МБОУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи” Ленинского района
Методическая разработка по хореографии
«Партерный экзерсис»
Автор – составитель:
Пешкова Маргарита Александровна
педагог дополнительного образования
![]() |
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Цели и задачи……………………………………………………………………3
3. Основные разделы……………………………………………………………...4
4. Партерный экзерсис……………………………………………………………5
- упражнения для развития
гибкости и подвижности
позвоночника.
- упражнения для развития
подвижности и эластичности
мышц голени и стопы,
голеностопного сустава.
- упражнения для развития
подвижности тазобедренного
сустава.
- упражнения на растяжку
нижней поверхности бедра
и подколенных связок.
- упражнения для развития
выворотности и танцевального
шага.
- упражнения для укрепления
брюшного пресса.
5. Заключение……………………………………………………………………14
6. Список литературы…………………………………………………………...15
Введение
Основополагающим для всех видов танца (классический, народный, бальный и т.д.) является экзерсис. В свою очередь он классифицируется под данный вид танца. Сегодня мы остановимся на партерном экзерсисе: что это такое и зачем его применяют в хореографических коллективах.
Как мы уже знаем, хореография сильно влияет на развитие личности: эстетическое, нравственное, умственное, а особенно это важно в детском возрасте, где идёт бурный процесс становления личности.
И поэтому перед каждым хореографом, преподавателем встают задачи:
1.Дать учащимся азы хореографии, для дальнейшего обучения хореографическим дисциплинам.
2. Развить природные склонности учащихся, а также физические данные.
3. Воспитать художественный вкус.
4. Развить эмоциональную и танцевальную выразительность, чувство ритма.
Какова же основная цель партерного экзерсиса- повысить гибкость суставов, эластичность мышц и связок, силу мышц, сформировать скелетно- мышечный аппарат и осанку. Позволяет приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, даёт представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.
Это уникальная возможность начать работу по исправлению недостатков в осанке учащегося (прогиб поясничного отдела, асимметрия лопаток и др.)
Это развитие двигательной функции (прыжок, подъем ноги, гибкость корпуса, выворотность и т. д.), а также подготовительный этап к эзерсису у станка.
Именно детям дошкольного и младшего школьного возраста подходит партерный экзерсис, так как в этом возрасте ещё трудно включать в работу различные группы мышц, координировать движения тела. На полу проще следить за правильностью исполнения данного задания.
А от сюда следует, что программа первых годов обучения хореографии, должны включать основные разделы партерного экзерсиса.
1. «Осанка».
Основа осанки-позвоночник, который крепится к тазовому поясу, поэтому большое внимание уделяется упражнениям на развитие мышц спины и живота (упражнения стоя на коленях, сидя на полу, лёжа на спине и животе
2. «Гибкость тела»
Помогает созданию сценического образа, грамотному исполнению движений. Начинать следует с перегибание корпуса назад, лёжа на животе (гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночника). Наклоны вперёд, вниз совершаются благодаря растяжению межпозвоночных дисков, икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
3. «Подъём стопы»
Ежедневно стопа человека испытывает колоссальную нагрузку (опорную, регулятор равновесия, толчковую). Не маловажную роль он имеет в хореографии. Все мы знаем и видели как эстетически красиво выглядит натянутая нога в сочетании с вытянутым подъёмом. Даже если природа не наделила высоким подъёмом, с помощью определенных упражнений можно придать стопе красивую правильную форму (растягивание ахиллово сухожилие растягивает стопу и коленный сустав.
4. «Выворотность ног»
Многое зависит от строения тазобедренного сустава, связки коленного сустава, стопы. Есть выворотность природная и приобретённая. У ребёнка формирование голени и стопы происходит до 12 лет, поэтому важно в этот промежуток времени выработать правильное положение бёдер, коленного сустава и стоп, исключив разворот стоп во внутрь (косолапость).
5. «Шаг»
Мы часто сталкиваемся с термином «балетный шаг». Что это? Шаг это широта и свобода движения, его амплитуда зависит от выворотности и подвижности тазобедренного сустава, а так же от подвижности позвоночника, силы и эластичности задних групп мышц бедра. От амплитуды зависит высота прыжка.
Упражнения, которые я вам предлагаю, направлены на развитие всех групп мышц. Исполняются сидя и лёжа на полу.
• Предварительно хорошо разогреться (прыжки на скакалках, подскоки и др.)
• Ребёнок должен выполнять упражнения в меру своих физических возможностей.
• Упражнения должны чередоваться: силовые и расслабляющие
• Упражнения на гибкость выполняются медленно, плавно, без рывков.
• Выполнять до появления легкой боли.
• Учитывать физические и физиологические особенности ребёнка
• Все упражнения выполняются на «выдохе»
Упражнения для развития гибкости и подвижности позвоночника
И.П.: сесть на колени, руки за спиной взять в замок Музыкальный размер 4/4.
1и-2и-прогибаясь в пояснице, наклон вперёд, лопатки вместе, руки в замке, голова не опускается вниз.
3и-4и-округляем спину и возвращаемся в исходное положение, подниматься лопатками наверх, голова отстаёт
Упражнение исполняется 8 раз и больше.
И.П.: лёжа на животе, ноги сильно вытянуты (рыбий хвост), руки согнуты, локти в потолок, ладони прижаты к полу около плеч. Музыкальный размер 4/4
1и-вытянуть локти, поднять верхнюю часть корпуса. Руки в исходном положении, затылок тянется к пяткам
2и-оторвать руки от пола, перевести их наверх, сильно напрягая мышцы спины, усиливая прогиб.
3и-удерживаем положение.
4и- мягко возвращаемся в исходное положение.
Упражнение повторять 8 раз и больше.
И.П.: сесть на пол, ноги согнуть в коленях, прижать к себе, стопы упираются в пол. Пальцы рук повернуты в стороны, упираясь ладонями в пол. Корпус слегка откинут назад. Музыкальный размер 4/4
1и-2и-3и-4и- поднимаем бёдра, выкручиваем руки в плечевом суставе, делаем мост.
1и-2и-3и-4и-фиксируем мост, переносим вес тела на руки.
1и-2и-3и-4и- опускаем бедра, выкручиваем руки в плечевом суставе, принимаем исходное положение.
1и-2и-3и-4и-вытянуть ноги вперёд, корпус наклонить вперёд, живот прижать к ногам, сесть в складку, растянуть спину, вернутся в исходное положение.
Упражнение можно усложнить, поставив кисти рук ближе друг к другу.
Упражнения для развития подвижности и эластичности мышц голени и стоп, голеностопного сустава
И.П.: сесть на колени, пятки вместе, спина ровная, руки опущены вниз. Муз. размер 4/4.
1такт- поднимаем колени, перекатываемся на подъеме. Руки упираются в пол ладонями около бёдер, спина прямая.
2 такт-фиксируем положение.
3 такт-передвигаем ладони назад, за стопы. Колени прижать к груди. Вес на пальцах.
4 такт- садимся на пол. Пальцы ног остаются загнутыми.
5 такт- вытягиваем колени. Пальцы ног скользят вперёд, как можно дольше.
6 такт- фиксируем положение. Колени и подъём натянуты, пальцы ног смотрят в пол.
7 такт- сгибаем ноги, прижать колени к груди. Подъём остаётся натянут, пальцы ног загнуты в пол.
8 такт- Передвигаем ладони по полу вперёд. Через загнутые пальцы, переходим на подъём. Опускаем колени вниз, переходим в исходное положение.
И.П.: сесть на пол. Ноги вперёд. Стопы и колени сильно натянуты, спина ровная. Руки вытянуты в стороны, кисти на себя. Музыкальный размер -2/4.
1 такт- Сохраняя вытянутость колен и подъёма, сокращаем пальцы стоп.
2 такт-сокращаем подъём на себя, растягиваем ахилл и икроножную мышцу.
3 такт- загибаем пальцы ног, тянемся ими к пяткам.
4 такт-сохраняя положение загнутых пальцев, вытягиваем подъём.
Колени натянуты, спина прямая сохраняется на протяжении всего упражнения.
Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава
И.П.: лёжа на спине. Руки наверху. Муз. размер 4/4. Упражнение «Солнышко».
1 такт- выполняется складка, следить за спиной (прямое положение).
2 такт- ноги резко раскрыть в стороны, скользим пятками по полу и через поперечный шпагат, соединяем ноги сзади.
3 такт-руки сгибаем в локтях, упираясь в ладони вытягиваем руки, прогибая корпус назад, живот прижат к полу.
4 такт- ноги раскрываем в стороны и через поперечный шпагат соединяем спереди. Возвращаемся в исходное положение.
И.П.: сидя на полу, ноги вытянуты вперёд, стопы развёрнуты, спина прямая, бёдра ровные. Муз.размер4/4
1 такт- левая нога скользит по полу, выполняя rond. Сесть на правый шпагат, следить за ровностью бёдер и спины.
2 такт- разворачивая ноги в тазобедренном суставе перейти на поперечный шпагат.
3 такт- продолжая разворачивать ноги в тазобедренном суставе, перейти на левый шпагат, бёдра и спина ровные.
4 такт- правая нога исполняет rond, возвращаясь в исходное положение.
Упражнение повторять 8 раз и больше.
Упражнения на растяжку нижней поверхности бёдра и подколенных связок.
И.П.: встать на левое колено, бедро перпендикулярно полу. Правая нога вытягивается вперёд, развёрнутое положение, стопа сокращена, мизинец прижат к полу. Спина прямая, руки внизу. Музыкальный размер 3/4.
1 такт- руки поднимаем наверх, одновременно с корпусом опускаемся вниз, спина прогнута, живот прижать к бедру, правая нога сохраняет выворотное положение.
2 такт- удерживаем корпус в растяжке.
3 такт- круглой спиной через волну возвращаемся в исходное положение.
Упражнение повторять не менее 8 раз. Затем тоже проделать с другой ногой.
И.П.: сесть на правый шпагат, руки на бедре правой ноги (в последствии, поднимаем на верх в замке). Бёдра ровные. Муз. размер 4/4.
1 такт-сокращаем паховые мышцы, приподнимаемся над полом. Колени, спина вытянуты.
2 такт-расслабляем паховые мышцы, опускаем бёдра на пол.
Упражнение для напряжения и расслабление одних и тех же мышц (сила и эластичность). Исполняется не менее 8 раз, повторить с другой ноги.
И.П.: сесть на правый шпагат, корпус положить вперёд. Руками взяться за щиколотку. Муз. размер 4/4
1 такт- сохраняя исходное положение, перекатиться на спину, сохраняя положение шпагата.
2 такт- продолжая перекатываться, вернуться в исходное положение.
Следить за ревностью бёдер и спины.
Упражнение повторять не менее 8 раз, затем всё повторить с другой ногой.
И.П.: сесть на пол, ноги согнуты в коленях и подтянуты к туловищу. Стопы вытянуты, пальцы ног касаются пола, руки под коленями. Музыкальный размер 4/4
1 такт- разогнуть правую ногу в колене вперёд- вверх.
2 такт- вернёте в И. П.
3 такт- 4 такт- повторить с левой ноги.
1 такт- обе ноги оторвать от пола и поднять вперёд- вверх.
2 такт- вернутся в И.П.
Упражнение «Тюльпан» повторять 8 раз. Усложнение упражнения: с помощью рук разогнуть ноги в коленях и поднять их вперёд- вверх к лицу. При этом следим за ровностью позвоночника (тянуть от копчика вверх).
Упражнения для развития выворотности и танцевального шага.
И.П.: сесть на пол, опереться руками сзади, стопы на полу, колени прижаты к груди. Музыкальный размер 4/4
1 такт- колени раскрываются в стороны, касаясь пола, и возвращаются назад, раскрываем колени, руки скользят перед собой, ложимся корпусом вперёд. Грудью касаемся стоп.
2 такт- удерживаем положение, мышцы расслабить, затем вернуться в исходное положение
Упражнение повторять не менее 8 раз.
И.П.: Лежа на животе, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, стопы соединяем, бёдра прижаты к полу. Муз. размер 4/4.
1 такт-поднимаемся на локтях вместе с корпусом, прогибаемся назад, фиксируем положение,
2 такт- возвращаемся в исходное положение.
Упражнение повторять не менее 8 раз.
И.П.: выпад на правую ногу, левая вытянута назад. Голень правой ноги стоит перпендикулярно полу, руки в замке вытянуты наверх. Музыкальный размер 4/4.
1 такт- колено левой ноги не касается пола, расслабляя паховые мышцы, бёдра опускаем вниз к полу.
2 такт- расслабляясь, продолжаем опускаться вниз, вес тела между ног.
Упражнение повторять не менее 8 раз, затем все исполняется на другую ногу.
Упражнения для укрепления брюшного пресса.
И. П.: сидя на полу, стопы и колени натянуты. Музыкальный размер 4/4.
1 такт- поднять ноги от пола (образовать угол), руки раскрыты в стороны, положение зафиксировано.
2 такт- прийти в И. П.
Усложнённый вариант:
И. П.: лёжа на спине, ноги натянуты, руки вдоль туловища ладонями вниз. Музыкальный размер 4/4
1 такт- одновременно поднимаем корпус и вытянутые ноги.
2 такт- медленно возвращаемся в И. П.
Упражнения повторять 8 раз.
Заключение:
Благодаря комплексу упражнений, которые направлены на воспитание правильной осанки и укрепление мышц туловища, у учащихся наблюдаются изменения с положительной динамикой. Выпрямляется шейная кривизна, лопатки опускаются, фиксируется ключица на первом ребре, выпрямляется грудная и поясничная кривизна позвоночного столба. Таз разворачивается в более горизонтальное положение, ноги выпрямляются и выворачиваются в тазобедренных суставах. Дети становятся более выносливыми, уверенными в себе, движения приобретают динамическую окраску и естественную пластичность.
Данная методика позволяет выполнять упражнения как на занятиях хореографии, так и на дистанционных занятиях, при этом соблюдая правила выполнения и под присмотром педагога.
Литература:
Брышкова Т. Азбука хореографии - С- Петербург, 1996.
Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями. М. Искусство, 1967.
Руководство по растяжке связок и мышц. - М. 1990.
Ткаченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом- М. 1958
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.