РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
ТЕМА: Диаграммы MS Excel.
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
образовательная
· знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в электронных таблицах;
развивающая
· формирование у учащихся логического мышления;
· развитие познавательного интереса к предмету;
· развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;
· развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательная
· воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы, экологической культуры.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ: словесные, практические, наглядные, логические, самостоятельной работы, стимулирования и мотивации учебной деятельности, контроля, самоконтроля и самооценки.
ТИП УРОКА: закрепление изученного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютерный класс, на компьютерах установлена операционная система Windows и пакет Microsoft Office, мультимедиапроектор, инструкционные карты;
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1. Этап всесторонней проверки знаний.
Для начала проверим теоретические знания, полученные на прошлом уроке.
1. В первом задании «Подбери верно» необходимо подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.
А |
Электронные таблицы - это |
1 |
выражение, начинающееся со знака «=», включающее в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. |
В |
Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: |
2 |
используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются. |
С |
Формула - это |
3 |
при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. |
D |
Относительные ссылки |
4 |
Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. |
E |
Абсолютные ссылки |
5 |
число, текст и формула |
Ответ: А-4, В-5, С-1, D-3, Е-2.
В зависимости от количества верных ответов, учащиеся выставляют в карточки самооценивания свои баллы.
1. Второй этап проверки ваших знаний – электронный тест по предыдущим темам, который включает 10 вопросов и расположен на рабочем столе в папке ДАТА. По завершении теста вам выставляется программой оценка, ее вы должны занести в карточки самооценивания.
ТЕСТ «Электронные таблицы»
1. Основным элементом электронных таблиц является…
1. Таблица;
2. Строка;
3. Столбец;
4. Ячейка.
1. В электронных таблицах имя ячейки образуется…
1. Из имени столбца и строки;
2. Из имени строки;
3. Из имени столбца;
4. Произвольно.
1. В электронных таблицах нельзя удалить…
1. Столбец;
2. Строку;
3. Адрес ячейки;
4. Содержимое ячейки.
2. В электронных таблицах выделена группа ячеек A1:B3. Сколько ячеек входит в эту группу?
1. 6;
2. 4;
3. 5;
4. 3.
3. Какой тип данных не используется в электронных таблицах?
1. Рисунок;
2. Число;
3. Текст;
4. Формула.
4. Какой адрес ячейки в электронных таблицах правильный?
1. А15В;
2. 29G;
3. F127;
4. G81K.
5. С помощью какой формулы можно определить произведение содержимого ячеек A1 на B1?
1. =А1 * В1;
2. =А1 . В1;
3. =А1 ^ В1;
4. =А1 · В1;
6. С помощью какой функции можно определить среднее арифметическое диапазона ячеек A1:B3?
1. СРЗНАЧ(А1:В3);
2. СРЗНАЧ(А1;В3);
3. СРЕДНЕЕ(А1:В3);
4. СР_АР(А1:В3).
7. Какая из ссылок является абсолютной?
1. &B&4;
2. F3D4;
3. S2;
4. $B$4.
8. Как обычно (т.е. по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
1. По правому краю;
2. По левому краю;
3. По центру;
4. По ширине.
1. Этап усвоения нового материала.
Диаграмма – это графическое представление данных из таблицы. Диаграммы строятся на основе уже готовых таблиц.
Давайте вспомним, какие бывают диаграммы (круговая, гистограмма, график – это наиболее часто используемые при представлении информации).
Диаграммы необходимы для…
Ответы учащихся:
· для наглядного графического представления информации;
· для сравнения нескольких величин;
· для сравнения нескольких значений одной величины;
· для слежения за изменением значений величины.
Давайте рассмотрим, для какого набора данных используется конкретный тип диаграмм (линейчатая – для сравнения величин, круговая – для отображения частей целого, график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени и др.)
Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.
А также к преимуществам диаграмм можно отнести:
· Наглядность;
· Информативность;
· Возможность проведения анализа;
· Возможность выявления процентных соотношений.
Диаграммы связаны с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе.
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММ:
1. Ввести в таблицу данные.
2. Выделить необходимый диапазон данных.
3. Перейти на вкладку Вставка | Диаграммы:
o Выбрать тип диаграммы;
o Выбрать отображение данных (в строках или столбцах);
o Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.);
o Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или имеющемся).
1. В панели инструментов «Конструктор», «Макет», «Формат» отформатировать элементы диаграммы.
После построения диаграммы, ею можно манипулировать, а именно изменять расположение каждой области или поменять тип, для этого необходимо нажать правой кнопкой мыши по диаграмме.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИАГРАММЫ:
1. Этап применения знаний и закрепления изученного.
Практическое применение знаний. На рабочем столе в папке Общая для студентов откройте файл Excel и по карточкам выполните задания.
Цель работы: закрепить умения строить диаграммы и графики функций на основе табличных данных в электронной таблице Excel.
Задание 1.
В электронных таблицах построить на листе с данными линейчатую диаграмму с вертикальными столбцами (гистограмму) с легендой, позволяющую сравнить численность населения в семи наиболее населенных странах мира. Отформатировать элементы диаграммы.
Страна |
Население, млн |
Китай |
1339 |
Индия |
1187 |
США |
310 |
Индонезия |
237 |
Бразилия |
193 |
Пакистан |
170 |
Бангладеш |
164 |
Нигерия |
158 |
Россия |
142 |
Задание 2.
В электронных таблицах построить круговую диаграмму без легенды, представляющую наглядно долю стоимости каждого устройства в общей стоимости компьютера. Вставить подписи данных.
Устройство |
Стоимость, тенге |
Системная плата |
3600 |
Процессор |
3500 |
Оперативная память |
1800 |
Жесткий диск |
4000 |
Монитор |
5500 |
Дисковод DVD-RW |
900 |
Корпус |
1400 |
Клавиатура |
650 |
Мышь |
350 |
Видеокарта |
2700 |
Учащиеся выполняют два задания на компьютере в среде MS Excel.
Проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ.
Видеоролик «Для поднятия настроения»
http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
https://www.youtube.com/watch?v=I-0ilM1VH78&list=PL2dsfiASEjBAXVbh1hH-dJws1TByr6PBX
Задание 3.
Просмотр ролика о загрязнении окружающей среды:
https://www.youtube.com/watch?v=JV_cGtFERsM&noredirect=1
Работа в парах.
Следующее задание вы выполняете самостоятельно в парах и вы найдете очень интересные факты, связанные с экологией планеты. Предлагаю вам разбиться на Х групп, у каждой группы будет свое задание.
Ваша задача: ознакомиться с изложенной информацией и построить графики, которые по-вашему мнению более подходят к информации на сайте. На все вам дается 10 минут. Как будете готовы — покажете мне, а потом всему классу, так как используемые вами данные очень полезны и интересны.
1 группа. Топ 10 стран с самым быстрым интернетом.
http://www.discoveryworld.ru/article/246
данные за 2018 год.
http://statistic.su/blog/speed_internet/2010-11-16-109
Найдите нашу страну.
2 группа. Топ 10 стран с самыми высокими показателями загрязнения атмосферы.
http://www.numbeo.com/pollution/rankings_by_country.jsp
(на правую крайнюю колонку не смотреть — это экспоненциальная функция, сайт что-то там пытается сравнить). Найдите нашу страну.
Рис.1. Работа в парах
3 группа. Топ 10 стран с самым низкими показателями загрязнения атмосферы.
http://www.numbeo.com/pollution/rankings_by_country.jsp
(на правую крайнюю колонку можно не смотреть — это экспоненциальная функция, сайт что-то там пытается сравнить). Найдите нашу страну.
4 группа. Топ 10 стран самых экологически чистых.
https://www.education-medelle.com/articles/samye-ekologicheski-chistye-strany-mira-v-2016.html?lang=ru
Индекс экологической эффективности (The Environmental Performance Index) - комбинированный показатель состояния экологии и эффективности управления природными ресурсами. Найдите нашу страну.
5 группа. Топ 10 стран самых экологически загрязненных, непригодных для жилья.
http://www.education-medelle.com/articles/samie-ekologicheski-chistie-strani-mira-v-2014.html
Индекс экологической эффективности (The Environmental Performance Index) -
комбинированный показатель состояния экологии и эффективности управления
природными ресурсами. Найдите нашу страну.
6 группа. Топ 10 стран с самой высокой продолжительностью жизни.
http://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info
Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index), показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в странах мира. Найдите нашу страну.
7 группа. Топ 10 стран с самой низкой продолжительностью жизни.
http://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info
Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index), показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в странах мира. Найдите нашу страну.
Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- задача: В Excel построить на листе с данными графики квадратичной
функции и функции квадратного корня с легендой.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок в листы само оценивания по критериям:
Оценка «5» - от 23 до 25
Оценка «4» - от 18 до 22
Оценка «3» - от 12 до 17
Рефлексия:
· Кому понравился урок?
· Вы можете сказать, что узнали много нового на уроке?
· Какую работу вам понравилось выполнять больше?
· Сегодня на уроке я узнал …
· Сегодня на уроке мы … оценивать свою работу, работать в группах.
· Наш урок прошел … (интересно, быстро… )
С юмором об окружающей среде:
Чтобы вы немножко отдохнули, предлагаю вашему вниманию еще один ролик, уже юмористический об окружающей среде:
https://www.youtube.com/watch?v=3IBvUafhYqE&noredirect=1
Я надеюсь, что умения, приобретенные на уроке, помогут вам достичь успеха в будущем. Благодарю вас за урок.
Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.