Деление с остатком.
Цель: закреплять прием деления с остатком, вычислительны навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков читать равенства, используя математическую терминологии решать задачи изученных видов; анализировать и делать вы воды.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны, о ставят знак +, если нет — знак —.)
1. Чтобы разделить число 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые 60 и 18. (+)
2. 25 в 3 раза меньше, чем 75. (+)
3. Частное чисел 85 и 17 равно 5. (+)
4. 48 больше 24 на 2. (-)
5. Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6. (+)
6. 14-4 = 52. (-)
7. 82 : 2 = 41. (+)
8. Делитель 26, частное 2. Делимое 13. (-)
9. Если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+) 10. Если 96 уменьшить в 8 раз, получится 12. (+)
2. Работа над задачами
— Решите задачи.
• В классе 28 учеников. Одна восьмая класса занимается спортом. Сколько учеников занимается спортом?
• Летние каникулы длятся одну четвертую года. Сколько месяцев длятся летние каникулы?
• Возраст дочери 6 лет, что составляет одну пятую возраста мамы. Сколько лет маме?
3. Геометрический материал
— На какие группы можно разделить углы? (Прямые — 1, 3, 4; острые — 2, 5, 6; тупые — 7, 8.)
3 = 8 (ост. 2)
3 = 9
3 = 9(ост. 1)
III. Самоопределение к деятельности
— Разделите числа на 2. 2,3,4,5,6,7,8,9. (Учитель записывает примеры на доске, учащиеся — в тетради.)
2:2=16:2 = 3
3:2= 1 (ост. 1)7:2 = 3(ост. 1)
4:2 = 28:2 = 4
5:2 = 2(ост. 1)9:2 = 4(ост. 1)
— Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1.)
— Разделите на 3 следующие числа. 21,22,23,24,25,26,27,28,29.
21:3 = 726: 3 = 8(ост. 2)
22 : 3 =7 (ост.1) 27 : 3 = 9
23 : 3 = 7 (ост. 2) 29 : 3 = 9 (ост.2)
24 : 3 = 8
25:3 = 8(ост. 1)
— Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как связаны между собой делитель и остаток.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№1(с. 27).
— Прочитайте примеры под цифрой 1. Объясните, что обозначает рисунок.
— Выполните деление.
— Понаблюдайте, какие получились остатки.
— Как вы думаете, почему при делении на 2 в остатке может получиться только 0 или 1? (В ином случае деление можно выполнить еще раз.)
— Выполните задание 2.
— Понаблюдайте, какие получились остатки.
— Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте правило в рамке.
V. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с.27).
— Прочитайте задачу.
— Выполним краткую запись.
Задача— 10 мин
Уравнения — ?, по 5 мин
— Назовите все затраченное время.
— Как узнать, сколько времени осталось на решение уравнений?
— Как узнать, сколько уравнений решил ученик?
— Запишите решение и ответ задачи.
(Один ученик работает у доски. Со слабоуспевающими детьми можно выполнить схематический чертеж.)
— Что примем за целый отрезок? (25мин.)
— Из каких частей он состоит? (Из времени, которое было затрачено на решение задачи и уравнений.)
— Сколько времени ученик затратил на решение задачи? (10 мин.)
— Сколько времени он затратил на решение уравнений? (Оставшуюся часть времени.)
— Что еще известно в задаче? (На каждое уравнение ученик тратил 5мин.)
— Что надо узнать? (Сколько раз по 5 содержится во второй части.)
№2 (с. 27).
— Прочитайте задачи.
— Как найти число, если известна доля от этого числа? (Умножить значение одной доли на количество долей.)
— Запишите решения и ответы задач самостоятельно.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 27).)
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 83 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 27). Работа в парах. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой вычислительный прием мы закрепляли сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Почему остаток не может быть больше делителя?
— Кто хорошо понял тему и может объяснить её товарищам?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 27). Рабочая тетрадь: № 88 (с. 34).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.