Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад № 35 «Вишенка» (МБДОУ № 35 «Вишенка») третьей категории с. Новотроицкое Азовского района Ростовской области
Методическая разработка по патриотическому воспитанию
КВН «Знатоки Малой Родины»
Воспитатели:
Печаткина О.М.
Есипова Л.П.
с. Новотроицкое Азовского района Ростовской области
2023 год
«Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!»
Введение.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна – Россия, гражданами, которой мы являемся.
Цель: формирование у подрастающего поколения патриотического сознания: социальной позиции участника и созидателя общественной жизни у детей старшего и среднего дошкольного возраста, через приобщение к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- продолжать знакомить с родным селом, обогащая и расширяя знания о памятных местах села;
- воспитывать любовь к родному селу;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- развивать речь;
- познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность, новизна и значимость мероприятия.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.
Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них патриотического сознания являются занятия и мероприятия, которые помогают раскрыть связь родного села с Родиной в целом. Одним из таких мероприятий является игра КВН «Знатоки малой Родины», которое было проведено в старшей разновозрастной группе «Непоседы» и получило много положительных отзывов и слов благодарности от родителей через WhatsApp мессенджер.
Содержание мероприятия.
КВН «Знатоки Малой Родины».
Цель: Обобщить и уточнить представления детей о родном крае.
Задачи: Закрепить знания о селе, его достопримечательностях, о природе родного края, воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «Малую Родину», развивать любознательность и интерес к познанию родного края, развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Целевая аудитория: Дети старшего и среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, медицинская сестра и музыкальный работник.
Материалы и оборудование: флажки азовского района, эмблемы команд «Знайки» и «Умники», презентация к КВН с музыкальным сопровождением, атрибуты для игр, медали, проектор, ноутбук.
Планируемые результаты: дети могут рассказать о своем родном селе, умеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы; умеют в играх проявлять смекалку, сдержанность.
Дети c флажками Азовского района под музыку входят в зал (Слова Н. Осошник, Музыка В. Осошник «Мы дети твои, Россия!»).
Эля И.
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
Ведущий: Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди, т.е. Малая Родина для вас это наше село Новотроицкое.
Ребята, предлагаю вам сегодня сыграть в КВН, игру весёлых и находчивых. А тема КВН — «Знатоки малой Родины». Мы с вами живем в красивом селе Новотроицкое. Предлагаю каждому из вас продолжить фразу: «Я люблю свое село, потому что…» или «Я горжусь своим селом, потому что…» (дети самостоятельно пытаются дополнить предложение).
Дети садятся.
Ведущий: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать Вас!
Для умной игры собралась детвора,
КВН начинать нам настала пора!
Звучит музыка «Мы начинаем КВН», выходят две команды с эмблемами. Первая команда «Знайки», вторая «Умники».
Ведущий: Ребята, в игре вы должны показать все свои знания о Малой Родине, навыки и умения. Жюри будет оценивать ваши ответы, а в конце они подсчитают баллы, и мы узнаем победителей. В игре участвуют две команды – «Умники» и «Знайки». Представляю наше жюри…
- Давайте, ребята, скажем наш девиз:
«Край родной мы изучаем, про него мы много знаем».
- А сейчас попрошу капитанов команд сказать своё приветствие.
Приветствие команды «Умники»: «Нет земли краше, чем Родина наша».
Приветствие команды «Знайки»: «Родной край - сердцу рай».
Задания:
I. Разминка.
Ведущий: (по одному вопросу каждой команде)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Как называется столица нашей Родины?
- Как называется область, в которой мы живем?
- Как называется село, в котором мы живем?
- Как называется самый большой город Ростовской области?
- Как называется самый древний город Ростовской области?
- Как называется главная улица нашего села?
- Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
- Назовите, какие улицы села Новотроицкого вы знаете?
- Назовите памятники, которые есть у нас в селе.
- Обе команды правильно ответили на все вопросы. Пока жюри оценивает разминку, проведем небольшую музыкальную паузу.
Музыкальная пауза (жюри считает баллы) - Дети поют гимн Задонского поселения Азовского района
Ведущий: А сейчас ребята, вспомним символы России, вам необходимо отгадать загадки, а правильность ответа, мы проверим посмотрев на экран. Итак, слушайте. (каждой команде по очереди загадываются загадки)
1. Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
2. Три струны играет звонко
Инструмент тот- «треуголка».
Поскорее узнавай - ка
Что же это? (балалайка)
3. На вид она одна, большая,
Но в ней сидит сестра вторая,
А третью- во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех – малютка, крошка
Все вместе- русский сувенир… (матрешка)
4. Великан в лесу живет,
Он сладкоежка - любит мед,
Когда испортится погода
Он спать ложится на полгода. (медведь)
Поэтическая пауза (жюри считает баллы) - Стихи детей о России
1. Есения В.- «Родина» Т. Бокова
2. Родион Д. - «Какая наша Родина» В. Боков
3. Матвей П. - «Россия» С. Васильев
Ведущий: Следующее задание. Про свою любимую Родину – Россию русский народ сложил много пословиц и поговорок, давайте их назовем
1. «Всюду хорошо, а дома лучше»,
2. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
3. «Родина начинается с семьи»,
4. «Человек без Родины – соловей без песни»,
5. «При солнце тепло, при Родине добро»,
6. «Родина краше солнца, дороже золота»,
7. «Где родился, там и пригодился»,
8. «Всякому мила родная сторона».
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам пройти за столы, и выполнить следующее задание. Ребята, для вас Новотроицкое – это село, в котором вы родились, живете. На экране мы будем вам показывать фотографии с изображением различных видов вашей Малой Родины, а вы должны вспомнить местные виды и рассказать, что изображено на фото. Выигрывает та команда, которая больше опишет фото с изображением достопримечательностей родного села. Будьте очень внимательны при выборе картинок.
Ведущий: пока жюри считает баллы, проведем с вами физминутку.
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем? (хором, ходьба на месте, взявшись за руки.)
Дом, в котором мы живем. (руки перед собой, соединяем пальцы в домик)
Солнце в небе голубом. (поднимаем руки вверх)
И душистый, золотистый,
хлеб за праздничным столом. (руки выставляем вперед, ладонями вверх)
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем. (руками машем над головой)
Что мы Родиной зовем? (руки раскрываем перед собой)
Все, что в сердце бережем! (руки прикладываем к груди)
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Игра «Собери пазл». Необходимо собрать герб Азовского района и герб России. Команды за столами собирают картинки.
Муз. пауза. Дети исполняют «Гимн России».
Ведущий: Конкурс капитанов.
Задание: собери разрезные картинки и ответь, что на них изображено. (Собор Василия Блаженного в Москве и Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону).
Ведущий: Давайте, ребята скажем добрые, ласковые слова о своей Малой Родине, о нашем родном селе. (Дети встают в круг, передавая воздушный шар в форме сердца, говорят ласковое прилагательное о своем селе)
Ведущий:
Наше Новотроицкое, лучшее на свете!
Здесь мы родились и будем жить!
Быть может где-то лучше и красивей,
Но ты для нас дороже и родней!
Ведущий: Вот и завершилась наша игра! Предлагаем жюри огласить результаты игры.
Слово жюри.
Ведущий: Ребята, вы оказались настоящими знатоками своей Малой Родины- села Новотроицкого! Поздравляем победителей! (Вручение медалей).
Результаты мероприятия.
Дети рассказали о своем родном селе, логично и последовательно строили высказывание, умело использовали простые символы и схемы; в играх проявили смекалку и сдержанность.
Выводы о проведенном мероприятии.
В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом, у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к селу Новотроицкому, родной природе, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность.
Работа по патриотическому воспитанию не должна стоять на месте. Она должна постоянно совершенствоваться, пополняться и развиваться.
Приложения.
Фотоотчет КВН «Знатоки малой Родины»
(https://disk.yandex.ru/d/5oIuhRiI19WXkg )
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.