Методическая разработка по профилактике правонарушений среди подростков в форме квест - игры «Преступление, правонарушение, проступок» (методические рекомендации педагогу-психологу)

  • Игры
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 08.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка включает в себя апробированный материал по психолого-педагогическому сопровождению для повышения уровня правовой культуры в подростковой среде с помощью игровой квестовой технологии. Материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, работающих с детьми, входящими в группу «социального риска» и может быть реализован в рамках общей профилактики по повышению уровня правовой грамотности с несовершеннолетних.
Иконка файла материала квест- игра ППП.docx

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

структурное подразделение

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по профилактике правонарушений среди подростков

в форме квест - игры

«Преступление, правонарушение, проступок»

(методические рекомендации педагогу-психологу)

 

 

 

 

 

Авторы составители:

Шудрикова Юлия Валерьевна

Руководитель структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

Роскошная Алла Николаевна

Методист структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

 

 

 

 

 

 

 

г. Белгород, 2023

Составители:

 

Шудрикова Ю.В., педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: rppms@mail.ru

Роскошная А.Н., методист, педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: rppms@mail.ru

 

 

 

 

Методическая разработка включает в себя апробированный материал по психолого-педагогическому сопровождению для повышения уровня правовой культуры в подростковой среде с помощью игровой квестовой технологии.

Материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, работающих с детьми, входящими в группу «социального риска» и может быть реализован в рамках общей профилактики по повышению уровня правовой грамотности с несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка

4-5

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

6-7

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

8-10

I этап. «Подготовительный»

8

II этап. «Организационный»

8

III этап. «Основной»

9

IV этап. «Заключительный»

10

Описание содержания работы станций

11-18

Станция №1 «Умей сказать нет»

11

Станция №2 «Хорошо подумай и скажи»

12

Станция №3 «Веревочка»

13

Станция №4 «Происшествие в парке»

14

Станция №5 «Верно – неверно»

15

Станция №6 «Башенка»

16

Станция №7 «Вместе-мы сможем»

17

Станция №8 «Блиц опрос»

18

Список использованной литературы

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних входит в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Российской Федерации. Наиболее актуальной проблемой при проведении профилактических работ с несовершеннолетними является снижение числа совершаемых ими правонарушений и преступлений. Одной из главных мер профилактического воздействия и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений является осуществление субъектами профилактики правового воспитания. Понимание правового воспитание заключается, прежде всего, в передаче накопленных знаний о норме права в обществе. Как показывает практика, для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. Наиболее эффективным является реализация обще-профилактических мер, направленных на предотвращение совершения подростками преступлений и правонарушений.

Современное поколение требует внедрения новых форм работы, большей практической вовлеченности и предоставления актуальной информации в рамках правовой грамотности, через осмысление опыта в процессе взаимодействия. Современные подростки – представители так называемого поколения «Z» и потому периодически испытывают трудности в классическом обучении, поэтому так важно найти профессиональные и актуальные современные инструменты, способствующие снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. К такой игровой образовательной технологии относится квест-технология. Основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая в себе технологии проблемного, проектного и игрового обучения, ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации, развитие подростков, как активных участников процесса. Данная технология идеально подходит для достижения обще-профилактических образовательных целей, которые в ходе реализации проектной и игровой деятельности, познакомят с новой информацией, позволяют закрепить имеющиеся знания, способствуют их отработке на практике умения детей. Так же квест-игры обладают рядом важных характеристик. Сюда можно отнести результативность — квест-игра направлена на достижение заранее определённого, конкретного результата. Дискретность — квест-игра разбивается на отдельные шаги (этапы, станции, стадии), прохождение которых фиксируется и оценивается в ходе игры. Эта особенность позволяет при необходимости останавливать и возобновлять игру, упрощает проведение многодневных мероприятий. Соревновательность —проводится в командах (оптимальная численность 12 человек), которые соревнуются между собой в скорости достижения результата или наборе очков (баллов). Ограниченность — во времени и пространстве. Правила дают определённое время на выполнение задания, причём в ходе игры запрещено покидать отведённое правилами место (локацию). Детерминированность — основные правила квест-игры определены заранее и не меняются в ходе игры. Сюжетно-ролевой характер, которые позволяет превратить профилактическое мероприятие в легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

 

Название игры:

Преступление, правонарушение, проступок

Тип игры:

Игра по станциям (квест)

Цель игры:

    Создание организационных и психолого-педагогических условий для профилактики правонарушений и преступлений подростков через формирование компетенций в вопросах правовой культуры

Задачи:

·        Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения.

·        Формирование умения различать хорошие и плохие поступки.

·        Способствовать становлению, развитию, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам.

·        Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми.

·        Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления.

Целевая аудитория:

Подростки в возрасте 11-17 лет

Продолжительность:

60-90 мин.

Предполагаемый результат:

·      Расширение знаний подростков в сфере законопослушного поведения.

·      Понимание подростками и разграничение таких понятий как проступок, правонарушение, преступление.

·      Получение практического опыта подростками в сфере правой компетенции.

·      Осознание личной ответственности в случае нарушения правил поведения и закона.

·      Развитие коммуникативных и личностных качеств подростков, создание зоны успеха.

Игровой результат:

Собрать мотивационную картинку-пазл из фрагментов, полученных за удачное прохождение станции.

 

Потенциальные партнеры:

• Общеобразовательные организации

• Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Место проведения:

Помещение, соответствующее условиям и критериям игры

Вариативность формирования команд:

обучающиеся стоящие на учете в ТКДН и ЗП;

обучающимися состоящими на ВШ учете от разных образовательных организаций;

обучающиеся в параллели от одной или разных образовательных организаций.

Основные этапы

проведения игры:

Старт игры:

      Сбор команд в общем зале.

      Вступительное слово ведущего.

      Озвучивание правил для участников команд.

      Выдача маршрутных листов.

      •Участники команд отправляются на станции в соответствии с маршрутным листом.

Финиш игры:

      Сбор участников команд в общем зале.

      Совместная работа членов команд: составление общей мотивационной картинки-пазла с  цитатой.

      Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты.

      Заключительное слово ведущего.

      Получение обратной связи от участников и организаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

 

I этап. «Подготовительный»

1.     Организаторы в рамках социального партнерства информируют заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или начальника муниципального учреждения управление образования администрации района или руководителей общеобразовательных учреждений о возможности проведения игры-квеста.

2.     Команды для участия в игре формируются на основании предоставленных заявок. Количество команд две. Рекомендуемое количество членов одной команды: 6 человек. По усмотрению организаторов количество человек и участвующих команд может быть увеличено, но должно соответствовать принципу парности.

3.     По усмотрению организаторов и с учетом целесообразности возможно введение помощников-волонтеров и увеличение количества ведущих. Минимальное количество рекомендуемых организаторов – 2: по одной группе на человека.

4.     Тематика заданий на каждой станции формируется в соответствии с ее названием. Станции следует располагать примерно на равном расстоянии друг от друга. Оформляются таблички с названиями станций (Приложение 1).

5.      Организаторами игры подготавливается реквизит для участников команд.

 

II этап. «Организационный»

1.     Перед началом игры в случае введения дополнительных помощников-волонтеров проводится общий инструктаж.

Правила игры для ведущих команду:

• У ведущего каждой группы находится маршрутный лист, в соответствии с которым и происходит переход от станции к станции (Приложение 7).

• В случае введения помощников-волонтеров их функции состоит в том, чтобы помогать участникам команд определять местонахождение станций; проводить игры и упражнения, контролировать время, присуждать за выполнение атрибут-пазл.

• За быстрое и правильное выполнение задания команде выдается один атрибут - часть своего пазла от общей картинки с мотивирующей цитатой (Приложение 6). В случае выполнения задания командой с замечаниями и ошибками пазл не выдаётся, но участники команды будут иметь возможность получить недостающие части в конце игры при блиц – опросе.

2.     Участники команд, собираются в общем зале, по возможности оборудованном мультимедиа-проектором с колонками и расставленными стульями по количеству участников. Рекомендуется использование информационных стендов с опорной информацией по теме квест-игры (Приложение 3).

3.     Представление ведущих. Актуализация внимания подростков на получаемую информацию в ходе мини-лекции с элементами беседы. (Приложение 2).

4.     Выступление ведущего. Просмотр видео - притчи «Все оставляет свой след»: 2 минуты. В случае отсутствия возможности использования технических средств, притчу ведущий зачитывает самостоятельно (Приложение 4).

5.     С помощью приемов социоигровой технологии организация деления участников на две команды в случайном порядке. К примеру: команда синих и красных. Вариативность: команды, командиры и названия команд определяются заранее. Так же возможно использованные других вариантов деления на группы и выбор названия образованной команде. При этом необходимо скорректировать затраченное время на введение изменений и не выходить за общий временной регламент.

6.     Сообщение о количестве и названиях станций, о правилах игры:

• На старте ведущие, сопровождающие команды получают маршрутный лист и направляют команду от станции к станции при этом контролируют выполнение заданий на станциях и в случае правильного выполнения отдают атрибут-пазл.

Вариативность: Капитаны команд получают маршрутный лист и переходят от станции к станции, где их ждет закрепленный помощник-волонтер, который зачитывает правила и условия прохождения конкретной станции и присуждает за выполнение атрибут-пазл.

• За каждой станцией закреплен определенный цвет. Время, отведенное на одну станцию – 5-7 минут.

• Выполнив задание команда продолжает путь. Атрибуты-пазлы собираются и хранятся до конца игры.

• После прохождения всех станций участники собираются на финише (в общем зале) и в случае необходимости получают возможность в блиц-опросе заработать дополнительные пазлы-атрибуты для сбора общей картины с мотивирующей цитатой.

7.     Проведение совместной активизирующей игры «Принцесса, дракон и рыцарь» (Приложение 5). Участник команды, победивший в игре приносит команде первый атрибут-пазл.

 

 

 

 

 

 

III этап. «Основной»

1. Старт игры. Участники команд отправляются по маршрутам в соответствии с полученными маршрутными листами.

 

п/п

Название станции

Цвет

Основной вид деятельности

1.                 

«Умей сказать нет»

красный

Работа по парам. Продемонстрировать ситуацию и способ отказа

2.                 

«Хорошо подумай и скажи»

оранжевый

Разбор ситуаций по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

3.                 

«Веревочка»

желтый

Изобразить геометрические фигуры

4.                 

«Происшествие в парке»

зеленый

Сбор «улик» - следов. Составление текста. Ответ на вопросы

5.                 

«Верно – неверно»

голубой

Ответы на вопросы по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

6.                 

«Башенка»

синий

Работа в паре. Собрать на скорость башню из больших геометрических фигур находясь на линии ограничения

7.                 

«Вместе-мы сможем»

фиолетовый

Работа с листом заданий по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

8.                 

«Блиц опрос»

белый

Дополнительные баллы для команды

 

 

IV этап. «Заключительный»

1.     Финиш игры. Сбор участников команд в общем зале.

2.     Совместная работа членов команд: составление общей картины с мотивирующей цитатой.

3.     Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты.

4.     Заключительное слово ведущего. Получение обратной связи от участников и организаторов. Фотографирование.

Описание содержания работы станций

 

Станция №1

 «Умей сказать нет»

(Приложение 8)

 

Команде необходимо разбиться в произвольном порядке на пары.

 

Вариативность: Ведущий просит команду построиться в шеренгу и рассчитаться на первый-второй. Формирует пары.

 

Механизм проведения упражнения:

·        Ведущий знакомит команду с памяткой «Правила уверенного отказа»

·        Участники команды по очереди читают (знакомятся) с предложенными техниками отказа.

·        Один из подростков зачитывает другому ситуацию. Второй подросток выбирает одну из подходящих техник отказа и демонстрирует ее. После демонстрации участники меняются ролями.

 

Вариативность: Карточки с техниками отказов и ситуациями выбираются участниками в «слепую». Ведущий предлагает предложить участникам свой вариант ситуации и оптимальный вариант выхода из него.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Давление может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей. Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохраняет здоровье и определяет наше будущее завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №2

Хорошо подумай и скажи»

(Приложение 9)

 

Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.

 

Ведущий: Я вам предложу ситуации для разбора, а вы должны определить, к какой категории эта ситуация относиться к проступку, правонарушению или преступлению. За каждый правильный ответ выдается атрибут-пазл.

 

Вариативность: Возможно участие всей команды без разделения на пары.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №3

«Веревочка»

 

Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

 

Ведущий: Я вам дала веревку, у которой концы связаны. Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник.

 

Вариативность: В зависимости от качества выполнения упражнения и затраченного времени возможно усложнить задачу и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие основное правило (не открывать глаза) не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Даже в непонятных или сложных условиях всегда есть возможность прислушаться к другим или взять на себя роль организатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №4

«Происшествие в парке»

(Приложение 10)

 

Команде необходимо собрать, прочитать текст и ответить на вопросы ведущего.

 

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в помещении). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

 

Вариативность: Цвет «следов»-подсказок может для каждой группы иметь свою фактуру или цвет.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, отказавшиеся или неправильно выполнявшие задание, не получают атрибут-пазл.

 

Слова на следах:


всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)


 

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

 

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

 

Резюмирование: Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него. У любого поведения есть последствия.

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №5

«Верно – неверно»

 (Приложение 11)

Ведущий: Я буду зачитывать ситуации по порядку всей команде и в конце выскажу свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете руки вверх, если нет – приседаете. Всем понятны правила?

 

Вариативность: Вариант ответа команды может быть любым, главное соблюдение условия – ответ должны давать все члены команды и желательно одновременно.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №6

«Башенка»

 

Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.

 

Ведущий: Вашей команде необходимо построить башню за отведенное время, используя весь предлагаемый материал. При этом пары по очереди должны меняться. В постройке башни должна поучаствовать все члены команды. За ограничивающую черту заходить нельзя.

 

Вариативность: Данное упражнение можно провести в соревновательном ключе на лучшее выполнение задания между двумя командами.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие озвученные правила, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: В жизни как и в игре нужна поддержка людей, которые находятся рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №7

«Вместе-мы сможем»

 (Приложение 12)

 

Команде необходимо выбрать на предложенном листе-задании правильный вариант ответа на поставленный вопрос.

 

Ведущий: Вам дан лист с заданием. Выберите правильный вариант ответа на поставленный вопрос. Подчеркните ответ.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Наш выбор сегодня определяет наше будущее завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №8

«Блиц опрос»

(Приложение 13)

 

Команда получает возможность получить дополнительные баллы-пазлы за правильные ответы.

 

Ведущий: Это станция-соревнование между командами. Каждой команде по очереди я буду зачитывать вопрос. На раздумье команде отводиться 20 секунд.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Знание – сила. Выбор – будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.

2.     Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе – технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-5. С. 58-65.

3.     Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. №6.

4.     Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // «Мир науки»: электрон. журн. 2016. Т.4. №5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf

5.     Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. –2015. – № 1 – 2.

6.     Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2011.


 

7.     Скачано с www.znanio.ru