ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
структурное подразделение
«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям
Ракитянского и Краснояружского районов»
Методическая разработка
по профилактике правонарушений среди подростков
в форме квест - игры
«Преступление, правонарушение, проступок»
(методические рекомендации педагогу-психологу)
Авторы составители:
Шудрикова Юлия Валерьевна
Руководитель структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»
«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям
Ракитянского и Краснояружского районов»
Роскошная Алла Николаевна
Методист структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»
«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям
Ракитянского и Краснояружского районов»
г. Белгород, 2023
Составители:
Шудрикова Ю.В., педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: rppms@mail.ru
Роскошная А.Н., методист, педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: rppms@mail.ru
Методическая разработка включает в себя апробированный материал по психолого-педагогическому сопровождению для повышения уровня правовой культуры в подростковой среде с помощью игровой квестовой технологии.
Материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, работающих с детьми, входящими в группу «социального риска» и может быть реализован в рамках общей профилактики по повышению уровня правовой грамотности с несовершеннолетних.
Содержание
Пояснительная записка |
4-5 |
Информационный паспорт игры по станциям (квеста) |
6-7 |
Этапы проведения игры по станциям (квеста) |
8-10 |
I этап. «Подготовительный» |
8 |
II этап. «Организационный» |
8 |
III этап. «Основной» |
9 |
IV этап. «Заключительный» |
10 |
Описание содержания работы станций |
11-18 |
Станция №1 «Умей сказать нет» |
11 |
Станция №2 «Хорошо подумай и скажи» |
12 |
Станция №3 «Веревочка» |
13 |
Станция №4 «Происшествие в парке» |
14 |
Станция №5 «Верно – неверно» |
15 |
Станция №6 «Башенка» |
16 |
Станция №7 «Вместе-мы сможем» |
17 |
Станция №8 «Блиц опрос» |
18 |
Список использованной литературы |
19 |
Пояснительная записка
В настоящее время предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних входит в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Российской Федерации. Наиболее актуальной проблемой при проведении профилактических работ с несовершеннолетними является снижение числа совершаемых ими правонарушений и преступлений. Одной из главных мер профилактического воздействия и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений является осуществление субъектами профилактики правового воспитания. Понимание правового воспитание заключается, прежде всего, в передаче накопленных знаний о норме права в обществе. Как показывает практика, для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. Наиболее эффективным является реализация обще-профилактических мер, направленных на предотвращение совершения подростками преступлений и правонарушений.
Современное поколение требует внедрения новых форм работы, большей практической вовлеченности и предоставления актуальной информации в рамках правовой грамотности, через осмысление опыта в процессе взаимодействия. Современные подростки – представители так называемого поколения «Z» и потому периодически испытывают трудности в классическом обучении, поэтому так важно найти профессиональные и актуальные современные инструменты, способствующие снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. К такой игровой образовательной технологии относится квест-технология. Основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая в себе технологии проблемного, проектного и игрового обучения, ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации, развитие подростков, как активных участников процесса. Данная технология идеально подходит для достижения обще-профилактических образовательных целей, которые в ходе реализации проектной и игровой деятельности, познакомят с новой информацией, позволяют закрепить имеющиеся знания, способствуют их отработке на практике умения детей. Так же квест-игры обладают рядом важных характеристик. Сюда можно отнести результативность — квест-игра направлена на достижение заранее определённого, конкретного результата. Дискретность — квест-игра разбивается на отдельные шаги (этапы, станции, стадии), прохождение которых фиксируется и оценивается в ходе игры. Эта особенность позволяет при необходимости останавливать и возобновлять игру, упрощает проведение многодневных мероприятий. Соревновательность —проводится в командах (оптимальная численность 12 человек), которые соревнуются между собой в скорости достижения результата или наборе очков (баллов). Ограниченность — во времени и пространстве. Правила дают определённое время на выполнение задания, причём в ходе игры запрещено покидать отведённое правилами место (локацию). Детерминированность — основные правила квест-игры определены заранее и не меняются в ходе игры. Сюжетно-ролевой характер, которые позволяет превратить профилактическое мероприятие в легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.
Информационный паспорт игры по станциям (квеста)
Название игры: |
Преступление, правонарушение, проступок |
Тип игры: |
Игра по станциям (квест) |
Цель игры: |
Создание организационных и психолого-педагогических условий для профилактики правонарушений и преступлений подростков через формирование компетенций в вопросах правовой культуры |
Задачи: |
· Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения. · Формирование умения различать хорошие и плохие поступки. · Способствовать становлению, развитию, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам. · Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми. · Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления. |
Целевая аудитория: |
Подростки в возрасте 11-17 лет |
Продолжительность: |
60-90 мин. |
Предполагаемый результат: |
· Расширение знаний подростков в сфере законопослушного поведения. · Понимание подростками и разграничение таких понятий как проступок, правонарушение, преступление. · Получение практического опыта подростками в сфере правой компетенции. · Осознание личной ответственности в случае нарушения правил поведения и закона. · Развитие коммуникативных и личностных качеств подростков, создание зоны успеха. |
Игровой результат: |
Собрать мотивационную картинку-пазл из фрагментов, полученных за удачное прохождение станции.
|
Потенциальные партнеры: |
• Общеобразовательные организации • Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Место проведения: |
Помещение, соответствующее условиям и критериям игры |
Вариативность формирования команд: |
обучающиеся стоящие на учете в ТКДН и ЗП; обучающимися состоящими на ВШ учете от разных образовательных организаций; обучающиеся в параллели от одной или разных образовательных организаций. |
Основные этапы проведения игры: |
Старт игры: • Сбор команд в общем зале. • Вступительное слово ведущего. • Озвучивание правил для участников команд. • Выдача маршрутных листов. • •Участники команд отправляются на станции в соответствии с маршрутным листом. Финиш игры: • Сбор участников команд в общем зале. • Совместная работа членов команд: составление общей мотивационной картинки-пазла с цитатой. • Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты. • Заключительное слово ведущего. • Получение обратной связи от участников и организаторов. |
Этапы проведения игры по станциям (квеста)
I этап. «Подготовительный»
1. Организаторы в рамках социального партнерства информируют заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или начальника муниципального учреждения управление образования администрации района или руководителей общеобразовательных учреждений о возможности проведения игры-квеста.
2. Команды для участия в игре формируются на основании предоставленных заявок. Количество команд две. Рекомендуемое количество членов одной команды: 6 человек. По усмотрению организаторов количество человек и участвующих команд может быть увеличено, но должно соответствовать принципу парности.
3. По усмотрению организаторов и с учетом целесообразности возможно введение помощников-волонтеров и увеличение количества ведущих. Минимальное количество рекомендуемых организаторов – 2: по одной группе на человека.
4. Тематика заданий на каждой станции формируется в соответствии с ее названием. Станции следует располагать примерно на равном расстоянии друг от друга. Оформляются таблички с названиями станций (Приложение 1).
5. Организаторами игры подготавливается реквизит для участников команд.
II этап. «Организационный»
1. Перед началом игры в случае введения дополнительных помощников-волонтеров проводится общий инструктаж.
Правила игры для ведущих команду:
• У ведущего каждой группы находится маршрутный лист, в соответствии с которым и происходит переход от станции к станции (Приложение 7).
• В случае введения помощников-волонтеров их функции состоит в том, чтобы помогать участникам команд определять местонахождение станций; проводить игры и упражнения, контролировать время, присуждать за выполнение атрибут-пазл.
• За быстрое и правильное выполнение задания команде выдается один атрибут - часть своего пазла от общей картинки с мотивирующей цитатой (Приложение 6). В случае выполнения задания командой с замечаниями и ошибками пазл не выдаётся, но участники команды будут иметь возможность получить недостающие части в конце игры при блиц – опросе.
2. Участники команд, собираются в общем зале, по возможности оборудованном мультимедиа-проектором с колонками и расставленными стульями по количеству участников. Рекомендуется использование информационных стендов с опорной информацией по теме квест-игры (Приложение 3).
3. Представление ведущих. Актуализация внимания подростков на получаемую информацию в ходе мини-лекции с элементами беседы. (Приложение 2).
4. Выступление ведущего. Просмотр видео - притчи «Все оставляет свой след»: 2 минуты. В случае отсутствия возможности использования технических средств, притчу ведущий зачитывает самостоятельно (Приложение 4).
5. С помощью приемов социоигровой технологии организация деления участников на две команды в случайном порядке. К примеру: команда синих и красных. Вариативность: команды, командиры и названия команд определяются заранее. Так же возможно использованные других вариантов деления на группы и выбор названия образованной команде. При этом необходимо скорректировать затраченное время на введение изменений и не выходить за общий временной регламент.
6. Сообщение о количестве и названиях станций, о правилах игры:
• На старте ведущие, сопровождающие команды получают маршрутный лист и направляют команду от станции к станции при этом контролируют выполнение заданий на станциях и в случае правильного выполнения отдают атрибут-пазл.
Вариативность: Капитаны команд получают маршрутный лист и переходят от станции к станции, где их ждет закрепленный помощник-волонтер, который зачитывает правила и условия прохождения конкретной станции и присуждает за выполнение атрибут-пазл.
• За каждой станцией закреплен определенный цвет. Время, отведенное на одну станцию – 5-7 минут.
• Выполнив задание команда продолжает путь. Атрибуты-пазлы собираются и хранятся до конца игры.
• После прохождения всех станций участники собираются на финише (в общем зале) и в случае необходимости получают возможность в блиц-опросе заработать дополнительные пазлы-атрибуты для сбора общей картины с мотивирующей цитатой.
7. Проведение совместной активизирующей игры «Принцесса, дракон и рыцарь» (Приложение 5). Участник команды, победивший в игре приносит команде первый атрибут-пазл.
III этап. «Основной»
1. Старт игры. Участники команд отправляются по маршрутам в соответствии с полученными маршрутными листами.
№ п/п |
Название станции |
Цвет |
Основной вид деятельности |
1. |
«Умей сказать нет» |
красный |
Работа по парам. Продемонстрировать ситуацию и способ отказа |
2. |
«Хорошо подумай и скажи» |
оранжевый |
Разбор ситуаций по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление) |
3. |
«Веревочка» |
желтый |
Изобразить геометрические фигуры |
4. |
«Происшествие в парке» |
зеленый |
Сбор «улик» - следов. Составление текста. Ответ на вопросы |
5. |
«Верно – неверно» |
голубой |
Ответы на вопросы по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление) |
6. |
«Башенка» |
синий |
Работа в паре. Собрать на скорость башню из больших геометрических фигур находясь на линии ограничения |
7. |
«Вместе-мы сможем» |
фиолетовый |
Работа с листом заданий по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление) |
8. |
«Блиц опрос» |
белый |
Дополнительные баллы для команды |
IV этап. «Заключительный»
1. Финиш игры. Сбор участников команд в общем зале.
2. Совместная работа членов команд: составление общей картины с мотивирующей цитатой.
3. Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты.
4. Заключительное слово ведущего. Получение обратной связи от участников и организаторов. Фотографирование.
Описание содержания работы станций
Станция №1
«Умей сказать нет»
(Приложение 8)
Команде необходимо разбиться в произвольном порядке на пары.
Вариативность: Ведущий просит команду построиться в шеренгу и рассчитаться на первый-второй. Формирует пары.
Механизм проведения упражнения:
· Ведущий знакомит команду с памяткой «Правила уверенного отказа»
· Участники команды по очереди читают (знакомятся) с предложенными техниками отказа.
· Один из подростков зачитывает другому ситуацию. Второй подросток выбирает одну из подходящих техник отказа и демонстрирует ее. После демонстрации участники меняются ролями.
Вариативность: Карточки с техниками отказов и ситуациями выбираются участниками в «слепую». Ведущий предлагает предложить участникам свой вариант ситуации и оптимальный вариант выхода из него.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Резюмирование: Давление может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей. Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохраняет здоровье и определяет наше будущее завтра.
Описание содержания работы станций
Станция №2
Хорошо подумай и скажи»
(Приложение 9)
Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.
Ведущий: Я вам предложу ситуации для разбора, а вы должны определить, к какой категории эта ситуация относиться к проступку, правонарушению или преступлению. За каждый правильный ответ выдается атрибут-пазл.
Вариативность: Возможно участие всей команды без разделения на пары.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.
Описание содержания работы станций
Станция №3
«Веревочка»
Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Ведущий: Я вам дала веревку, у которой концы связаны. Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник.
Вариативность: В зависимости от качества выполнения упражнения и затраченного времени возможно усложнить задачу и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие основное правило (не открывать глаза) не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: Даже в непонятных или сложных условиях всегда есть возможность прислушаться к другим или взять на себя роль организатора.
Описание содержания работы станций
Станция №4
«Происшествие в парке»
(Приложение 10)
Команде необходимо собрать, прочитать текст и ответить на вопросы ведущего.
Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в помещении). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.
Вариативность: Цвет «следов»-подсказок может для каждой группы иметь свою фактуру или цвет.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники, отказавшиеся или неправильно выполнявшие задание, не получают атрибут-пазл.
Слова на следах:
всем по 16 лет (2)
в парке (4)
пили пиво на скамейке (6)
пошли гулять (3)
день рождения Вани (5)
друзья (1)
подошли сотрудники полиции (9)
ругались нецензурной бранью (8)
мальчики шумели (7)
Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.
Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.
Резюмирование: Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него. У любого поведения есть последствия.
Описание содержания работы станций
Станция №5
«Верно – неверно»
(Приложение 11)
Ведущий: Я буду зачитывать ситуации по порядку всей команде и в конце выскажу свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете руки вверх, если нет – приседаете. Всем понятны правила?
Вариативность: Вариант ответа команды может быть любым, главное соблюдение условия – ответ должны давать все члены команды и желательно одновременно.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники команды, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.
Описание содержания работы станций
Станция №6
«Башенка»
Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.
Ведущий: Вашей команде необходимо построить башню за отведенное время, используя весь предлагаемый материал. При этом пары по очереди должны меняться. В постройке башни должна поучаствовать все члены команды. За ограничивающую черту заходить нельзя.
Вариативность: Данное упражнение можно провести в соревновательном ключе на лучшее выполнение задания между двумя командами.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие озвученные правила, не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: В жизни как и в игре нужна поддержка людей, которые находятся рядом.
Описание содержания работы станций
Станция №7
«Вместе-мы сможем»
(Приложение 12)
Команде необходимо выбрать на предложенном листе-задании правильный вариант ответа на поставленный вопрос.
Ведущий: Вам дан лист с заданием. Выберите правильный вариант ответа на поставленный вопрос. Подчеркните ответ.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: Наш выбор сегодня определяет наше будущее завтра.
Описание содержания работы станций
Станция №8
«Блиц опрос»
(Приложение 13)
Команда получает возможность получить дополнительные баллы-пазлы за правильные ответы.
Ведущий: Это станция-соревнование между командами. Каждой команде по очереди я буду зачитывать вопрос. На раздумье команде отводиться 20 секунд.
За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.
Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.
Резюмирование: Знание – сила. Выбор – будущее.
Список использованной литературы:
1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.
2. Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе – технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-5. С. 58-65.
3. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. №6.
4. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // «Мир науки»: электрон. журн. 2016. Т.4. №5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf
5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. –2015. – № 1 – 2.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2011.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.