Методическая разработка по профилактике правонарушений среди подростков в форме квест - игры «Преступление, правонарушение, проступок» (методические рекомендации педагогу-психологу)
Оценка 4.7

Методическая разработка по профилактике правонарушений среди подростков в форме квест - игры «Преступление, правонарушение, проступок» (методические рекомендации педагогу-психологу)

Оценка 4.7
Игры +2
docx
Междисциплинарный 4
08.12.2023
Методическая разработка по профилактике правонарушений среди подростков в форме квест - игры «Преступление, правонарушение, проступок» (методические рекомендации педагогу-психологу)
Методическая разработка включает в себя апробированный материал по психолого-педагогическому сопровождению для повышения уровня правовой культуры в подростковой среде с помощью игровой квестовой технологии. Материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, работающих с детьми, входящими в группу «социального риска» и может быть реализован в рамках общей профилактики по повышению уровня правовой грамотности с несовершеннолетних.
квест- игра ППП.docx

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

структурное подразделение

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по профилактике правонарушений среди подростков

в форме квест - игры

«Преступление, правонарушение, проступок»

(методические рекомендации педагогу-психологу)

 

 

 

 

 

Авторы составители:

Шудрикова Юлия Валерьевна

Руководитель структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

Роскошная Алла Николаевна

Методист структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»

«Межрайонный центр психолого – педагогической помощи детям

Ракитянского и Краснояружского районов»

 

 

 

 

 

 

 

г. Белгород, 2023

Составители:

 

Шудрикова Ю.В., педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: [email protected]

Роскошная А.Н., методист, педагог-психолог структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС» межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов, высшая квалификационная категория, тел.: 8-930-084-79-87, e-mail: [email protected]

 

 

 

 

Методическая разработка включает в себя апробированный материал по психолого-педагогическому сопровождению для повышения уровня правовой культуры в подростковой среде с помощью игровой квестовой технологии.

Материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, работающих с детьми, входящими в группу «социального риска» и может быть реализован в рамках общей профилактики по повышению уровня правовой грамотности с несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка

4-5

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

6-7

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

8-10

I этап. «Подготовительный»

8

II этап. «Организационный»

8

III этап. «Основной»

9

IV этап. «Заключительный»

10

Описание содержания работы станций

11-18

Станция №1 «Умей сказать нет»

11

Станция №2 «Хорошо подумай и скажи»

12

Станция №3 «Веревочка»

13

Станция №4 «Происшествие в парке»

14

Станция №5 «Верно – неверно»

15

Станция №6 «Башенка»

16

Станция №7 «Вместе-мы сможем»

17

Станция №8 «Блиц опрос»

18

Список использованной литературы

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних входит в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Российской Федерации. Наиболее актуальной проблемой при проведении профилактических работ с несовершеннолетними является снижение числа совершаемых ими правонарушений и преступлений. Одной из главных мер профилактического воздействия и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений является осуществление субъектами профилактики правового воспитания. Понимание правового воспитание заключается, прежде всего, в передаче накопленных знаний о норме права в обществе. Как показывает практика, для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. Наиболее эффективным является реализация обще-профилактических мер, направленных на предотвращение совершения подростками преступлений и правонарушений.

Современное поколение требует внедрения новых форм работы, большей практической вовлеченности и предоставления актуальной информации в рамках правовой грамотности, через осмысление опыта в процессе взаимодействия. Современные подростки – представители так называемого поколения «Z» и потому периодически испытывают трудности в классическом обучении, поэтому так важно найти профессиональные и актуальные современные инструменты, способствующие снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. К такой игровой образовательной технологии относится квест-технология. Основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая в себе технологии проблемного, проектного и игрового обучения, ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации, развитие подростков, как активных участников процесса. Данная технология идеально подходит для достижения обще-профилактических образовательных целей, которые в ходе реализации проектной и игровой деятельности, познакомят с новой информацией, позволяют закрепить имеющиеся знания, способствуют их отработке на практике умения детей. Так же квест-игры обладают рядом важных характеристик. Сюда можно отнести результативность — квест-игра направлена на достижение заранее определённого, конкретного результата. Дискретность — квест-игра разбивается на отдельные шаги (этапы, станции, стадии), прохождение которых фиксируется и оценивается в ходе игры. Эта особенность позволяет при необходимости останавливать и возобновлять игру, упрощает проведение многодневных мероприятий. Соревновательность —проводится в командах (оптимальная численность 12 человек), которые соревнуются между собой в скорости достижения результата или наборе очков (баллов). Ограниченность — во времени и пространстве. Правила дают определённое время на выполнение задания, причём в ходе игры запрещено покидать отведённое правилами место (локацию). Детерминированность — основные правила квест-игры определены заранее и не меняются в ходе игры. Сюжетно-ролевой характер, которые позволяет превратить профилактическое мероприятие в легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

 

Название игры:

Преступление, правонарушение, проступок

Тип игры:

Игра по станциям (квест)

Цель игры:

    Создание организационных и психолого-педагогических условий для профилактики правонарушений и преступлений подростков через формирование компетенций в вопросах правовой культуры

Задачи:

·        Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения.

·        Формирование умения различать хорошие и плохие поступки.

·        Способствовать становлению, развитию, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам.

·        Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми.

·        Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления.

Целевая аудитория:

Подростки в возрасте 11-17 лет

Продолжительность:

60-90 мин.

Предполагаемый результат:

·      Расширение знаний подростков в сфере законопослушного поведения.

·      Понимание подростками и разграничение таких понятий как проступок, правонарушение, преступление.

·      Получение практического опыта подростками в сфере правой компетенции.

·      Осознание личной ответственности в случае нарушения правил поведения и закона.

·      Развитие коммуникативных и личностных качеств подростков, создание зоны успеха.

Игровой результат:

Собрать мотивационную картинку-пазл из фрагментов, полученных за удачное прохождение станции.

 

Потенциальные партнеры:

• Общеобразовательные организации

• Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Место проведения:

Помещение, соответствующее условиям и критериям игры

Вариативность формирования команд:

обучающиеся стоящие на учете в ТКДН и ЗП;

обучающимися состоящими на ВШ учете от разных образовательных организаций;

обучающиеся в параллели от одной или разных образовательных организаций.

Основные этапы

проведения игры:

Старт игры:

      Сбор команд в общем зале.

      Вступительное слово ведущего.

      Озвучивание правил для участников команд.

      Выдача маршрутных листов.

      •Участники команд отправляются на станции в соответствии с маршрутным листом.

Финиш игры:

      Сбор участников команд в общем зале.

      Совместная работа членов команд: составление общей мотивационной картинки-пазла с  цитатой.

      Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты.

      Заключительное слово ведущего.

      Получение обратной связи от участников и организаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

 

I этап. «Подготовительный»

1.     Организаторы в рамках социального партнерства информируют заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или начальника муниципального учреждения управление образования администрации района или руководителей общеобразовательных учреждений о возможности проведения игры-квеста.

2.     Команды для участия в игре формируются на основании предоставленных заявок. Количество команд две. Рекомендуемое количество членов одной команды: 6 человек. По усмотрению организаторов количество человек и участвующих команд может быть увеличено, но должно соответствовать принципу парности.

3.     По усмотрению организаторов и с учетом целесообразности возможно введение помощников-волонтеров и увеличение количества ведущих. Минимальное количество рекомендуемых организаторов – 2: по одной группе на человека.

4.     Тематика заданий на каждой станции формируется в соответствии с ее названием. Станции следует располагать примерно на равном расстоянии друг от друга. Оформляются таблички с названиями станций (Приложение 1).

5.      Организаторами игры подготавливается реквизит для участников команд.

 

II этап. «Организационный»

1.     Перед началом игры в случае введения дополнительных помощников-волонтеров проводится общий инструктаж.

Правила игры для ведущих команду:

• У ведущего каждой группы находится маршрутный лист, в соответствии с которым и происходит переход от станции к станции (Приложение 7).

• В случае введения помощников-волонтеров их функции состоит в том, чтобы помогать участникам команд определять местонахождение станций; проводить игры и упражнения, контролировать время, присуждать за выполнение атрибут-пазл.

• За быстрое и правильное выполнение задания команде выдается один атрибут - часть своего пазла от общей картинки с мотивирующей цитатой (Приложение 6). В случае выполнения задания командой с замечаниями и ошибками пазл не выдаётся, но участники команды будут иметь возможность получить недостающие части в конце игры при блиц – опросе.

2.     Участники команд, собираются в общем зале, по возможности оборудованном мультимедиа-проектором с колонками и расставленными стульями по количеству участников. Рекомендуется использование информационных стендов с опорной информацией по теме квест-игры (Приложение 3).

3.     Представление ведущих. Актуализация внимания подростков на получаемую информацию в ходе мини-лекции с элементами беседы. (Приложение 2).

4.     Выступление ведущего. Просмотр видео - притчи «Все оставляет свой след»: 2 минуты. В случае отсутствия возможности использования технических средств, притчу ведущий зачитывает самостоятельно (Приложение 4).

5.     С помощью приемов социоигровой технологии организация деления участников на две команды в случайном порядке. К примеру: команда синих и красных. Вариативность: команды, командиры и названия команд определяются заранее. Так же возможно использованные других вариантов деления на группы и выбор названия образованной команде. При этом необходимо скорректировать затраченное время на введение изменений и не выходить за общий временной регламент.

6.     Сообщение о количестве и названиях станций, о правилах игры:

• На старте ведущие, сопровождающие команды получают маршрутный лист и направляют команду от станции к станции при этом контролируют выполнение заданий на станциях и в случае правильного выполнения отдают атрибут-пазл.

Вариативность: Капитаны команд получают маршрутный лист и переходят от станции к станции, где их ждет закрепленный помощник-волонтер, который зачитывает правила и условия прохождения конкретной станции и присуждает за выполнение атрибут-пазл.

• За каждой станцией закреплен определенный цвет. Время, отведенное на одну станцию – 5-7 минут.

• Выполнив задание команда продолжает путь. Атрибуты-пазлы собираются и хранятся до конца игры.

• После прохождения всех станций участники собираются на финише (в общем зале) и в случае необходимости получают возможность в блиц-опросе заработать дополнительные пазлы-атрибуты для сбора общей картины с мотивирующей цитатой.

7.     Проведение совместной активизирующей игры «Принцесса, дракон и рыцарь» (Приложение 5). Участник команды, победивший в игре приносит команде первый атрибут-пазл.

 

 

 

 

 

 

III этап. «Основной»

1. Старт игры. Участники команд отправляются по маршрутам в соответствии с полученными маршрутными листами.

 

п/п

Название станции

Цвет

Основной вид деятельности

1.                 

«Умей сказать нет»

красный

Работа по парам. Продемонстрировать ситуацию и способ отказа

2.                 

«Хорошо подумай и скажи»

оранжевый

Разбор ситуаций по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

3.                 

«Веревочка»

желтый

Изобразить геометрические фигуры

4.                 

«Происшествие в парке»

зеленый

Сбор «улик» - следов. Составление текста. Ответ на вопросы

5.                 

«Верно – неверно»

голубой

Ответы на вопросы по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

6.                 

«Башенка»

синий

Работа в паре. Собрать на скорость башню из больших геометрических фигур находясь на линии ограничения

7.                 

«Вместе-мы сможем»

фиолетовый

Работа с листом заданий по теме квест-игры (проступок, правонарушение, преступление)

8.                 

«Блиц опрос»

белый

Дополнительные баллы для команды

 

 

IV этап. «Заключительный»

1.     Финиш игры. Сбор участников команд в общем зале.

2.     Совместная работа членов команд: составление общей картины с мотивирующей цитатой.

3.     Совместное одновременное командное прочтение получившейся цитаты.

4.     Заключительное слово ведущего. Получение обратной связи от участников и организаторов. Фотографирование.

Описание содержания работы станций

 

Станция №1

 «Умей сказать нет»

(Приложение 8)

 

Команде необходимо разбиться в произвольном порядке на пары.

 

Вариативность: Ведущий просит команду построиться в шеренгу и рассчитаться на первый-второй. Формирует пары.

 

Механизм проведения упражнения:

·        Ведущий знакомит команду с памяткой «Правила уверенного отказа»

·        Участники команды по очереди читают (знакомятся) с предложенными техниками отказа.

·        Один из подростков зачитывает другому ситуацию. Второй подросток выбирает одну из подходящих техник отказа и демонстрирует ее. После демонстрации участники меняются ролями.

 

Вариативность: Карточки с техниками отказов и ситуациями выбираются участниками в «слепую». Ведущий предлагает предложить участникам свой вариант ситуации и оптимальный вариант выхода из него.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Давление может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей. Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохраняет здоровье и определяет наше будущее завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №2

Хорошо подумай и скажи»

(Приложение 9)

 

Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.

 

Ведущий: Я вам предложу ситуации для разбора, а вы должны определить, к какой категории эта ситуация относиться к проступку, правонарушению или преступлению. За каждый правильный ответ выдается атрибут-пазл.

 

Вариативность: Возможно участие всей команды без разделения на пары.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №3

«Веревочка»

 

Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

 

Ведущий: Я вам дала веревку, у которой концы связаны. Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник.

 

Вариативность: В зависимости от качества выполнения упражнения и затраченного времени возможно усложнить задачу и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие основное правило (не открывать глаза) не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Даже в непонятных или сложных условиях всегда есть возможность прислушаться к другим или взять на себя роль организатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №4

«Происшествие в парке»

(Приложение 10)

 

Команде необходимо собрать, прочитать текст и ответить на вопросы ведущего.

 

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в помещении). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

 

Вариативность: Цвет «следов»-подсказок может для каждой группы иметь свою фактуру или цвет.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, отказавшиеся или неправильно выполнявшие задание, не получают атрибут-пазл.

 

Слова на следах:


всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)


 

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

 

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

 

Резюмирование: Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него. У любого поведения есть последствия.

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №5

«Верно – неверно»

 (Приложение 11)

Ведущий: Я буду зачитывать ситуации по порядку всей команде и в конце выскажу свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете руки вверх, если нет – приседаете. Всем понятны правила?

 

Вариативность: Вариант ответа команды может быть любым, главное соблюдение условия – ответ должны давать все члены команды и желательно одновременно.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, отказавшиеся выполнять упражнение не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №6

«Башенка»

 

Команде необходимо разбиться на пары. Рекомендуется пары менять.

 

Ведущий: Вашей команде необходимо построить башню за отведенное время, используя весь предлагаемый материал. При этом пары по очереди должны меняться. В постройке башни должна поучаствовать все члены команды. За ограничивающую черту заходить нельзя.

 

Вариативность: Данное упражнение можно провести в соревновательном ключе на лучшее выполнение задания между двумя командами.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники, не справившиеся с заданием или нарушившие озвученные правила, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: В жизни как и в игре нужна поддержка людей, которые находятся рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №7

«Вместе-мы сможем»

 (Приложение 12)

 

Команде необходимо выбрать на предложенном листе-задании правильный вариант ответа на поставленный вопрос.

 

Ведущий: Вам дан лист с заданием. Выберите правильный вариант ответа на поставленный вопрос. Подчеркните ответ.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Наш выбор сегодня определяет наше будущее завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания работы станций

 

Станция №8

«Блиц опрос»

(Приложение 13)

 

Команда получает возможность получить дополнительные баллы-пазлы за правильные ответы.

 

Ведущий: Это станция-соревнование между командами. Каждой команде по очереди я буду зачитывать вопрос. На раздумье команде отводиться 20 секунд.

 

За выполнение задания всеми участниками команды присваивается один атрибут-пазл.

 

Участники команды, не справившиеся с заданием, не получают атрибут-пазл.

 

Резюмирование: Знание – сила. Выбор – будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.

2.     Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе – технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-5. С. 58-65.

3.     Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. №6.

4.     Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // «Мир науки»: электрон. журн. 2016. Т.4. №5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf

5.     Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. –2015. – № 1 – 2.

6.     Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2011.


 

7.     Скачано с www.znanio.ru

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛГОРОДСКИЙ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛГОРОДСКИЙ

Составители: Шудрикова Ю.В

Составители: Шудрикова Ю.В

Содержание Пояснительная записка 4-5

Содержание Пояснительная записка 4-5

Пояснительная записка В настоящее время предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних входит в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти

Пояснительная записка В настоящее время предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних входит в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти

Ограниченность — во времени и пространстве

Ограниченность — во времени и пространстве

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

Информационный паспорт игры по станциям (квеста)

Место проведения: Помещение, соответствующее условиям и критериям игры

Место проведения: Помещение, соответствующее условиям и критериям игры

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

Этапы проведения игры по станциям (квеста)

Рекомендуется использование информационных стендов с опорной информацией по теме квест-игры (Приложение 3)

Рекомендуется использование информационных стендов с опорной информацией по теме квест-игры (Приложение 3)

III этап. «Основной» 1. Старт игры

III этап. «Основной» 1. Старт игры

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Описание содержания работы станций

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023