МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Методическая разработка по дополнительному образованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
(Кружковая работа – «Юные исследователи»)
Составила: Адмаева Е.В.
Воспитатель
П.Сурок, 2016-2017 г.
Аннотация
В данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготовительной группы детей.
Данный материал может быть полезен в работе педагогам, работающим по теме экспериментирование и исследовательская деятельность детей в детском саду.
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………4
1. Теоретическое обоснование темы
1.1. Поисково-познавательная как средство развития мировидения ребенка ….6
1.2. Формы работы опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста ……………………………………………………...….6
1.3. Перспективное планирование познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе ……………………………………9
2. Реализация познавательно – исследовательской деятельности
2.1. Создание мини-лаборатории для исследовательской деятельности ……...13
2.2. Организация взаимодействия с родителями………..…………………….....15
Заключение …………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы ………………………………………………19
Введение
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы: развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы, через опытно-экспериментальную деятельность.
3. В ходе проведения совместных экспериментальных действий развивать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; любовь к родному краю.
4. Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений.
5. Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
6. Привлечь родителей к активному участию в работе.
1. Теоретическое обоснование темы.
1.1. Поисково-познавательная как средство развития мировидения ребенка
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
1.2. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
1. Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Организация экспериментальной работы в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности времен года, животные и их приспособление к окружающей среде),
- Неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес),
- Человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства, преобразования предметов).
При планировании нужно основываться на принципы, на которые опирается вся работа по организации исследовательской деятельности:
-Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т. е. прозрачность действий;
-Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);
-Динамичности (развитие от простого к сложному);
-Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад);
-Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);
-Реалистичности (жизнеспособность);
-Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);
-Измерение успеха (оценка деятельности).
Со своей стороны я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».
Наряду с традиционными методами и приёмами, использовала инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. ( « Кто живёт в воде», «Как звери меняют шубки», «Разноцветная радуга»)
Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.
1.3. Перспективное планирование познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе
Занятия проводятся во второй половине дня и на прогулках 2 раза в месяц. Продолжительность каждого занятия - 30 минут.
Блок |
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Опыты |
Живая природа |
Сентябрь
|
1.«Здравствуйте, насекомые»
2. «Комнатные растения» |
Расширять и закреплять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, муравей, гусеница). Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости.
Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, алоэ, фиалка, хлорофитум). Рассказать детям как вода поступает в листья. Совершенствовать навыки ухода за растениями. |
«Рассматривание насекомых» «Почему они летают»
«Листья шуршат» «Угадай, какое это растение» «Полив растений» |
Октябрь |
3. «Дыхание растений» 4. «Знакомство с ежиком» |
Дать детям понятие, что растение – живое существо, оно дышит, растет, пьет. Расширить знания о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Упражнять в звукоподражании. |
«Растение дышит»
«Почему колючий ежик» |
|
Ноябрь |
5. «Посадим лук»
6. «Знакомимся с жизнью птиц» |
Формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Познакомить детей со свойствами лука.
Углубить и расширить знания детей о птицах. Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие). Учить различать птиц от других животных. |
«Посадка лука в землю и в воду» «Наблюдение за ростом корней в воде» «Угадай, какая это птица» «Кормушка для птиц» |
|
Неживая природа |
Декабрь |
7. «Знакомство со свойствами воздуха»
8.«Различные жидкости» |
Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека
Познакомить с различными жидкостями: водой, молоком, соком, растительным маслом. Выявить различия в процессах замерзания жидкостей. Познакомить со свойствами воды. |
«Что в пакете» «Надувание мыльных пузырей» «Сухой из воды» «Плавающий апельсин» «Цветные льдинки» «Вода – растворитель» «Почему айсберги не тонут?» |
Январь |
9. «Песок, его свойства. Песочные часы» 10. |
Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты |
«Что можно сделать за минуту» «Песчаный конус» |
|
Февраль |
11. «Зеркало»
12. «Свет и тень» |
Расширять представления об окружающем мире через знакомство со свойствами зеркал. Познакомить с историей возникновения зеркал, его оптическими свойствами. Познакомить с образованием тени от предметов, у становить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
«Был один – стало много» «Волшебные слова» «Теневой театр» |
|
Человек и рукотворный мир |
Март |
13. «Наши помощники
14. «Термометр и температура» |
Дать детям представление об органе слуха – ухо. Познакомить со строением уха человека и животного. Сформировать вместе с детьми рекомендации по уходу за ушами. Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органами позволяющего определить все запахи.
Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров |
«Слушай во все уши» «Спичечный телефон» «Изготовим рупор» «Угадай по запаху» «Как мы чувствуем запахи?»
«Измерим температуру тела» «Какая погода на улице» |
Апрель |
15.«Почему горит фонарик»
16. «Измеряем и взвешиваем» |
Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Познакомить детей с ростомером и весами. Объяснить, что для точного определения используется специальный прибор. Познакомить с линейкой, весами, рулеткой, кантором. |
«Найди предмет с помощью фонарика» «Горит – не горит»
«Измеряем рост» «Измеряем стул» «Взвесим предмет» |
|
Май |
17. «Магнит – фокусник»
18. «Хитрости инерции» |
Познакомить с магнитом, выявить их его свойства, взаимодействие магнита с разными материалами и веществами.
Познакомить детей с физическим явлением – инерцией, показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. |
«Магнитные силы» «Мы – фокусники» «Притягиваются – не притягиваются»
«Инерция яйца» «Чья машина быстрее» |
2. Реализация познавательно-исследовательской деятельности
Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с неживой природой и живой через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.1. Создание мини-лаборатории для исследовательской деятельности
Для выполнения поставленных задач в группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы экологическая лаборатория и центр науки, мини- лаборатория.
Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Основное оборудование лаборатории:
· приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
· разные виды бумаги;
· красители: гуашь, акварельные краски;
· медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
· карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
· индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования ориентирован на средний уровень развития ребенка. Но также собраны материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. К ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, приходит девочка Почемучка, почтальон Печкин, Незнайка и многие другие известные детям персонажи. Дети задают вопросы, а герой или присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Науки», но и на участке детского сада.
2.2. Организация взаимодействия с родителями
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. На группе проводились вечера вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям.
Реализация поставленных задач в
полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и
семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей.
Родители
принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования,
помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами,
способствуют удовлетворению познавательных интересов дома с помощью экспериментирования.
Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.
Для повышения родительской компетентности проводились родительские собрания «Мы – будущие исследователи», «Значение детского экспериментирования в жизни ребёнка»; консультации « Игра или эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», «Организация опытов в домашних условиях»; были составлены рекомендации:
-Как помочь маленькому почемучке;
-Ребенок - маленький исследователь;
-Игротека маленького исследователя.
Ожидаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Развивать у детей самостоятельность, уверенность в себе посредством развития мыслительных операций
3. Способствовать пониманию ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Заключение
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Изучение познавательно-исследовательской деятельности, как целостного образования личности нам позволило выявить интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида деятельности:
- во-первых, наши дети стали любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью;
- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – то, что регулирует и развивает исследовательскую деятельность; развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Считаю, что система работы, проведенная в моей группе по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Таким образом, интеграция познавательно – исследовательской деятельности в образовательном процессе нашего детского сада положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей к обучению в школе.
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «Учитель», Воронеж, 2002г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизвестное рядом» Творческий центр, - М. 2005г.
3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М., 2006г.
4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
5. Иванова А.И. «Детское экспериментирование - как метод обучения»
6. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М., 1998г.
воспитание» №6 за 2006г.)
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.