Методическая разработка по открытого урока по литературе в 6 классе на тему: «Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цель:
Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.
Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.
Задачи:
Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся
Развивать речь учащихся.
Оборудование:
Презентация «По страницам повести «Барышня-крестьянка», фрагменты художественного фильма «Барышня-крестьянка»
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
2. Мотивация.
Музыка Чайковского «Времена года»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна
мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Кто автор этих строк?
- О каком времени года говорит А.С Пушкин?
- Об осени.
Да. Это было любимое время года поэта.
В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?
Презентация «Повести Белкина» ( 2 мин )
Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…
Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?
…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».
Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.
Какое впечатление произвела на вас повесть?
Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?
В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?
Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.
Запишем тему урока в тетради
Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)
1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)
Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.
В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.
Презентация «Мир дворянской усадьбы» (2 мин)
А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.
Какие два поколения представлены в повести?
Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.
В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.
4.Защита первой части исследования.
Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)
- о Берестове Иване Петровиче
- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайтецитаты из текста.
Факты из текста |
Берестов Иван Петрович |
Григорий Иванович Муромский |
Названия имения |
|
|
В Ведение хозяйства, дел |
|
|
Воспитание детей |
|
|
Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.
Положительные стороны помещика … (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.
Положительные стороны помещика … ( Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец.
Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского
(Берестов) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.
(Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским.
Какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?
(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)
Сделаемвыводы (составление кластера на доске)
Перед нами типичные помещики того времени.
Один - хозяин, другой - англоман.
Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
Григорий Иванович Муромский - «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени19 века
Мы видим в повести признаки исторической эпохи
В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»
5. Защита второй части иследования
Вопрос:
А в чем же человеческая ценность повести?
Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)
Скажите, о ком эта информация:
1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.
2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.
Что происходит с героями?
Как они познакомились? (краткий пересказ)
Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию?Продолжите высказывания (правильное 1 из 2 вариантов):
1. Алексей понравился Лизе, потому что
а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;
б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.
2. Алексей полюбил Лизу, потому что
а) она была красивой барышней из богатой семьи;
б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.
Продолжите фразу:
«Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел …»
1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.
2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.
Фрагмент фильма (заключительная сцена) 2 мин.
Вопрос
Как заканчивается повесть?
Повесть заканчивается счастливо:
Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.
Что вы чувствуете?
Радость за счастье героев, они по-настоящему и искренне любят и заслуживают счастья.
Учитель:
Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:
« Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»
- Как вы понимаете данные слова?
Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.
6.Выводы, составление синквейна
Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?
Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.
Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.
7. Домашнее задание: Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)
Нарисовать иллюстрацию (по желанию)
8. Оценки за урок:
(1,2 смайлика – «4», 3 смайлика- «5»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.