Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Оценка 4.6

Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Оценка 4.6
docx
05.01.2024
Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
otkrytyy_urok_lit._6_kl.docx

Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. 

Задачи:

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Оборудование:

Презентация «По страницам повести «Барышня-крестьянка», фрагменты художественного фильма «Барышня-крестьянка»

ХОД УРОКА

1.     Орг. момент.

 

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

 

2.      Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

 

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.

В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?

 

Презентация  «Повести Белкина»  ( 2 мин )

 

Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?

 

…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».

 Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.

 

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради

3.     Проверка домашнего задания (знание содержания повести).

Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

 

1.     Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

2.     Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

3.     Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

4.     Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

5.     Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

6.     Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

7.     Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

8.     Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

9.     Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

 

Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

 

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Презентация «Мир дворянской усадьбы» (2 мин)

А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайтецитаты из текста.

 

 

                 Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

            Названия имения

 

 

В          Ведение хозяйства, дел

 

 

             Воспитание детей

 

 

 

Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика …  ( Муромского) –  всё время вводил что-то новое, хороший отец.

Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов)  гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Муромский)  живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком  увлечен всем английским.

Какие чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаемвыводы (составление кластера на доске)

 

Перед нами типичные помещики того  времени.

 Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени19 века

       Мы  видим  в  повести   признаки  исторической эпохи

В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

 

5.     Защита второй части иследования

Вопрос:

А в чем же человеческая ценность повести?

 Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

  1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

  2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

Как они познакомились? (краткий пересказ)

  Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию?Продолжите высказывания (правильное 1 из 2 вариантов):

       1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

 

       2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она  была  красивой    барышней  из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

 

Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он  повзрослел …»

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Фрагмент фильма (заключительная сцена) 2 мин.

Вопрос

Как заканчивается повесть?

 Повесть заканчивается счастливо:

 Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

 

Что вы чувствуете?

 

 Радость за  счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают счастья.

 

Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

6.Выводы, составление синквейна

 Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

 

  А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

7.     Домашнее задание:  Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

8.     Оценки за урок:

(1,2 смайлика – «4», 3 смайлика- «5»)


 

Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «

Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «

Кто автор этих строк? - О каком времени года говорит

Кто автор этих строк? - О каком времени года говорит

Иван Петрович Берестов и Григорий

Иван Петрович Берестов и Григорий

Факты из текста Берестов

Факты из текста Берестов

Григорий Иванович Муромский - «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер

Григорий Иванович Муромский - «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер

Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством

Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством

Итак, любимая Акулина и непривлекательная

Итак, любимая Акулина и непривлекательная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024