Методическая разработка по литературе "Рабочая тетрадь. Изучаем творчество В.В. Маяковского"

  • pptx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая тетрадь.pptx

Это время —
трудновато для пера, но скажите,
вы,
калеки и калекши, . где,
когда,
какой великий выбирал . путь,
чтобы протоптанней
и легше?

Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте -
уже не стук, а стон; тревожусь я о нем,
в щенка смиренном львенке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головенке.
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
У меня,
да и у вас,
в запасе вечность.
Что нам
потерять
часок-другой?!

«Юбилейное» 1924

Каким мне
представляется
Маяковский

Каким видят
Маяковского
читатели

А.В.Луначарский (1923): «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненного глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому. Но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
 
 
 
Ю.Карабчиевский («Воскресение Маяковского»,1983): «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу - и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство – а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног…»
 

Ранний период творчества Маяковского интересен прежде всего тем,
что здесь Маяковский более непосредственно,
чем после революции выражает себя.
Лирический герой раннего Маяковского – одиночка, поэт улицы, города и его жертва. Его время – только настоящее, «сиюминутное» или обобщенное, выраженное в метафоре, сопрягаемой с риторическим восклицанием («Время! Хоть ты прямой богомаз, лик намолюй мой в божницу уродца века!») Лирический герой не имеет личностного времени, времени собственной судьбы. В центре этого «физического» мира поставлено «Я» поэта. «Я сам» (название автобиографического очерка), «Владимир Маяковский» (первая трагедия), «Я» (цикл стихов 1913 года).
Основным принципом авторского мироустройства является эгоцентризм. «Великая душа» в поэзии Маяковского живет в напряженном противопоставлении себя окружающему миру. Причем «мир», «вы», «ты» мыслятся и ощущаются как мелкое, ничтожное, обывательское, по отношению к которому возможно самое резкое – до хулиганского - отношение. Для изображения «мира» подбирается сниженная лексика:
Мало извозчиков? Улицу врасплох огляните –
Тешьтесь ложью. Из рожь ее
Видна ль шутка площе чья! Чья не извозчичья?

На противопоставлении себя и мира строятся большинство стихов раннего периода творчества: «А вы могли бы?», «Ничего не понимаю», «Нате!», «Кофта фата», «Вам!».
Традиционный конфликт: поэт и толпа, поэт и сытые. Лирический герой постоянно стремится унизить окружающую его действительность и человека (например, плевком или ударом в лицо). Оппозиция «я – мир» рождает напряженное чувство ненависти, постоянное ощущение, что рядом – враг. До революции враг – в большинстве случаев мещанин, обыватель, после революции образ врага формируется в соответствии с официальной политикой.
Разрушение мира заканчивается разрушением себя, потому что, унижая ближнего, опошляя действительность, человек унижает прежде всего самого себя. В поэзии раннего Маяковского поражает обилие «кровавой образности» («Людям страшно – у меня изо рта \\шевелится ногами непрожеванный крик»).
Маяковский проповедует грубый антиэстетизм, физиологизм художественных образов («Я люблю, когда умирают дети»).
На раннем этапе Маяковский выступает мастером метафоры («Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок».
Уже у раннего Маяковского рождаются новые принципы поэтики – «Слово – сама цель» - создание неологизмов идет по принципу необычности. Многочисленные грамматические неправильности поэт объясняет связью с футуризмом.
(И.П.Карпов «Ранний Маяковский»)

А вы смогли бы?
 
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
1913
 
Какие образы вы нашли в этом стихотворении?

В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром?

Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

В каких строчках слышится скрежет? Как называется такой прием? Какие звуки повторяются?

Обратите внимание на лексику. В чем ее особенность?

Образы

Особенность лексики

«Нате» В.Маяковский

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.
1913

Почему так называется стихотворение?
К кому обращено?
Какой характер стихотворения?
С помощью каких средств она создается?
Какие образы созданы автором в стихотворении?
Как показаны ценности героя и толпы?
Почему так графически организуется стихотворение?


Я

ВЫ

Какие строчки характеризуют лирического героя,
и какие представляют тех, кому герой бросает вызов?

Противоречие в образах лирического героя

Особенности поэзии Маяковского

Подумайте над вопросами

На мой взгляд, особенности поэзии Маяковского заключаются в следующем:

Что можно назвать необычным в стихотворения Маяковского?

Каким видит Маяковский
мир? Какими его рисует?

Все ли предметы, вещества, явления сочетаемы?

Охарактеризуйте поэтический мир Маяковского.

Что скрывается за резкостью и грубостью?

Какие идеи звучат в стихотворениях?

К какой категории вы бы отнесли стихотворения?
К поэзии мысли или к поэзии чувства?

НОВАТОРСТВО ПОЭЗИИ В.МАЯКОВСКОГО

ОСВОБОДИЛ СТИХ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КАНОНОВ РАЗМЕРА

СОЗДАЛ НОВОЮ СИСТЕМУ СТИХОСЛОЖЕНИЯ –
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

ИЗМЕНИЛ ГРАФИЧЕСКОЙ ОБЛИК СТИХОТВОРЕНИЯ –
«ЛЕСЕНКА»

ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАЛ ВОЗМОЖНОСТИ ЗВУКОАПИСИ

УСИЛИЛ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ПАУЗЫ В СТИХОТВОРЕНИИ

АВТОР НЕОЛОГИЗМОВ

ВВЕЛ СЛОЖНЫЕ МЕТАФОРЫ И НЕОЖИДАННЫЕ СРАВНЕНИЯ –
НЕПОВТОРИМАЯ МАТАФОРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворения В. Маяковского:
«Скрипка и немножко нервно», «Послушайте», «Революция», «Левый марш», «Ода революции»,
«О дряни», «Прозаседавшиеся», «Про это», «Во весь голос», «Гимны» и др..
2.Выучить наизусть одно из стихотворений.

Поэт, которого я открыл для себя…

Приглашаю Вас на страницу творческого объединения ЛитТех для дальнейшего знакомство с творчеством поэта, общения и творческой работы.

Глоссарий:





Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром. Классическим примером акцентного стиха является октябрьская поэма В. В. Маяковского «Хорошо» 1927 года.

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы. В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются также аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков). «Лесенкой» Маяковского называют использовавшийся поэтом способ записи стиха с разрывами строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки, как, например, в стихотворении «Сергею Есенину», «Юбилейное» и др.
Основные причины подобных разрывов строки Маяковский называет в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.
Неологи́зм (др.-греч. νέος — новый + λόγος — слово) — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).
Novator. Латинское – novator (обновитель). Слово «новатор» заимствовано из немецкого языка в первой половине XIX в. Первоисточник – латинское слово novator.
Новатором называют человека, который придумывает и проводит в жизнь что-то абсолютно новое в своей трудовой деятельности. Производные: новаторство, новаторский.

Мета́фора (от гр. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Футуризм авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.




Л. Тимофеев
Новым в стихе Маяковского было не разрушение силлабо-тонического строя — оно было и до него. И кроме того, он в ряде случаев и не отказывался от силлабо-тонического стиха. Новым было введение в строку паузы как элемента ритма, во-первых, и превращение слова в самостоятельную единицу, во-вторых. Это разрушало слоговую симметрию старого, в основном фразового стиха, позволяло строить стих лишь на чередовании ударных слогов, поддержанных паузами, разрушало силлабо-тоническую схему.
(Из статьи «Системность поэтики Маяковского» )
Луначарская-Розенель И.Л.
Большого роста и при этом очень складный, с широкими, уверенными движениями, хорошо посаженной круглой головой и внимательным взглядом золотисто-карих глаз, он вдруг улыбался как-то очень молодо и по-мальчишески застенчиво, и от этой улыбки у его собеседника сразу исчезала всякая скованность при общении с ним.
<…>
   Владимир Маяковский - воплощение мужества, активности, жизнеутверждающей силы, титанической работы во имя счастливого будущего.
Рита Райт
Но Маяковский в тысячной аудитории уже не был просто поэтом, читающим свои стихи. Он становился почти явлением природы, чем-то вроде грозы или землетрясения,- так отвечала ему аудитория всем своим затаенным дыханием, всем напряжением тишины и взрывом голосов, буквальным, не метафорическим, громом аплодисментов.
Незнамов П.В.
Маяковский был необычайно добросовестным и почти пунктуальным в отношении сроков исполняемых заказов, он держал свое слово и других учил держать. Любо-дорого было смотреть, как он работал. Плакаты и подписи к ним, которые он брался делать для трестов, совместно то с Родченко, то с Лавинским, то с Алексеем Левиным, у него прямо горели в руках!
Родченко А.М.
Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным.
Б. Пастернак
Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче... Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем».
(Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание»)
М.Цветаева
...Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать.
(Из статьи «Эпос и лирика современной России»
Д. Шостакович
Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи.
(Из книги «Маяковский в воспоминаниях современников»)

ИНТЕРЕСНО

Посмотрите также