Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Страницы истории XIX века" (4 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Страницы истории XIX века" (4 класс)

Оценка 4.6
docx
05.03.2024
Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Страницы истории XIX века" (4 класс)
окр4кл.docx

 «Страницы истории XIX века»

(УМК «Школа России»)

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Тема урока:Страницы истории XIX века.

Тип урока: открытие нового знания.
Цель урокасформировать у учащихся представления о жизни в XIX в.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с реформами Александра Второго, с  техническими изобретениями того времени;

-обеспечить в процессе урока усвоение и закрепления основных понятий «декабристы», «крепостное право»,  «крепостные крестьяне», «мануфактура», «манифест»;

-развивать интерес  к истории своего Отечества;
-развивать память, внимание, логическое  мышление, познавательный  интерес.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД:

-осуществлять логические действия: анализ, синтез, используют знаково-символические средства;

логическую цепь рассуждений, доказательство;

-выражать полно и точно  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

строить рассуждения, доказательства;

-строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-участвовать в групповой работе, уметь слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке, комментировать свои действия.

Личностные УУД:

-проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

-иметь  желание учиться, положительно отзываются о школе;

-стремитьсяхорошо учиться и сориентироваться  на участие в делах школьника, правильно идентифицировать с позицией школьника.

Методы и формы обучения:индивидуальная, групповая, фронтальная, объяснительно-иллюстративный

Технологии: технология критического мышления, технологии деятельностного подхода, технология сотрудничества

Оборудование:

-технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

-презентация

-материал для работы в группах

- А.А.Плешаков,  Е. А. Крючкова  «Окружающий мир»: учебник для 4  класса общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2018 год

 

Ход урока

Домашнеезадание.
У: с122-126. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.
Организационный момент.

Добрый день, ребята!Проверьте  свою готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Вспомним изученный материал:

- В каком году началась Отечественная война?

- Какая страна напала на Россию?

- Почему Наполеон нападал на разные страны?

- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

- Где происходило Бородинское сражение?

- Почему русские военные решили оставить Москву?

 -Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

-Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

Определение темы, постановка цели урока.

Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цеди?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

( Примерные ответы учащихся: познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались)
Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Прочитайте на доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.

—  Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

—  Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

—  На уроке узнаем об этих словах.

Предлагаю детям поработать в группах. Вспоминаем правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выбрать организатора группы. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выполняя задания, четко следуйте инструкции.

4. Распределите работу в группе.

5. Работайте дружно.

6. Уважайте мнение выступающих.

7. Работать должен каждый на общий результат.

Группы выбирают организаторов. Организаторы получают  задания.

Организация  работы в  группах.

Откройте учебник на стр. 122. Найдите текст, согласно своему маршрутному листу. Учащиеся в группах работают по учебнику, осуществляют поиск новой информации и заполняют рабочие листы.

Представление  результатов  групповой работы.

Учащиеся представляют результат групповой работы, другие учащиеся слушают выступления, отвечают на вопросы учителя

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

1  группа

-Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы.

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Декабристы», делают вывод.

Итак, как называется одна из страниц нашей книги (Декабристы)

-Что вы о них узнали?

Декабристы выступали против рабства, неуважения к правам личности, тягостного положения русского солдата в военных поселениях, равнодушия общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.
2  группа

-Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.
Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Освобождение крестьян», делают вывод.

Итак, как называется вторая  страница нашей книги (Освобождение крестьян)

-Что вы о узнали?

-После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьянам оставлял мало. Невозможно было прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. Многие крестьяне уходили искать работу в городе. Но это был шаг вперед в истории страны.

-Почему Александр 2 вошел в историю как Царь освободитель?


3 группа

Получает дополнительный текст о преобразованиях Александра второго и выполняют кластер

С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись  с адвокатами и присяжными заседателями. В стране появлялись новые  больницы, театры и музеи. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Территория России увеличилась. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу.

После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования.

-Какие преобразования Александра 2 вы запомнили?

Итак, как называется данная  страница  нашей книги (Преобразования Александра Второго)

-Несмотря на это,  личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

4 группа

Получают фотоматериал и составляют картинный план «Петербург и Москва»

- Какие заводы появился в Петербурге?

-А чем славилась   Москва?

Итак, как называется следующая   страница нашей книги (Технические новшества)

5 группа

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Технические новшества», делают вывод. Один человек из группы работает с картой, находит Транссибирскую магистраль, показывает города, через которые она проходит.

Итак, как называется следующая   страница нашей книги (Технические новшества)

-Какими техническими новшествами стал пользоваться человек в 19 веке?Какие технические новшества вошли в жизнь людей?

Закрепление изученного материала.

Игра «До и после»

1.Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2.Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3.Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4.Перевозка грузов на телегах (до)
5.Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6.Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)
Вывод: 19 век- век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.

 

1 человек работает у доски по карточке  «Восстановите последовательность событий»

Восстановить  последовательность событий.

Восстание декабристов.

Начало строительства Транссибирской магистрали.

Освобождение  крепостных крестьян

Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой.

Рефлексия.
-Продолжите фразу «Теперь я знаю, что 19 век, это…»


 

Страницы истории XIX века » (УМК «Школа

Страницы истории XIX века » (УМК «Школа

Какая страна напала на Россию? -

Какая страна напала на Россию? -

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Освобождение крестьян», делают вывод

Учащиеся данной группы представляют свой рабочий лист, по цепочке пересказывают текст «Освобождение крестьян», делают вывод

Восстание декабристов. Начало строительства

Восстание декабристов. Начало строительства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024