержит сок поджелудочной железы?

Самостоятельно  составьте 2-3 вопроса к данному тексту и предложите на них ответить Вашему соседу по парте.

 

2. Прочитайте текст «Пищеварение в желудке».

     Желудок — самый расширенный отдел пищеварительной трубки ёмкостью до трёх литров. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенок. В местах впадения пищевода в желудок и перехода желудка в тонкий кишечник имеются сфинктеры, регулирующие движение пищи.

Слизистая оболочка желудка образует продольные складки и содержит большое количество желёз (до 30 млн).

   Сокращениями стенок желудка пища перемешивается с соком, что способствует её лучшему перевариванию. В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Большая роль отводится соляной кислоте в обеззараживании содержимого желудка. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо. Слизь, выделяемая железами желудка, играет важную роль в защите слизистой оболочки от механических и химических повреждений, от переваривающего действия пепсина. Железы желудка выделяют сок только во время пищеварения. После 3–4 часовой обработки в желудке пищевая кашица маленькими порциями поступает в тонкий кишечник.

Используя содержание текста, ответьте на вопросы:

1) Какие ферменты содержит желудочный сок?

2) Какова роль соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке?

3) Почему соляная кислота не повреждает стенки желудка?

Составьте тезисный план по содержанию данного текста.

 

3. Прочитайте текст «Пищеварительные ферменты»

             В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. 

            В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо.

        Железистые клетки поджелудочной железы секретируют поджелудочный сок-бесцветную жидкость, содержащую ферменты. Фермент трипсин расщепляет белки, липаза-жиры, амилаза- крупные молекулы углеводов.

Заполните таблицу с опорой на предложенный текст

Название фермента/

характеристики

место образования

действует на…

особые условия

амилаза

 

 

 

пепсин

 

 

 

химозин

 

 

 

липаза

 

 

 

трипсин

 

 

 

 

3. ТЕСТЫ

Тема: Органы пищеварения человека

Задание 1

Определите последовательность отделов тонкого кишечника:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) двенадцатиперстная кишка, подвздошная кишка, тощая кишка 

2) двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка

3) подвздошная кишка, двенадцатиперстная кишка, тощая кишка

4) тощая кишка, подвздошная кишка, двенадцатиперстная кишка 

Задание 2

Желудок делится на следующие части:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) головку, тело, хвост

2) головку, тело, пилорический сфинктер

3) верхнюю – дно, среднюю – тело и нижнюю – пилорический отдел

4) дно, тело, привратник

Задание 3

Слизистая оболочка желудка имеет…

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) борозды и извилины                      3) ворсинки и микроворсинки

2) морщины                                        4) складки

Задание 4

Пищеварительный канал включает следующие отделы:

 Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник

2) ротовая полость, глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник

3) ротовая полость, трахея, печень, кишечник

4) ротовая полость, гортань, пищевод, желудок, поджелудочная железа, кишечник

Задание 5

Сколько крупных слюнных желез у человека?

Выберите один из 4 вариантов ответа:


1) 6 пар

2) 2 пары

3) 4 пары

4) 3 пары


Задание 6

В ротовой полости человека начинается расщепление:

а) белков; б) углеводов; в) липидов; г) витаминов.

Выберите один из 4 вариантов ответа:


1) а, г

2) только б

3) а, б

4) а, б, в


Задание 7

В ротовой полости происходит:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) формирование пищевого комка

2) расщепление белков, жиров и углеводов

3) перетирание и измельчение пищи

4) смачивание пищи слюной

5) пища перетирается и пропитывается желудочным соком

Задание 8

Соотнесите слои стенки пищеварительного канала с их тканями

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:


1) мышечная ткань

2) соединительная ткань

3) слизистая оболочка

__ внутренний слой

__   наружный слой        

__ средний слой


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

2

3

4

1

4

2

2 5

3  2  1

 

 

Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке»

Задание 1

Какой из перечисленных белков необходим для склеивания пищевого комка?

Выберите один из 4 вариантов ответа:


1) химозин

2) муцин

3) пепсин

4) лизоцим


Задание 2

Полупереваренная пищевая кашица называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) энзим                                       3) пепсин

2) химус                                        4) муцин

Задание 3

Бактерицидными свойствами в слюне обладает

Выберите один из 4 вариантов ответа:


1) Пепсин      2) Лизоцим              3) Муцин          4) Эндо нуклеаза

Задание 4

Выберите правильную последовательность обработки пищи в организме человека

1) всасывание веществ в кровь и лимфу

2) расщепление веществ

3) механическая обработка пищи

4) удаление непереваренных остатков пищи

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 3,2,1,4                                     3) 1,2,3,4

2) 2,1,3,4                                     4) 1,3,2,4

Задание 5

Какие из перечисленных ферментов выделяют слюнные железы

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) нуклеазу                                      4) мальтазу

2) пептидазу                                     5) амилазу

3) липазу

Задание 6

Под действием фермента химозина происходит створаживание молока –перевод растворимого белка молока в нерастворимый _______________

Задание 7

Сопоставьте органические вещества и продукты их расщепления

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) жирные кислоты и глицерин                            __ жиры

2) глюкоза                                                               __ углеводы

3) аминокислоты                                                    __ белки

Задание 8

Сопоставьте железы желудка и вещества, которые они вырабатывают

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) вырабатывают слизь                                  __ обкладочные железы   

2) вырабатывают ферменты                          __ добавочные железы     

3) вырабатывают соляную кислоту              __ главные железы             

Задание 9

Сопоставьте ферменты и их основные функции

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) расщепляет углеводы                                                             __ химозин

2) створаживает молоко                                                               __ пепсин       

3) расщепляет молекулы белков                                                 __ амилазу  

4) расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот              __ липаза

Задание 10

Выберите правильный вариант восприятия вкуса

А) сладкий вкус                              В) солёный вкус                                           

Б) горький вкус                               Г) кислый вкус                                                

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1-В; 2-А; 3-Г; 4-Б                                  3) 1-В; 2-В; 3-Г; 4-А

2) 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А                                  4) 1-Б; 2-Г; 3-А; 4-В

 

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

1

4 5

казеин

1 2 3

3 1 2

2 3 1 4

2

 

 

 

 

Тема: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

 

Задание 1

Основное всасывание питательных веществ осуществляется в:

Выберите один из 4 вариантов ответа:


1) толстом кишечнике

2) тонком кишечнике

3) ротовой полости

4) желудке


Задание 2

В двенадцатиперстную кишку открываются протоки:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) слюнных и кишечных           3) поджелудочной железы и печени

2) печени и желудка                  4) печени

Задание 3

Желчь вырабатывается клетками 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) желудка  2) печени   3) слюнных желез   4) кишечника

Задание 4

Самая крупная пищеварительная железа в организме человека …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) щитовидная железа            3) поджелудочная железа

2) печень                                  4) вилочковая железа

Задание 5

Выберите правильную последовательность расположения отделов толстой кишки у человека:

а) ободочная кишка; б) слепая кишка; в) прямая кишка

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1-а; 2-б; 3-в                    3) 1-б; 2-а; 3-в

2) 1-в; 2-а; 3-б                    4) 1-б; 2-в; 3-а

Задание 6

Соотнесите отделы кишечника и функции, которые они выполняют

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) выделение ферментов, переваривание пищи и всасывание питательных веществ, солей и минералов

2) всасывание воды, минеральных солей, некоторых витаминов, аминокислот и ядовитых веществ

3) начальный этап кишечного пищеварения

__ двенадцатиперстная кишка             

__ тощая и подвздошная кишка            

__ толстая кишка 

 

Ответы:

1

2

3

4

5

6

2

3

2

2

3

3 1 2

 

III. Задания для самостоятельной работы с использованием

полученных знаний

 

ВАРИАНТ 1

1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


1) кровеносный капилляр

2) тонкий кишечник

3) пищеварительный канал

4) двенадцатиперстная кишка

5) пищеварительная система

6) кишечная ворсинка


Ответ: 532461

 

2. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Человек, являясь ______________(А), получает необходимые  ему вещества с пищей. Сначала пища попадает в _________(Б), где начинается  её обработка слюной, содержащей __________(В), расщепляющие полимерные  углеводы. Далее по _____________(Г) пища попадает в желудок, в котором содержится _____________(Д) и ферменты, расщепляющие белки. Затем пищевой ком попадает в тонкий кишечник, в котором заканчивается  расщепление полимеров и происходит _________(Е). Клетчатка переваривается  в толстом кишечнике, который пища проходит перед тем, как непереваренные остатки будут выведены из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:


1) ферменты

2) всасывание

3) выделение

4) автотроф

5) гетеротроф

6) двенадцатиперстная кишка

7) пищевод

8)  соляная кислота


9) ротовая полость

А

Б

В

Г

Д

Е

5

9

1

7

8

2

 

3.   Используя знания о функциях печени, ответьте на вопрос:

1) Почему погибло подопытное животное, у которого воротную вену печени напрямую соединили с нижней полой веной?

Ответ: Печень выполняет барьерную функцию В капиллярах печени кровь освобождается  от вредных и ядовитых веществ, которые всосались  в кишечнике или образовались в процессе пищеварения и обмена веществ. Поскольку у животного кровь не прошла очистку, все ядовитые вещества кровью разнеслись по всему организму и это привело к гибели животного.

 

4. Установите соответствие между органическими веществами и продуктами их  расщепления

 

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА                        ПРОДУКТЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ

А) белки                                                                 1) глюкоза

Б) жиры                                                                  2) глицерин

В) углеводы                                                           3) аминокислоты

                                                                                4) жирные кислоты

Ответ:

А

Б

В

3

2 4

1

 

 

 

5. Прочитайте текст «Пищеварительные ферменты» и выполните предложенные задания.

Пищеварительные ферменты

             В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. 

            В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо.

        Железистые клетки поджелудочной железы секретируют поджелудочный сок-бесцветную жидкость, содержащую ферменты. Фермент трипсин расщепляет белки, липаза-жиры, амилаза- крупные молекулы углеводов.

1.Самостоятельно заполните кластер с опорой на текст

заканчивает расщепление белков –(трипсин)
ФЕРМЕНТЫ,(химозин)-расщепляет белок молока
 

 

 


        

 

действует в кислой среде- (пепсин)
(амилаза) превращает полисахариды в глюкозу
 

 

 

 

 

 

 


ВАРИАНТ 2

1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная  с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


1) кровеносный капилляр

2) тонкий кишечник

3) пищеварительный канал

4) двенадцатиперстная кишка

5) пищеварительная система

6) кишечная ворсинок


Ответ: 164235

 

2. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня.

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ ЧЕЛОВЕКА

В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________(А). Железы толстого кишечника вырабатывают много ________(Б) и облегчают таким образом продвижение и введение непереваренных остатков пищи. Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые _________(В). Непереваренные остатки пищи попадают в ______________(Г) и удаляются из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:


1)  слизь

2) вода

3) глюкоза

4) витамин

5) прямая кишка

6)  слепая кишка


7) поджелудочная железа

А

Б

В

Г

2

1

4

5

 

3. Установите соответствие между мономерами органических веществ и места их всасывания

 МОНОМЕРЫ                                                     МЕСТО ВСАСЫВАНИЯ

А) глицерин                                                             1) кровь

Б) аминокислоты

В) жирные кислоты                                                2) лимфа

Г) глюкоза

Ответ:

А

Б

В

Г

2

1

2

1

 

4. Используя знания о функциях печени, составьте 2 «тонких» вопроса.

(Тонкий вопрос начинается со слов: Почему? Объясните? Как вы думаете?..)

 

5. Прочитайте текст «Пищеварительные ферменты» и выполните предложенные задания.

Пищеварительные ферменты

             В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. 

            В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо.

        Железистые клетки поджелудочной железы секретируют поджелудочный сок-бесцветную жидкость, содержащую ферменты. Фермент трипсин расщепляет белки, липаза-жиры, амилаза- крупные молекулы углеводов.

Заполните таблицу с опорой на предложенный текст и полученные знания

Название фермента/

характеристики

место образования

действует на…

продукты расщепления

особые условия

?

желудок

?

амино-

кислоты

    ?

?

   ?

?

глюкоза

--------

?

поджелудочная железа

?

глицерин, жирные кислоты

в присутствии желчи

?

желудок

белок молока

 

--------

?

поджелудочная железа

?

амино-

кислоты

--------

 

Ответ:

Название фермента/характеристики

место образования

действует на…

продукты расщепления

особые условия

пепсин

желудок

белки

амино-

кислоты

кислая среда

амилаза

ротовая полость, поджелудочная железа

углеводы

глюкоза

--------

липаза

поджелудочная железа

жиры

глицерин, жирные кислоты

в присутствии желчи

химозин

желудок

белок молока

 

--------

трипсин

поджелудочная железа

белки

амино-

кислоты

--------

 

 

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

ВАРИАНТ 1

1. Какой процесс происходит в органе, изображенном на рисунке?

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1668009/pub_5df16469ba281e00ae324f2f_5df16a0b2beb4900b06fea3d/scale_12001) расщепление крахмала

2) образование желчи

3) выработка соляной кислоты

4) всасывание воды

 

2. Бактерии толстого кишечника участвуют в переваривании:

1) белков     2) жиров      3) клетчатки      4) глюкозы

 

3. При понижении температуры пищи активность ферментов слюны:

1) остается неизменной    2) повышается   3) понижается

 

4. Какой орган накапливает желчь и первым выделяет её в полость двенадцатиперстной кишки во время приема пищи?

1) желудок    2) поджелудочная железа       3) печень    4) желчный пузырь

 

5. Установите соответствие между ферментами и веществами, которые они расщепляют

ФЕРМЕНТЫ                                                      ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

А) липаза                                                              1) белки

Б) трипсин                                                            2) жиры (липиды)

В) амилаза                                                            3) сложные углеводы

Г) пепсин

Ответ:

А

Б

В

Г

2

1

3

1

 

6. Какие процессы происходят в толстом кишечнике? Выберите три варианта ответа из предложенных

 

1) всасывание воды

2) выделение гормонов

3) расщепление клетчатки

4) синтез некоторых витаминов

5) обработка содержимого кишечника желчью

6) всасывание аминокислот, жирных кислот, глицерина, глюкозы

Ответ:

1

3

4

 

7. Верны ли суждения о процессах пищеварения в ротовой полости?

А. Слюна содержит особе обеззараживающие вещества.

Б.В слюне содержатся ферменты, расщепляющие сложные углеводы

1) верно только А                                     2) верно только Б

3) верны оба суждения                           4) оба суждения неверны

 

8. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.

 

РОЛЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В ПИЩЕВАРЕНИИ

Соляная кислота желудочного сока убивает вредные микроорганизмы и активизирует ____(А). Благодаря им в желудке ____(Б) расщепляются на короткие пептиды, которые затем в тонком кишечнике разделяются на отдельные аминокислоты. Внутренняя стенка желудка образует многочисленные ____(В), которые увеличивают поверхность слизистой. Объём желудка может меняться благодаря ________(Г), входящей в состав его стенки.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:

1) глюкоза     2) углевод         3) белок       4) фермент        5) складка

6) гладкая мускулатура          7) поперечнополосатые волокна

Ответ:

А

Б

В

Г

4

3

5

6

 

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

ВАРИАНТ 2

 

1. Какой фермент вырабатывает изображенный на рисунке орган пищеварительной систем человека?

1) амилаза

2) лизоцим

3) липаза

4) пепсин

 

2. Фермент желудка пепсин расщепляет:

1) белки     2) жиры     3) углеводы     4) нуклеиновые кислоты

3. В какой полости тела человека расположен кишечник?

1) тазовой    2) плевральной    3) брюшной     4) грудной

 

4. Какую роль в пищеварении играет желчь:

1) превращает крупные капли жира в мелкие

2) расщепляет органические вещества

3) синтезирует водорастворимые витамины

 

5. Установите соответствие между характеристики и отделами кишечника человека.

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                  ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

А) заканчивается переваривание белков,

углеводов и липидов                                                             1) толстый

Б) всасываются органические вещества в

кровь и лимфу

В) синтезируются витамины К и В                                      2) тонкий

Г) расщепляется клетчатка

Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е) формирование каловых масс

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

1

 

6. Какие процессы происходят в тонком кишечнике? Выберите три варианта ответа из предложенных

1) всасывание воды

2) основное переваривание пищи

3) расщепление клетчатки

4) синтез некоторых витаминов

5) обработка содержимого кишечника желчью

6) всасывание аминокислот, жирных кислот, глицерина, глюкозы

Ответ:

2

5

6

 

7. Верны ли суждения об особенностях работы поджелудочной железы человека?

А. Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, потому, что в ней вырабатываются гормоны и пищеварительные ферменты.

Б. Как железа внешней секреции, она продуцирует инсулин и глюкагон, регулирующие уровень глюкозы в крови.

1) верно только А                                    2) верно только Б

3) верны оба суждения                          4) оба суждения неверны

 

8. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ЧЕЛОВЕКА

       С помощью ______(А) человек ощущает, вкус, механические свойства и температуру пищи. Человек не чувствует вкуса _____(Б) пищи. Помимо ферментов, расщепляющих сложные углеводы, в слюне содержится ____(В),

Формирующее пищевой комок. В ротовой полости происходит быстрое, по сравнению с кожными покровами, заживление мелких повреждений слизистой оболочки. Это происходит благодаря особым ____(Г) слюны.

Ответ:

А

Б

В

Г

4

7

2

1

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тестовые задания хорошо зарекомендовали себя на этапе погружения в тему при работе с учебным материалом, а в дальнейшем – на этапе самостоятельной работы с использованием…

Тестовые задания хорошо зарекомендовали себя на этапе погружения в тему при работе с учебным материалом, а в дальнейшем – на этапе самостоятельной работы с использованием…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Укажите органы пищеварительной системы, используемые в загадках, на этой цветной схеме 3

Укажите органы пищеварительной системы, используемые в загадках, на этой цветной схеме 3

Используя свой личный опыт и полученные знания из курса 7 класса, заполните предложенный кластер

Используя свой личный опыт и полученные знания из курса 7 класса, заполните предложенный кластер

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ 1 .

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ 1 .

Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию

Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию

ТЕСТЫ Тема: Органы пищеварения человека

ТЕСТЫ Тема: Органы пищеварения человека

Задание 8 Соотнесите слои стенки пищеварительного канала с их тканями

Задание 8 Соотнесите слои стенки пищеварительного канала с их тканями

Под действием фермента химозина происходит створаживание молока –перевод растворимого белка молока в нерастворимый _______________

Под действием фермента химозина происходит створаживание молока –перевод растворимого белка молока в нерастворимый _______________

Тема : Пищеварение в кишечнике

Тема : Пищеварение в кишечнике

III. Задания для самостоятельной работы с использованием полученных знаний

III. Задания для самостоятельной работы с использованием полученных знаний

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

ВАРИАНТ 2 1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наименьшего

ВАРИАНТ 2 1. Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наименьшего

Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться

Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ ВАРИАНТ 1 1

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ ВАРИАНТ 1 1

Ответ: 1 3 4 7

Ответ: 1 3 4 7

В какой полости тела человека расположен кишечник? 1) тазовой 2) плевральной 3) брюшной 4) грудной 4

В какой полости тела человека расположен кишечник? 1) тазовой 2) плевральной 3) брюшной 4) грудной 4

Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения

Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024